Капкан

Владимир Кириленко2
В средине октября, когда до ледостава остается неделя – полторы, все плавучие средства находящиеся на реке спешат вовремя возвратиться в свои родные гавани, чтобы окончательно закончить навигацию. Об этом непредсказуемом времени, помнят все капитаны, - зная цену промедления?
Так, по стечению обстоятельств, в эту пору два человека выгружали автокраном круглый лес на дикий берег реки Вилюй с маломерной - 50 тонной баржи на нужды экспедиции, который складировали в штабель на противоположном берегу поселка Крестях. Работа почти заканчивалась, когда после обеденной поры шкиперу этой баржи, поступил приказ по рации, - немедленно возвращаться обратно в Нюрбу из-за погодных условий. Необходимо, нужно отправить автокран - «Урал" потому что, завтра грядет ночью в этот край, - суровая зимняя стужа!
Шкипер, передал эту неожиданную новость а/крановщику, - рассказав ему про метеосводку о сильных мороза? Поэтому, им нужно было на полных «парах» гнать катером баржу обратно, чтобы успеть вернуться на базу до ледостава, - иначе они будут отрезаны от дороги, на целых два месяца?
Конечно, быть отрезанными до открытия «зимника», никак не входило в их планы? Тем более, оставлять бесхозной технику на чужом берегу, никому не хотелось? Бывают иногда ранние якутские морозы, которые наступают на этой земле без предупреждения! А в Якутии, тем более.. Если баржа не пробьется по последней воде обратно, то ее вынужденно будет оставлять до весны на чужом берегу, которая поневоле должна быть брошенной, чтобы зимовать без охраны?
- За это время, ее могут просто порезать на металл и растащить по кусочкам? Такой финал никого не устраивал: - Ни крановщика, ни шкипера!?
Оставаться до весны, охранять имущество, - не входило в их планы?
Поэтому, такое сообщение обрадовало рабочих!
- Они, едут домой! А это, всегда праздник после любой командировки!?
За считанные  минуты, они собрались довольно быстро, - выгрузив на берег, последнюю «виру» леса и, спешно бросив ее около штабеля, приступили зачищать палубу от мусора, - сметая его метлой в воду.
Конечно, плыть нужно немедленно, чтобы за ночь пройти, более полпути?
Катер - БМК, был прикреплен к боковому крюку баржи, и таким способом он будет буксировать ее до самого места. Путь по реке был не слишком длинным и утомительным?  Всего - 200 км. разделяли их от дома, которые планировали пройти за сутки, благо плыть нужно было по течению? Поэтому баржа, налегке пойдет быстро без сопротивления течению?

Загнав на палубу машины, и торопливо оттолкнувшись шестом от берега, шкипер пошел заводить свой катер, чтобы отплыть подальше от берега на гладь фарватера реки. Была вторая половина осеннего октябрьского месяца. День был по-летнему солнечный, который должен этим вечером, закончиться сильным морозом? При теплой погоде, которая логично никак не связывалась, с завтрашним наступлением настоящей зимы? Конечно, ночью начнется самая настоящая зима: с крепким морозом, с нескончаемой шугой, лед которой на глазах сковывал речную гладь реки?
Команде ничего не оставалось делать как идти вперед, ломая ледяную корку баржой, надеясь только на местного бога, чтобы они не остались заточенными в его хрустальных льдах? Зловеще, холодным светом светила в ночи Луна отражаясь от льдинок шуги, которая матовым светом указывала ориентиры сумрачных берегов?
В узкой теплой кабине катера оба товарища, внимательно наблюдали за этой непривычной картиной, вглядываясь непривычно в ночь?
Катер, надрываясь от сопротивления, с оглушительным ревом медленно толкал «тупорылую» баржу, нос которой греб ледяную нарастающую с каждой милей ледяную кашу с огромным сопротивлением?
Они сидели и молчали, - понимая свое щекотливое положение переживая, чтобы не сломать лопасти винта этим льдом?
- "Тогда всем - хана"! – Не могли они себе представить, как можно было оказаться в такой глупейшей ситуации? Катер уперто толкает баржу - мотор ревет! И время, казалось идет очень медленно?
А до утра, оставалось еще много времени. Вдруг неожиданно, монотонный рев двигателя, с тупым хрустом железа резко сменился на яростный вой, как будто он хватил масло и тотчас пошел - «вразнос»!?
Шкипер вздрогнул и тут же, сбросил ручку «газа», с сожалением сказал одно тяжелое слово, которое точно определило приговор этому путешествию:
- Пиз*ец! Приплыли! - и отрешенно откинулся на спинку сидения. Расслабившись за все время этого экстренного плавания, он достал пачку сигарет из бокового кармана и трясущимися руками, - чиркнув зажигалкой закурил сигарету.
Глубоко затягиваясь дымом, он обдумывал свое незавидное положение?
Будто искал какой-то спасительный выход? Помолчав немного, шкипер выразил свое огорчение, - спокойно сказал: - Не выдержал первичный вал коробки передач, который лопнул пополам и разорвал корпус коробки.
- Что делать будем? - спросил он у крановщика, как – будто тот знал, какое - нибудь спасительное решение? Затем, через неловкое молчание, крановой предложил шкиперу: – Пойдем посмотрим, где мы есть и, далеко ли до берега? С этими словами он открыв дверцу кабины, и они осторожно выбрались в морозную ночь, всматриваясь в ночной неприветливый берег.

