Синий платочек три рождения

Нелли Мельникова
Бывают такие песни, где всё пережитое народом вместе, в унисон, завязано в единый узел. Сегодня - это узел ПАМЯТИ.
 К категории именно таких явлений относится песня «Синий платочек». Полная лирического изящества и мудрой простоты, лишенная какой бы то ни было вычурности, песня эта прошла через горнило испытаний войной и временем.
Для многих и многих она навсегда (и совершенно обоснованно) связана с легендой эстрады - Клавдией Шульженко.

  Мне - человеку «того» поколения песня стала известной почти с момента её рождения (Радио). Однако исполнители были разные: Станислав Ландау, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева, Лидия Русланова.
 Да и стихи отличались друг от друга, хотя автором музыки везде значился Ежи Петербургский - руководитель польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», живший с 1939 года в СССР (Львов).

Автором ПЕРВОГО варианта стихов был Я. Галицкий. Тогда, в 1940 году Шульженко и услышала этот вариант, не вызвавший её интереса к песне.
Первую ее запись сделала Е. Юровская.

 ВТОРОЕ рождение песни пришлось на самое начало Великой Отечественной.
 Рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война», в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песенки «Синий платочек». К тому времени она настолько проникла в народный быт, что, как уже не раз случалось с мелодиями популярных песен, возник и народный вариант.
   И если в тексте Я. Галицкого говорилось о радости предстоящей встречи влюбленных после неизвестно чем вызванной разлуки, то в новом варианте ее причиной стала война.
    В ТРЕТИЙ раз песня родилась весной 1942 года в исполнении  К.Шульженко.
Вот как она вспоминала об этом: «Однажды подошел ко мне лейтенант и, смущаясь, сказал, что написал песню.

- Мелодию я использовал известную - «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК», а слова написал новые...
   То, что написал лейтенант М. Максимов, понравилось мне. «Синий платочек» уже не был девичьим атрибутом, что мелькает среди ночи, как пелось раньше. В новой песне он стал символом солдатской верности.
    В тот же день без репетиций я исполнила эту песню. С того времени ни одно мое выступление не проходит без «Синего платочка».
Действительно, песня эта становится визитной карточкой певицы, а генералы называли её "ПРАВОФЛАНГОВОЙ" песней.

Редакции газет, особенно фронтовых, забросали просьбами записать песню.
 И вот в блокадном Ленинграде рождается первая фонограмма, а в 1943 году уже Апрелевский завод записал песню, исполненную К. Шульженко в сопровождении её джаз-ансамбля (руководитель В. Корелли). Однако в продажу пластинка не поступила - на наклейке стояла надпись: «Обменный фонд». Так она попадала в блиндажи и землянки самых разных воинских частей.
    СЕМЬДЕСЯТ лет как кончилась война, нет уж и той страны, что возвещала салютом о Победе, а песни войны и среди них «Синий платочек» не забыты.
    Напротив, пережив некоторые годы забвения, они возрождаются к новой жизни в свежих голосах молодых певцов.
А Клавдии Шульженко было бы сегодня сто  девять лет. В 1976 году в потрясающе красивом колонном зале Дома Союзов (бывший зал дворянского собрания) пожилая, уже тяжело больная, сумевшая, однако, не показать этого на сцене, легенда советской эстрады большим концертом простилась со своим слушателем, махнув на прощание «Синим платочком».
В песнях, рожденных такими великими эпохальными событиями - особая магия слова и напева.

 Они - яркие и заметные краски XX века.
                НЕТ ИМ ЗАБВЕНИЯ!

(Знаков с пробелами 3.418)