Листая страницы праздника Слова

Николай Яременко
          ПРАВДЫ ХРИСТОВОЙ УЧИТЕЛИ
«Ой, не время нынче спать, православные!!!
Время рать скликать, время Бога молить,
Что бы веру дал, ну а главное,
Чтобы силы дал нам беду отвратить…»
(С песенного репертуара Татьяны Петровой).

  Более двух десятков лет, в конце мая, уже стало традицией проводить Дни славянской письменности и культуры, посвященные памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, славянских первоучителей,  почитаемых Православной церковью как святых. 
    Великий страж Отечества XIX века М. Н. Катков писал:  «На солунских братьях мы видим, как духовный подвиг, становится могущественной силой, изменяющей лицо мира».
 Истоки праздника берут начало с конца IX века с появления славянской азбуки, созданной солунскими братьями. По времени это совпадает с зарождением русской государственности под сегодняшним академическим названием Киевская Русь. Праздник широко отмечался в XIX веке. Традиция прервалась после октября 1917 года, и только с 1986 года, с празднований Дней Слова в Мурманске она вновь возродилась. И вот на протяжении двадцати девяти лет центром ежегодных празднований выбирается один из древнерусских городов – Вологда, Новгород, Киев, Минск, Смоленск, Москва, Кострома, Владимир, Ярославль… Представители славянских государств обычно принимают участие в празднованиях, под зубовный скрежет униатов, католиков и прочих хулителей Святой Руси. Особенно злобными истериками заходятся помаранчевые самостийники из бывших «выкладачив марксизма-ленинизма»,  а ныне ставшими «академиками «Просвиты». Усердно свирепствуют они на землях Юго-Западной Руси, попавшей  в объятия  «свидомого отщепенства» и украинского «национализма», та ополяченных и окатоличеных галичан…   
Живительная сила и таинство заложены в азбуке: аз, буки, веди, добро, есть, люди, живите и т.п.  Это не азбука, это молитва, что должна быть прочитана разумом, а потом опущена в сердце и сохранена в душе.
   Но не менее весомым,  составления славянской азбуки, был перевод священных книг на славянский язык, для чего нужны были не только фундаментальные знания, но и талант.
Западное духовенство, подчиненное римскому папе и сегодня интригует против православия используя не только униатский, римо-католический  клир, а и смердящих керосином депутаток Галиции вместе с «незалежными» вавкоголовыми поэтами и орденоносными Парасками, оседлавшими Киевские холмы.
Если ранее католики утверждали, что вести богослужения возможно только на еврейском, греческом или латинском языках, то сегодняшние растриги и самосвяты – только «на мови».  Восточное же духовенство допускало слово Божье на всех языках. Поэтому славянские князья, заботясь о распространении Божьего учения обратились к византийскому императору Михаилу с просьбой, направить образованных людей, что смогли бы научить народ вере Христовой на понятном языке.   
   Император доверил это важное дело Константину и Мефодию, они с энтузиазмом взялись за дело: строили церкви, начали вести богослужение на славянском языке, создавали школы. Большую вражду вызвали их действия среди римско-католического клира: доносы, наветы, жалобы – все пошло в дело, лишь бы остановить славянских апостолов. Особенно преследовался после смерти брата Мефодий, что продолжал просвещать словом божьим славян Чехии и Моравии. После смерти Мефодия в 885 году, католическому духовенству все же удалось вытеснить славянское богослужение с Чехии и Моравии. Ученики святых Кирилла и Мефодия вынуждены были бежать в Болгарию, где продолжили подвиг первоучителей, несмотря на папскую злость и подлость. Количество книг все увеличивалось и как великое наследие досталось нашим пращурам – славянам Киевской Руси. Сначала церковные книги приходили на Русь из Греции и Болгарии, а затем русы переводили и переписывали книги сами. Язык Кирилла и Мефодия стал основой нашего народного образования, все древние памятники нашей письменности писаны на этом языке, в нем таится крепительная и освежающая сила. Таким образом вместе с христианством пришли на Русь грамотность и образованность.
  Сегодняшний Праздник славянской письменности и культуры на земли стран СНГ пришел через Болгарию с – Севера. Возле истоков возрождения праздника стояли Мурманчане:  писатель Виталий Маслов, поэт Виктор Тимофеев,  журналист Дмитрий Тараканов.
   Удачно избранный мурманчанами знак праздника, стали экслибрисом Дня письменности, Дней Слова, что  объединяет людей.
 И хотя первая ласточка (1986 г.), как известно, весны не делает, но ее грели в своих душах и ладонях  моряк и рыбаки Заполярья, где экипажи кораблей состоят с русских, малороссов, белорусов. Не легко пришлось первым организаторам Праздника, автору этого материала закрывали «визу на выход в море», за вывод на Праздник курсантов Херсонской мореходки, проходивших практику на Севере. Но первое слово сказанное в Мурманске в защиту исторической памяти, было услышано во многих местах, где живут славяне.
   Второй ласточкой была Вологда 1987 года, где Праздник выплеснулся на улицы с народными гуляниями. Отметили праздник и на ледоколе «Сибирь», что достиг в те дни Северного полюса. Именно на «макушке планеты» раздавалась Азбучная молитва составленная равноапостольными братьями, и которую пытались не пропустить к полюсу «бдительные»  таможенники, «борцы с попами».  Пришлось получать «благословение на выход Азбуки в море» от книгочея, первого секретаря Мурманского обкома, Серокурова. Но все это возвращало людям память о подвигах и величии предков, звало славян к единству, ничего не имея общего с национализмом и сепаратизмом «национальносвидомых шовинистов» и карманных шнырей. 
     В Новгороде праздник развернулся во всю ширь. Этому способствовало тысячелетие крещения Руси киевским князем Владимиром наших предков славян, рождению Православия на землях России, Белоруссии, Украины. Празднику славянской письменности и культуры была возвращена присуща ему извечная духовность, определенная святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. 
 1989 года Праздник достиг святого места – матери городов русских, Великого Киева. Через тысячелетие Праздник славянской письменности и культуры вновь омыл тысячи рук водами Днепра, что приняли крещение в сивую старину.  Письменность и культура Руси вернулась туда, откуда тысячелетие назад начала распространятся на землях восточных славян. Не смогли помешать этому ни РУХовская «Ганьба», с униатской изменой и мазепенством кравчуков. 
 Того года точная копия памятника Кирилла и Мефодия, поставленного в Софии на центральной площади, была сделанная для Мурманска.  Памятник прошел длинный путь: паромом по Черному морю до Илличевска, затем по землях славянских народов Украины Белоруссии, России. Везде встречи с славянскими первоучителями превращались в многолюдные почитания с молениями и звонами в возрождающихся храмах. Памятник установлен перед самой северной областной библиотекой – Мурманской. Другой памятник основателям славянской письменности, скульптора Вячеслава Клыкова, с Неугасимой Лампадой, возжженной от Благодатного огня у Гроба Господня в Иерусалиме, установлен в Москве. 
   В том же году был зарегистрирован Фонд славянской письменности и культуры, первым президентом которого стал В. Клыков.  В те годы заявивший: « - Спасение славянства – в возрождении России.» Он призывал помнить, что «все мы – кровные дети единой матери – России.»  Призывал обращаться к своей истории: «- Там уже бывали тяжкие, смутные времена,  но всегда находились и Минины с Пожарскими, и Хмельницкие, и Кутузовы, и Жуковы…» 
               
