Слон или человеческий фактор

Потомкам
К концу августа холодает. Тёплые утра перестают быть душными. Приближается сентябрь, лучший из летних месяцев в здешних краях.

Я спешу на смену. Быстро-быстро между пятиэтажек, через лесополосу, а потом вдоль бетонного забора бегом, огибая периметр. Трёхкилометровый кросс по пересечённой местности вдоль штакетников и отворяющихся ставень в сопровождении истеричных всхлипов запоздалых петухов и дежурного лая хозяйских дворняг.

Если махнуть через забор и двинуть напрямки, я сэкономил бы половину времени, но меня пугает необходимость пересекать ВПП*, следом за которой обманчиво пустеет перрон - вотчина слонов.

Слонами называют авиатехников, работающих на перроне.
Мне не до конца понятно происхождение  этого определения.
Кто-то говорит, что "слон" - это аббревиатура от СамоЛётного ОбслуживаНия;
а кто-то видит в них одну из основ авиации (слонов), на которых она зиждется.
Это кажется надуманным, и я принимаю третье объяснение: что работы на самолёте всегда валом, и  исполнять её необходимо кропотливо и тщательно и днём, и ночью, и в зной, и в снег, безропотно и ответственно, подобно слонам на лесозаготовках.
Да и кто кроме слонов мог бы "ворочать" авиалайнеры,- усмехаюсь я набегу.   

Вот и последний поворот, можно перейти на шаг. Иду спокойно и размеренно, благо, что до проходной рукой подать.
Знакомые лица, привычные "Здрассьте".
Рядом с курилкой под выцветшим лозунгом: "Даёшь 100%-ную расшифровку полётной информации", - небольшая группа людей: "Мы тут сутками ... а он ...  одного взгляда!.."

Подхожу, здороваясь:"В чём дело, мужики?"
Выясняется: пару дней назад на базу после двухмесячного отсутствия вернулся борт (большая Ту-шка).
Дежурный слон, стоя перед самолётом, руководил рулением, помогая пилоту.
Он знал все свои борты досконально, до последней заклёпки, равно, как и каждую выщербинку в бетоне стояночного места.
И тут лёгкий диссонанс, едва уловимая асимметрия фюзеляжа, ощутимая почти интуитивно, привлекла его внимание и обеспокоила. Со своими сомнениями он пришёл в УРАПИ*.
В нарушение регламента было решено снять с самолёта бортовые самописцы и подвергнуть их внеочередной расшифровке.
Каково же было удивление инженеров, когда после анализа записанных данных выяснилось, что одна из посадок самолёта произошла с критической перегрузкой. На некоторых узлах приборы зафиксировали запредельное превышение допустимых параметров. Проще говоря, лайнер слегка ударился о землю при посадке.
 
Это было серьёзное лётное происшествие, которое экипаж малодушно скрыл.
Эксплуатировать такой самолёт было нельзя, а он летал ещё почти месяц с другими экипажами и пассажирами. Пока на его пути не встретился авиатехник, слон, с одного взгляда поставивший диагноз и отправивший его в ремонт.

Такой вот "человеческий фактор".




ВПП   – влётно-посадочная полоса .
УРАПИ – участок расшифровки и анализа полётной информации






февр'15г.