- До берега недалеко, - метров пятьдесят? - сказал крановщик. По всей вероятности, здесь песчаный берег, который не очень желателен нам?
Но высаживаться, придется на эту «косу»? - сказал он шкиперу.
Надо пробовать шестами протолкнуть баржу поближе к берегу?
А вдруг получится? Надежда и уверенность еще теплилась в их душах, чтобы выгрузить машины на берег и не замерзнуть в этих проклятых льдах? 
Они взяли в руки шесты и, упершись ими в дно, стали напряженно толкать баржу, - разворачивая ее нос к берегу.
С невероятными усилиями, им удалось удачно развернуть ее "носом" к берегу крепко зарывшись в ледяную «кашу» шуги. А левым бортом, баржа уперлась в кучу льда, после чего наступила вопросительная пауза.
- Надо, снимать лодку на воду краном? - решили они. А, шкиперу придется собрать на барже все веревки, чтобы нарастить стропы и зацепить их за «крюк» крана. После чего, с лодки подвести к ближним кустам веревки и зацепиться за них?
Скинув краном на воду лодку, «крановой» подал «крюк-гак» в лодку шкиперу, который усердно проламывал веслом впереди носа лодки лед, - отталкивая ее от дна веслом к берегу. Плыл постепенно к берегу, пока не закончился трос лебедки? После чего, пришлось вылезать на мелководье и наращивать трос веревками, чтобы
подтаскивать по воде тяжелый крюк до ближайших кустов тальника.
Зацепив трос, краном стали подтаскивать баржу к берегу, которая послушно причалила на песчаный берег. Повеселевшие мужики, довольными пошли кипятить чайник, чтобы поесть хорошо и отдохнуть, перед ответственной работой: спускать на берег технику.

В кабине крана, они вскипятили на примусе чай который пили в спокойной обстановке, при этом обдумывая свои дальнейшие действия, чтобы не совершать лишних ошибок, которые не допустимы были в такой ситуации!?
В конечном итоге, разомлевшие в теплой кабине уставшие мужики, решили немного вздремнуть чтобы набраться сил? А позже, приступить к разгрузке?
- Благо теперь, им торопиться было некуда? - Капкан защелкнулся надолго ледяной хваткой! А, под-утро пошел обильными хлопьями снег, который изменил свой ландшафт до неузнаваемости?
Терпящие бедствие два товарища, проснувшись не узнали вокруг себя местность?
Все вокруг, было белым – бело! Такого снегопада они не ожидали, который отрицательно скажется при съезде машин по узким скользким бревнам?
- Один неверный поворот руля и машина, может юзом свалиться набок в зыбкий песок берега, тем самым еще больше создаст им, дополнительные трудности? И решили не рисковать. Бортовой «Урал», они снимут краном за борт в песок, чтобы был тягач на берегу, на тот случай, если а/кран «сядет» в песок? Просчитывались наперед, все шаги действий той или иной операции, от которой зависел бы гарантированный успех высадки на берег тяжелого крана! Главное, - не спешить?

