Любимые женщины Василия Кандинского

Алина Алексеева-Маркезин
Василий Кандинский и Габриэла Мюнтер.
       Василий Кандинский-выдающийся русский живописец,один из основоположников абстракционизма,создатель огромного количества картин, автор нескольких книг об искусстве и неутомимый исследователь-этнограф.С 1921 жил за границей  в Веймаре, Дессау, Берлине. В 1928 г. принял немецкое гражданство. После прихода в Германии к власти фашистов переехал во Францию, жил в Париже. Один из крупнейших художников XX в., Кандинский создаёт новое искусство, наиболее полно выражающее современную эпоху, кардинально обновил художественный язык, основанный на синтезе живописи, музыки, танца.

            Сегодня мы не будем говорить о его творчестве,а поговорим о его личной жизни.

       Первой женой Кандинского была Анна Филипповна Чемякина , двоюродная сестра Василия по линии отца.Поженились они в 1892г.Она была на 6 лет старше его.Многими чертами, да и особенностями характера Анна напоминала Василию его мать. Весь ее облик, манера держаться.
    По отношению к Кандинскому Анна проявляла терпимость, готовность к самопожертвованию.   Она помогала ему находить внутреннюю гармонию, сглаживать напряжение. И в этом смысле была для него незаменима.Кроме того, она была частью его прошлого, с ней он мог в Германии говорить по-русски, их связывали общие воспоминания.

      Даже когда у Василия возникла новая любовь и новые отношения, когда совместная жизнь Кандинских стала очевидно разлаживаться, Анна, в своем благородстве, готова была взять часть вины на себя, уверяя мужа, что в их отчуждении виноваты оба.Поэтому, строя отношения с Мюнтер, он, особенно на первых порах, очень боялся травмировать Анну, всегда был к ней внимателен, навещал ее, переписывался с ней.

       Когда молодая Габриэль Мюнтер появилась в художественном классе Кандинского, ей было 25 лет, а ему – 36 . Кандинский изначально привлек Габриэль как интересный учитель. В своих дневниках она писала, что он воспринял ее как личность, имеющую сознательные устремления. Видимо, этим и покорил сердце молодой художницы. Она же покорила его своим спокойствием, уверенностью в себе – теми чертами, которых не хватало самому Кандинскому. Так началась их дружба, доверительное общение родственных душ, которое переросло в любовь.

       Их обоих, казалось, не смущал факт, что Кандинский был женат. И уже через год, в 1903, они обручились. Началась скрытная жизнь, то вместе – в путешествиях, то порознь – в Германии. В это время из-под кисти Кандинского рождались постимпрессионистские полотна. В этом стиле он создал два портрета Габриэль Мюнтер – в 1903 и 1905 годах.
       На первом изображена девушка у мольберта. Она рисует с натуры, во дворе, усыпанном осенними листьями. Со второго, сделанного два года спустя, на зрителя смотрит серьезным и задумчивым взглядом молодая женщина. Выразительные глаза отражают целое море мыслей и чувств: в них и любовь, и грусть, и немой вопрос к рисующему и зрителям.

   Летом 1906 года был Париж, где они сняли дом. Однако Кандинский довольно скоро почувствовал, что этот город ему чужой, и захотел уехать. Но Габриэль воспротивилась отъезду: ей захотелось остаться в Париже. Она записалась на курс рисования кистью. Именно в Париже Мюнтер наконец обрела свой особенный стиль, определилась как художница. Это ее, несомненно, радовало, в отличие от грустных итогов личной жизни: ей было уже 30, она 5 лет провела рядом с Кандинским, а он до сих пор был женат на другой.

   Лето 1908 года пара провела вместе – в городке Мурнау в Баварии. Это лето стало переломным в творчестве Кандинского, дав начало новому этапу – этапу абстракционизма. В следующем году Кандинский и Мюнтер купили в Мурнау дом, и стали жить там открыто. Это был активный творческий период для обоих.

      Однако, в то же время их союз из любовного постепенно стал превращаться лишь в союз двух единомышленников. Каждый искал себя в искусстве, в деятельности. У Кандинского это был период расцвета, у Мюнтер дела шли неровно.

       В 1911 году Кандинский официально развелся с Анной. С началом Первой мировой войны пара едет в Швейцарию. Далее Кандинский оставляет Мюнтер в Цюрихе, а сам отправляется в Москву. Их разрыв уже предопределен, хотя, возможно, об этом и не говорится вслух. Мюнтер все еще надеется узаконить отношения, Кандинского эта ситуация угнетает.

        Зимой 1915 года они вновь встречаются, в Стокгольме. У Василия не хватает мужества порвать с Габриэль открыто. Весной 1916 он уезжает, пообещав заняться бумагами для брака. И зимой 1917 года он женится. Но – не на Габриэль, а на Нине Андреевской, с которой познакомился в Москве за полгода до этого. Мюнтер об этой свадьбе он не сообщает… Мюнтер безрезультатно пыталась его найти, писала письма, но они оставались без ответа. Только спустя четыре года, в 1921 году, он вышел на связь – через своего адвоката. Кандинский требовал вернуть ему его личные вещи и картины. Часть предметов она вернула, часть осталась ей в качестве “компенсации морального ущерба”.


