Памяти Б. Н

Петр Лебедев
Я выходец из работников прикладной науки, слоя общества, сильно пострадавшего от реформ Гайдара и других "младореформаторов", включая Б. Немцова, но с годами стал иначе смотреть на те болезненные процессы, видеть их как звено длинной цепи, уходящей в глубь советской и досоветской истории. Меня манили только скромные поприща, тогда как и теперь, творческие досуги, известность среди немногих. Но поскольку этот человек вторгся в нашу жизнь и порушил ее своими реформами, я имею право сказать о своем отношении в память о нем, потому что он заставил думать о себе тогда, а недавняя весть о том, что с ним произошло, опечалила и возмутила меня.

Помню, как в конце 90-х на книжном развале купил книжку Немцова "Провинциал", было интересно прочитать биографию успешного по тогдашним понятиям человека. Немцов никогда не вызывал неприязни - скорее, чувство недосягаемой дистанции, как знаменитый артист, Ричард Гир, о котором он что-то рассказывал в этой книге.

Две вещи мне кажутся существенными, важными, узловыми.

1) Он начинал успешным физиком, по отзывам самого В.Л. Гинзбурга. Только что я еще раз просмотрел его работу 1991 г. по акустическому лазеру: она талантлива. У нее может быть много продолжений. Как он мог сменить научное поприще на "маркизову лужу" - политику? Презрение к аскезе малобюджетного существования - такого, которое так или иначе выбрали я и мои коллеги?

2) Эпизод с пересадкой чиновников на "Волги" с "Мерседесов" очень существенен. (Для меня это пустое - как ходил пешком, так и буду, как ездил общественным транспортом, так и придется - это нормально). Но в приложении к истеблишменту 90-х это было равнозначно покушению на мейнстримный стиль - распальцовку, который он, видимо, презирал и считал вредным для страны, но получившим распространение среди тогдашней мещанско-буржуазной номенклатуры и криминала. Что это было с его стороны? Тоска по аскетизму ученого? Попытка внушить промышленный патриотизм предательской элитке? Я вижу здесь хороший идеализм, который однако был цинично растоптан - номенклатура показала, к чему она стремится на самом деле. И стало ясно, что пока этот слой не изживет себя, ничего путного таким как он не сделать. Здесь бы и уйти из политики - вернуться в лаборатории, но нет - ...

Почему так? Не смею додумывать. Душа человеческая есть тайна.

Мир праху.