     В летописи сказано, в год 863 Константин Философ, названый Кириллом, создал грамоту славянским языкам, во дни Михаила, царя греческого, и в дни новгородского князя Рюрика, с него русская земля пошла. Существует две точки зрения на происхождение Азбучной молитвы. Одни считают, что ее написали сами создатели славянской азбуки, солунские братья, больше авторства отдавая Константину Философу, святому Кириллу.  Другие приписывают авторство этого произведения ученику Мефодия, выдающемуся литератору, составившему в 894 году  «Учительское  еванглие»  Константину Преславному. В древнерусской письменной традиции Азбучная молитва имела широкое хождение, о чем свидетельствует обилие ее списков, но основой осталось общее содержание произведения -  прославление славянской азбуки, славянской книги, подвига первоучителей славянских, воля их последователей к утверждению и распространению учения на славянском языке.  Молитва представляет собой акростих в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянского алфавита. 
          Ниже приводится молитва распространяемая на Северном полюсе,  на втором году возрожденного праздника Слова, объединяющего людей. Воссоздание Руси – вот завет апостолов славянских применительно к нашему времени, звучащий в Азбучной молитве. 
               
 
                АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА
Аз, буки, азбука – этим словом молюсь я Богу:
Боже, всех тварей создатель,
Видимых и невидимых!
Господа, духа после живущего,
Да вдохнет мне в сердце Слово!
Его же Слово будет спасением всем,
Живущих в заповедях Твоих.
Засветил светильник жизни,
     закон Твой – свет пути моего.
И  уж ищет евангельского слова
     и просит дары Тебя принять, летит к Тебе славянское племя.
К крещению обратились мы все,
Людьми Твоими называться хотим,
Милости твоей желаем, Боже!
Но мне теперь пространное Слово дай,
Отче, и Сын, и Святой Дух!
Просящим помощи у Тебя,
Руки свои воздевающим, дай
Силу принять и мудрость Твою.
Ты ведь даешь достойным силу,
Убогого исцеляешь,
Фараонову злобу от меня отводишь,
Херувима мысль и ум его мне даешь,
     О, честная и пресвятая Троица, печаль мою и радость обрати!
Целомудренно буду писать
Чудеса Твои предивные,
Шестокрылых  образ приняв,
     Восшествую ныне по следу Учителя, имени Его и делу Его следуя.
     Являю евангельское слово, хвалу воздавая Троице в Божестве.
Юный и старый, хвалят Тебя, поет хвалу Тебе все разумное.
Язык новый хвалу воздает
     Отцу и Сыну и Святому Духу.
     Аминь.   
 Сегодняшний Праздник слова несет нам свет веры, надежды, любви. Мы должны стать чуть лучше – чище, мудрее, добрее. Это поможет нам выжить. И возродится в единстве. К чему призывал Алексей Хомяков:
Слава вам, Братья, Славян просветители! 
Церкви Славянской Святые Отцы,
Слава вам, Правды Христовой Учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы.
Будьте ж Славянству звеном единения,
Братья Святые Мефодий –Кирилл.
                Николай Яременко