Спустив машину краном на берег, крановщик по двум толстым лафетам, осторожно стал съезжать на берег. Но а/кран, все - равно зарылся в мокрый песок, поэтому теперь им долго придется выкапывать лопатами его из этой каши, которая крепко утопила его массу, по самые мосты.
Делать было нечего! Поэтому им, пришлось в этом безвыходном положении, начинать напряженно рубить топором тальник, который выкладывали под колеса крана, - делая в песчаной колее надежную опору колесам? Примерно, часа через полтора, уложив приличный настил, они с божьей помощью и, усилиями второго «Урала», вытащить кран из этой песчаной ловушки.
Теперь, можно было спокойно перекусить в спокойной обстановке. Благо был повод отметить его, потому, что у них, все получилось! У обоих, уставших и обессиленных мужиков, появилось желание выпить на "радостях", чтобы отметить такое событие! - С успешной высадкой десанта на незнакомый берег? Благо, они сегодня это заслужили, коль подоспело время заморить червячка?

Измученные, но счастливые они не обсуждали свой дальнейший маршрут продвижения по незнакомой местности, которую сразу и не определишь? Бензин решили слить из тяжелого крана завтра в бортовой «Урал», на котором решено было своим ходом выбираться из этого капкана домой.
Расположившись в своих кабинах на ночлег, они решили рано утром встать, и с новыми силами вытащить, волоком на берег из воды: баржу и катер, чтобы весной их не сорвало ледоходом? Отдохнув в своих кабинах ночь, утром они стали вытаскивать машинами по очереди, - баржу и катер на берег. Закончив спасательную операцию, они неожиданно услышали рокот летящего вертолета, разносящегося по руслу реки! Поэтому им, было очень приятно слышать этот радостный приближающийся звук, - понимая что про них, еще кто-то в этом мире помнит?
Вертолет, сделав пару разворотов, - выбирая площадку на пустынном берегу сел на песок. Не выключая двигателей, вертушка выпустила из своего салона, - главного инженера экспедиции, который радостно приветствовал своих легендарных водителей. Подойдя ближе, - здороваясь с каждым за руку инженер вынужденно громко прокричал из за гула вертолета:
- Ну, что ребята, зимуем тут до полного замерзания реки? Что вам для этого надо? - спросил он, как будто этот вопрос был решен давно и основательно, не считаясь с их мнением?
 – Да вы что? – возмутились мужики. Сбросьте нам пару бочек бензина и продуктов дня на два. Будем пробираться своим ходом по берегу? А, зимовать под боком у своего дома, мы не собираемся!
- Кстати, в каком мы находимся месте? – спросили они инженера, который удивленно посмотрел на них и предложил уточнить координаты у пилотов, которые убежденно сказали, что находятся они рядом, - в шестидесяти километрах от Нюрбы.
- Всего-то!? -  удивились ребята. Тогда мы завтра, ждем бензин и авоську с продуктами. На худой конец, можно пешком дойти и то лучше, чем здесь торчать два месяца? Инженер спорить не стал, видя их настрой выбираться из западни своим ходом. Сказал: - Добро! Сюда к вам когда летели, - вдоль реки две баржи застряли во льдах. Все вмерзли!
Теперь команда этих самоходок будет зимовать, чтобы всю зиму долбить ломиками лед вокруг них. Не повезло. Жалко мужиков. Спасибо вам, что все сделали, как надо!
- Завтра, как получится с вертолетом? К вам вылетит механик, который и доставит вам горючее. На этом, он попрощался с ними и улетел.
Проводив высокое начальство, решили от нечего делать: поговорить о предстоящей загадочной дороге, по которой завтра они поедут по непролазной местности высоким берегом реки. Переговорив обо всем, они пьяные и счастливые завалились спать. Машины неслышно работали на безымянном берегу своими двигателями, непринужденно пускали по ветру кольца из выхлопных труб смертоносным дымом.
Звезды холодно мерцали в темной ночи, где в беспробудном сне спали эти люди.

