Машина мечты

Голубев Сергей Юрьевич
Служил на подводной лодке, баллистические ракеты которой были нацелены на потенциального врага. Потенциальный враг для страны прикидывался союзником и поставлял в нее «зелень». Все крупные покупки страна осуществляла в «зелени». Страна, конечно, громко сказано, скорее столица её, с которой наиболее крупные мегаполисы брали пример.
И, тем не менее, в Мурманске машину купить с рук можно было только на «зеленые». Лихие и веселые девяностые. Голодные и безденежные.
Служили мы на подводных лодках, надежно укрытые толстым железом, в закрытых гарнизонах, за КПП и прочими удобствами. Денежное содержание получали в рублях, ехали в Мурманск, обменивали  на валюту и мало-помалу могли накопить на старенькие подержанные «жигули». Иномарки только появлялись.
За два года минный офицер атомного ракетоносца накопил аж три тысячи «зеленых». На авторынке Мурманска по душе пришлась отечественная семилетняя семерка из семейства «жигулей». Ударили по рукам и вот она машина мечты!
Машина мечты сыпалась. Сыпалась предсказуемо. Отечественные машины любят, чтобы их чинили, тем более главный аргумент любителей отечественных авто – запчасти недорогие. Но их нужно много. Много и все время. Одну деталь можно было поменять и тут же начать искать эту же деталь, так как срок  использования ее заканчивался тут же. А еще в багажнике, к уже, на всякий случай, закупленным запчастям, нужно было возить много разнообразных ключей, отверток, приспособ, болтов, саморезов, хомутов и прочее, прочее…
Но все же это была машина, на которой можно было и даже с музыкой передвигаться и передвигаться быстро. А в условиях полярной зимы еще и в тепле. Все лучше, чем на «скотовозах», служившие на лодках меня поймут. С учетом того, что зарплаты не платили, можно было предложить ребятам с экипажа осуществлять поездки к месту службы (17 км) совместно, сбросившись на литр бензина каждый, а если стрелка зашкаливала за нуль, влить в нее пару бутылок спирта, который шел в качестве протирки на приборы и оборудование подводной лодки…но это было не часто, уверяю вас. Кстати этот же спирт зимой шел в омывательный бачок, где ж деньги взять на незамерзайку? Тем более, сбросившиеся на бензин, могли лихо растолкать ласточку, если предсказуемо не срабатывало «втягивающееся»  стартера или мороз вмиг гасил слабые амперы аккумулятора. Со стартером можно было и прижиться, главное машину под горку поставить, чтобы она сама себя заводила…
Один из эпизодов. Возвращается со службы наш «минный» на своей ласточке и вдруг, на одном из крутых поворотов и горок между Вьюжным и Гаджиево, с прекрасным видом на Кольский залив, машина сбрасывает обороты, педаль газа не реагирует, но и не глохнет. Обороты холостого хода держит. Значит, жить будет. Недолгий осмотр показал, что оборван трос, связывающий «гашетку» и карбюратор. В полевых условиях ремонт до заводского состояния не возможен. Машина дальше не поедет, если… Правильно, нужен трос и подлиннее, привязать его прямо к  дроссельной заслонке, пропустить через капот, открытое окно водителя, импровизированные вожжи готовы. Потянул на себя, обороты увеличились, отпустил – упали. Все, можно ехать. Плавно на себя, первая передача и вперед, еще на себя – вторая передача…еще веселей. К КПП подъехал, как всю жизнь так гонял, чем и повеселил дежурных, проверяющих документы на въезде в город.
А я и говорю, машина мечты!