Светоносная Ксения

Самая Счастливая Эльфийка
‘Свет претворенный нежен и певуч,
 Но тайные ему подвластны силы,
 До дна всю душу проникает луч,
 Пронзает стены, мысли и могилы’
(с) Марина Гах

Эти слова известной королёвской поэтессы могли бы стать эпиграфом к полному собранию сочинений Ксении Некрасовой. Но это дело будущего, а в настоящем королевцы почтили память Ксении и отдали дань уважения ее удивительному творчеству, собравшись 19-го февраля в гостиной под ‘Волшебным фонарем’, что сияет благодаря библиотеке ДК им. М. И. Калинина.
Встреча носила название ‘Ксения, птица небесная’. Отрадно, что послушать о Поэте пришло много школьников – учеников десятых и одиннадцатых классов школы № 1. Украсили действо, которая по традиции вела Любовь Полякова, ученики ДШИ: Инна Забрускова подарила гостям ‘Сонатину’ Меттнера, а Кира Кокорева – ‘Раскаяние’ Прокофьева. Хрупкие девочки, чьи пальцы танцевали над клавишами, придали встрече атмосферу возвышенности, чистой красоты.
Ксения… Странница… Поистине трагическая судьба. Родителей своих Ксения Некрасова не помнила, ее удочерила семья учителя. Ей говорили, что она – дочь Григория Распутина или одна из дочерей царя Николая… Может быть, отсюда проистекает ее убежденность в собственном дворянском происхождении…
Детство, юность, работа на Уральском заводе тяжелого машиностроения… Заметив талантливую девушку, в 1935 году комсомол отправил ее учиться в Московский Литературный институт. Однако закончить учебу поэтессе не удалось – в жизнь ворвалась война. Мирных жителей эвакуировали, и в дороге на ее руках погиб под обстрелом грудной сын Тарас. Муж Ксении, не выдержав горя, потерял рассудок, а сама поэтесса перенесла травматический энцефалит, здоровье ее пошатнулось, руки не слушались...
И с тех пор существовало в жизни Ксении два мира, один – окружавший ее, реальный, полный брезгливой жалости людей, жалости к голодной, бедно одетой женщине, едва сводящей концы с концами, – и мир другой: мир ее стихов – чистых, ярких красок, гармонии и неподдельной радости, даже счастья… Откуда такие кристальные строки, написанные необычным, не всегда признаваемым советскими издателями верлибром? Ксения была близка по духу к блаженным и Святым – и здесь уместно будет упоминание о поэме Николая Некрасова ‘Кому на Руси жить хорошо’.
Ксения – однофамилица великого русского поэта. Но как созвучны строки

На вид блестящая,
    Там жизнь мертвящая
            К добру глуха. –

миру равнодушных, неприязненно относящихся к ней людей, среди которых она пыталась выжить! А далее – не о самой ли Ксении – продолжение:

    Другая - тесная
    Дорога, честная,
            По ней идут
    Лишь души сильные,
    Любвеобильные,
            На бой, на труд.

Таким источником Света, лучиком, преодолевающим препятствия и подаренным солнцем нашему миру, была Ксения Некрасова. И больно оттого, что она, презираемая, угнетаемая, гонимая (советская власть перестала печатать ее ‘буржуазные’ стихи, аргументируя свое решение так: ‘массы верлибра не поймут’… Лишая людей радости соприкосновения с удивительным Миром чистейшего Человека…), не получила признания при жизни и видела вокруг себя душевную глухоту и нежелание помогать.
Однако как же тянется душа к искренним, полным благодати Божией строкам!

Я долго жить должна —
я часть Руси.
Ручьи сосновых смол —
в моей крови.

Увы. На пороге затеплившегося счастья (родился сын Кирилл, дали комнату в коммунальной квартире…), Ксения ушла из жизни – случился сердечный приступ. Ей было всего 46 лет…
Не равнодушие ли, не то ли небрежение, с которым относились к Ксении Некрасовой в поэтических кругах, убило ее, прервало жизнь раньше срока? А сколько еще прекрасных, чистых, цветных стихов могла бы она написать! Это еще один урок ныне живущим: поэт особенно раним, ‘поэты ходят пятками по лезвию ножа – и режут в кровь свои босые души’…
Но в наших силах проявить заботу и любовь к ближнему. Пожалуйста, давайте каждый миг трепетно помнить об этом – и нести в мир только Добро. И помнить, и перечитывать Ксению Некрасову, Свет души которой помогает сохранить оптимизм и радость даже в трудные минуты. Помогает жить и помнить, что мы – люди. Не случайно обращалась к людям Ксения Некрасова: ‘Мой нежный современник...’