Утром вскипятив чай, они с надеждой вглядывались в морозный горизонт, ожидая издалека знакомый гул двигателей вертолета, который не появлялся на горизонте? Прождав его с надеждой весь день, ребята оккупировав кабину крана, вновь достали свои спиртные запасы, которые успокаивали их напряжённые нервы?
Продукты давно закончились. Пришлось  сидеть в теплой кабине, и обсуждать за рюмкой, свои нерешённые проблемные дела, которые застали их врасплох в этом незнакомом краю: без пищи, пили горькую водку - затягиваясь табачным дымом! Только на третий день, прилетел их механик с бензином.
Засидевшись без дела, они поставили бочки на «попа» и, шлангами стали сливать бензин в топливные баки. А после заправки, - немедля ни минуты они поехали в путь-дорогу: по - светлому дневному времени, объезжая дюны и устья мелких ручьев. Крановщик вспомнил эту дорогу? Когда-то зимой, он из этих мест возил дрова вдоль берега по льду с лесной делянки? Поэтому эта дорога, должна быть с крутым подъемом на высокий берег, - километров через три? Но, чтобы доехать до нее, нужно было переехать устье ручья, которое невозможно было объехать из-за неокрепшего льда?
Рисковать не стали. Пришлось вернуться обратно, чтобы найти пологий подъем на берег и по лесу, попытаться объехать этот ручей? Найдя подходящее место для его переезда, они долго искали место для взятия подъема, а найдя его - пришлось брать с разгону!
Поднявшись на крутой берег, - петляя между деревьев на машинах, они тщательно искали эту старую дорогу, которая должна была обязательно пересечь этот опасный ручей?
Проездив около получаса, они уперлись в непроходимый густой лесной массив, словно попали в непролазные лабиринт из которого не было никакого выхода?
Поэтому, пришлось срубить пару лиственниц чтобы развернуться и продолжить  поиски, - понимая, что без этой дороги им не обойтись? Решили ехать напрямую, в противоположную сторону от реки расчищая себе путь, - ломая буфером деревья в надежде наткнуться на эту безымянную дорогу?
Наконец, удача улыбнулась им. Они выехали на хорошо заметный след старой колеи, по которой, уверенно поехали в направлении поселка Нюрбачан, находившегося в 5 километрах от реки. Крановщик вспомнил этот поселок, и уверенно направился в ту сторону, чтобы выехать быстро на околицу деревни. Эта дорога, станет им путеводной звездой, которая выведет их из таежного леса к намеченной цели! 

Ориентируясь на лесной местности: по солнцу, они въехали на болотистый участок, и крепко «засадили» кран, в зыбкую болотную кашу. Бортовой «Урал» проскочил не проваливаясь, а кран, ехавший по следу, - всей своей массой врезался, передними колесами в заснеженную топь грязи. Три моста не помогли, поэтому им пришлось топором срубать пару тонкоствольных лиственниц, и сделать из них надлежащие «ваги», чтобы поднять ими передок машины. Такая напряженная процедура, затянулась допоздна. Уже при свете фар, с помощью второй машины, - а/кран удалось вызволить из опасной ловушки. Ночевать пришлось рядом с болотом, чтобы ночью не заблудиться и не усугубить свое невзрачное положение в незнакомом лесу?
Уставшие, но счастливые они утром поехали по направлению к деревни, радуясь, что утомительная дорога осталась позади? После всех своих невероятных трудностей воспрянув духом, они выехали на шоссейную дорогу, по которой быстро поехали домой на свою базу, - поднимая пыль за собой на приличной скорости.

На торжественном собрании, в честь дня водителя, их отметили похвалой за спасение техники, и вручили скромную премию в размере - 50 рублей.
Которая была для них, просто унизительной пощечиной!