Мария Метлицкая В нашем доме Ленин я!

Ирина Торпачева
Разговаривала по телефону с Марией Метлицкой. «А о чем она пишет?!» -- заинтересовалась забежавшая  за стаканом сахара соседка. «Да о нашем, о девичьем»,  -- рассмеялась я. О любви, об изменах и депрессиях, о тех шишках, которые  мы набиваем, становясь женами, свекровями, невестками... Словом, не нашлось хорошей подруги посоветоваться за жизнь – бери томик Метлицкой и душевно общайся хоть всю ночь.

-- Мария, вы ведь по профессии врач?  А пишите женскую прозу… Нет бы советы по здоровью!

-- Ну, я всего семь лет проработала  терапевтом. Да и человек курящий, (хорошо – не пьющий (смеется), здоровым образом жизни сильно не увлекаюсь, так что не мне давать советы…

-- А почему медицину-то оставили?

-- Занималась ребенком, была такая возможность. В девяностые, помните, кто-то из предпринимателей упал, кто-то поднялся, у моего мужа как раз случился подъем.

--И вам понравилось быть домохозяйкой?

-- Очень! Готовить, убираться люблю, хотя и устаю – мы ведь сейчас живем  за городом, в собственном доме, хозяйство большое (смеется)!

-- Представляю тогда, как вам было тяжело, когда сын собрался уходить на собственные хлеба: единственный ребенок, много лет все крутилось вокруг него…

-- Ему уже 32 года и он такой лысый бородатый дядя, недавно внука нам подарил. Так что сейчас все нормально. А когда мой «ребенок» в свои двадцать лет вырвался во взрослую жизнь… Вот тогда меня настиг жуткий кризис! Понимаю: у него девушка, ему хочется самостоятельности… А как же я?! Первое время все еще ему супы с котлетами возила. Однажды отдала супы, распрощалась, сели мы с мужем в машину, и у меня вдруг началась дикая истерика… Хотя не знаю, что нужно сделать, чтобы  вообще заставить меня плакать! Я причитала, муж меня успокаивал…
А тут я еще очень тяжело заболела, и нужно было выбирать: как-то выкарабкиваться из всего этого или тихо ползти на кладбище. И –такая, знаете, ледяная пустота на душе… Депрессия.

-- Вы теперь знаете, как избавиться от ее цепких лап? Можете дать совет тем, кто находится в похожей ситуации?

-- Это был очень длительный процесс… Например, я сначала заставила себя найти плюсы в уходе сына. Не держится за мамкину юбку? Так это же здорово! Сам выстраивает свою жизнь, оплачивает жилье? Замечательно! С меня сняты обязанности и я могу заняться творчеством. Тогда в моей жизни появился декупаж, я стала почти профессиональным мастером, оформила в этой технике всю мебель на даче. Но это было лишь крошечной частью работы над собой…

Я согласна с Сергеем Гармашом, который сказал как-то в интервью: не бросайтесь словами, когда называете плохое настроение депрессией, депрессия – это тяжелая болезнь, онкология души. Меня пробили его слова! Можете написать крупными буквами главный совет: в этом состоянии нужно бежать, и не к психологам, а к врачам, и – серьезно лечиться. Многие думают: само пройдет! Не пройдет! Случаются такие страшные моменты, когда не хочется жить…У меня, к счастью, была еще огромная поддержка со стороны семьи, мужа. Это крайне важно.

-- Вы тогда и писать-то стали?

-- Сначала я металась, но однажды я села в саду, взяла ручку и бумагу и стала писать рассказы. Когда муж приехал на выходные, дала ему почитать, и он сказал: а ты знаешь, мне нравится…

Самое смешное было потом: ну ладно, нравится, и что делать с этим дальше? Мы с мамочкой не нашли ничего умнее, как пойти с диском на Московскую книжную ярмарку, ходили и предлагали его издательствам. Естественно, никто не брал. Тогда рассказы и не были никому нужны, это сейчас жанр возрождается. В результате мне несказанно повезло: мою дискету прочитала редактор из издательства и спросила, а есть ли еще.

-- В ваших книгах – реальные, очень жизненные женские истории. Ну ладно, «Дневник свекрови», с этим как бы понятно. А «После измены»? Откуда у женщины, находящейся в счастливом браке, такие глубокие познания?

-- Брак у меня и в самом деле счастливый, но я вам так скажу: по всем семьям каток проезжается, абсолютно по всем! Конкретно в моей жизни такого испытания, как измена, не было, но книга основана на реальных переживаниях моей самой близкой подруги. Главный вопрос: как принять и забыть, если забыть невозможно? Мы с Танечкой это «терли» не один год. Сейчас она уже сошлась с мужем, оттаяла, и вроде все хорошо. Но забыть она все равно не может. Простить – простила, а забыть – нет!

--А как вы относитесь к мужчинам, которые изменяют?

--Все мужики сволочи? Да нет, просто жизнь сложная штука.  Особенно, если брак заключен в юности, и мужчина вступает в него совсем незрелым. Трудно настаивать, что он никогда не свернет налево. Хотя есть разные типы мужчин. Я знала мужчин, которые гуляли налево долго и со вкусом, не пропуская ни одной юбки. А есть другие истории,  трагические, когда правда – полюбил и мучается!

И женщины изменяют. Но их измены, безусловно, отличаются от мужских. Потому что у женщин сердце – все, даже голова.

-- Над чем сейчас работаете?

-- Хотела засесть за «Дневник невестки», но понимаю, что эта вещь должна быть не слабее «Дневника свекрови», по которому, кстати, собираются снимать фильм.  Но у нас сейчас перегруз с семейными делами, поэтому пока пишу рассказы.

-- Дома работать тяжело? Из окна виден огород, на котором вылазит сорняк, на первом этаже – мама, которой, может быть, нужна помощь…

-- Что касается сорняков, то здесь все в порядке: у меня радикулит, и за участком присматривает домработница. Но она ходит к нам раз в неделю, поэтому все остальное на мне. Но – до двенадцати и после шести вечера, в эти часы, если нет какого-нибудь аврала (потому что в доме Ленин – я! (смеется), я работаю.  Хозяйских забот, конечно, много. Ну и слава богу: лишь бы было для кого убираться и готовить. Лишь бы мамочка долго жила да дети к нам в гости приезжали, а я со всем справлюсь.

Беседовала Ирина Торпачева