       После расставания с Кандинским Мюнтер забросила искусство, пытаясь найти себя в чем-то другом. К рисованию она вернулась лишь спустя 10 лет после бегства Кандинского, в 1927. Однако продолжала вести замкнутый образ жизни, мало кого допуская к себе.
      В годы фашизма, когда беспредметное «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, архив и работы Кандинского она прятала в подвале собственного дома, серьезно рискуя. В 1957 году Мюнтер передала архив мюнхенской городской галерее. Умерла Габриэль Мюнтер в 1962 году, пережив своего учителя и несостоявшегося мужа почти на 18 лет.


          Знакомство с Ниной Андреевской состоялось в 1916 году, по телефону. И позже Кандинский признается Нине, что сначала влюбился в ее голос. Именно в этот день он написал свою акварель Незнакомому голосу.


    На момент их встречи Кандинскому было почти 50, Нине – 17. «Меня удивили его потрясающие голубые глаза…» – напишет позже Нина в своем дневнике о первой встрече с Василием. 11 февраля 1917 года пара обвенчалась. На невесте было белое платье по эскизу Кандинского. Несомненно, многие считали, что Нина вышла замуж за знаменитость. Но сама она всегда утверждала обратное, говоря, что это была любовь с первого взгляда. В подтверждение этого, она была ему верной женой почти 28 лет.

        В Берлине пара жила замкнуто. Несмотря на то, что там было много русских художников, Василий сознательно отказался от общения с ними. Зато они каждый день ходили в кино – оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в Баухаусе – школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна. Семья переехала в Веймар – провинциальный крошечный городок, без каких-либо признаков светской жизни
Через несколько лет школа из Веймара переехала в Дюссау.

     Творческая жизнь там кипела, и для Кандинского это был самый плодотворный период. Но все закончилось в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер. Он объявил абстрактное искусство «дегенеративным». Баухаус был закрыт, и Кандинские оказались на распутье. Они могли остаться в Германии, ведь их никто не выгонял. Но как жить художнику в такой атмосфере? И Кандинский решает переехать в Париж. Ему на тот момент 67, ей – 35 лет.

       Но жить во Франции за счет искусства оказалось непросто. Картины почти не продавались, и на Кандинского это действовало угнетающе. С началом Второй мировой войны пара Кандинских не покинула Парижа. И оккупация города не повлияла на распорядок дня Василия – он гулял и писал каждый день, до июля 1944. А 13 декабря 1944 года Василий Кандинский умер.

      Нина очень хорошо сознавала, что цена его картин вскоре вырастет. И поэтому отказывалась сразу продавать полотна. После войны она продолжала жить в Париже, в их доме. Продавала и дарила картины мужа разным музеям, организовывала мемориальные выставки. В 1973 году она опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я».

          В начале 70-х годов Кандинская купила шале в Швейцарии и переехала туда. В сентябре 1983 года ее домик в горах подвергся нападению грабителей, унесших все ее украшения. Хозяйку дома убили. Она умерла в ванной, получив удар чем-то тяжелым по голове. Драгоценностей в доме не обнаружили. Преступление так и не было раскрыто. Полиция- установила,что из квартиры ,кроме других ценностей..,украдено зеленое бриллиантовое колье от Картье стоимостью 930 тысяч долларов.

 Через восемнадцать месяцев дело закрыли,убийцу не нашли,а через три года-то самое колье выставили на аукцион в Париже.

       ЕГО ПОМНЯТ

         Благодаря женщинам Кандинского его наследие хранится в  Америке,Германии и Франции,где прошли основные годы его творческой жизни.Российских музеи, оказались в положении бедных родственников. Один из главных арт-космополитов XX века не слишком заботился о том, чтобы его искусство непременно досталось родине, и то, что мы имеем, составляет хоть и существенную, но вполне дублируемую западными собраниями часть его наследия. В основном это коллекция Музея живописной культуры.Кандинский востребован, является сейчас одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.

       Его выставки пользуются неизменным успехом. В 2008-2010 годах в Мюнхене, Париже, Нью-Йорке была показана представительная ретроспектива, включавшая 95 произведений, написанных с 1907 по 1942 годы и отражающих все основные периоды творчества художника.
     Экспозиция собрана из немецких, французских и американских галерей, обладающих наиболее крупными собраниями его работ. Прежде всего – это мюнхенская галерея Lenbachhaus, основу коллекции которой составляют работы, переданные в дар Габриэлой Мюнтер Центр Помпиду в Париже обладает крупным собранием произведений последнего периода жизни художника, подаренных вдовой художника Ниной Кандинской. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке обладает самым богатым собранием его картин.

           Кандинский считал, что получит истинное признание лишь лет через сто. Но ошибся. Уже сегодня его знают и ценят во всём мире, чтят его имя.
       В России в 2007 году учреждена ежегодная премия Кандинского за вклад в современное российское искусство.


Текст с иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/1794632