Солванг - датская столица Калифорнии

Алла Валько
               

Впервые я посетила Солванг в самом конце прошлого века, когда мы с дочерью поехали в этот город на экскурсию. В памяти осталась ветряная мельница в центре города, множество ярких зданий и живописные экипажи с породистыми лошадьми. Сохранилась также прочная ассоциация названия города с именем героини Сольвейг из известной оперы  Эдварда Грига “Пер Гюнт”. Однако позже я поняла, что ошиблась. Автор пьесы, норвежский драматург Генрик Ибсен, написал свою пьесу на датском языке, и в ней героиню так и зовут Сольвейг.  Мне стало ясно, что между именем героини оперы и названием города нет никакой связи.

Через несколько лет я получила приглашение поехать в Солванг теперь уже от подруги дочери Ирины и её мамы. Сначала мы направились в миссию Санта Инес, расположенную в одноимённой долине. В миссии я узнала, что долина Санта Инес первоначально была заселена индейцами чумашами, искусными и трудолюбивыми людьми, которые прекрасно ориентировались в астрономии и были хорошими рыбаками и охотниками. Их история тесно связана с историей миссии. Продвигаясь на Запад континента, испанские колонисты активно проповедовали христианство среди аборигенов. С этой целью испанский  миссионер отец Педро Эстевэн Тэпис в 1804 основал миссию Санта Инес, чтобы разгрузить миссии в Санта-Барбаре и Ла Пурисима Консепсьон, так как Санта Инес была расположена на полпути между ними. Она служила также проходом к океану для индейцев чумаши, живущих к востоку от Берегового хребта.

После мексиканской войны за независимость Ассамблея Мексики приняла закон о секуляризации - освобождении всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии. После секуляризации значение миссии Санта Инес начало снижаться. В течение некоторого времени в помещении миссии находилась духовная семинарии, но вскоре её здание начало разрушаться. Однако на стыке XIX и XX веков оно было восстановлено и отреставрировано. В результате секуляризации были конфискованы земли миссии, и всё её имущество было передано под контроль местных фермеров, как и  ранчо Сан-Карлос-де-Джоната, на месте которого позже был основан Сольванг. Сейчас в миссии есть действующая церковь, музей, кладбище, большой цветочный сад и красивый парк, по которому было очень приятно погулять.

В период между 1850 и 1930 годами многие датчане покинули Данию из-за плохой экономической ситуации. В этот период  из страны уехал каждый десятый её житель, эмигрировав преимущественно в Соединённые Штаты. Одним из них был пастор Бенедикт Нордентофт. Приехав в Соединенные Штаты, он начал координировать связи между датскими лютеранскими церквями  в различных штатах.  В 1906 году Нордентофт вместе с другими переселенцами загорелся идеей создания на Западном побережье новой датской колонии с лютеранской церковью и школой.

Подходящая земля была найдена в долине Санта Инес в 74 км к северо-западу от Санта-Барбары и приблизительно в 24 км к северу от побережья Тихого океана. В 1911 году был подписан контракт, и на этих землях был основан Солванг. Датчане купили земельный грант  на право владения ранчо Сан-Карлос-де-Джоната, и миссия Санта Инес оказалась в границах Солванга. В этом же году здесь первоначально для двадцати одного студента открылась народная школа, главой которой был назначен Нордентофт.

Многие из первых зданий в Солванге были сооружены Гансом Скутом. Сначала был построен отель, расположенный недалеко от миссии, где могли размещаться новоприбывшие. Затем в Солванге появились магазин, банк, двор пиломатериалов, парикмахерская и почтовое отделение. Там, где недавно были поля, возникла деревня. В 1914 году Нордентофт открыл новую народную школ, назвав её Аттердаг колледж в память о Вальдемаре Аттердаге, много сделавшем для укрепления Королевства Дании в XIV веке.
 
Первая Мировая война положила конец датской эмиграции в Америку, что привело к снижению числа молодых людей, нуждающихся в школьном образовании. Поскольку школу стало трудно содержать, то  в 1921 году Нордентофт за 5000 долларов продал  колледж лютеранской церкви. Аттердаг колледж продолжал использоваться в качестве народной школы, зала для собраний сообщества, творческого и гимнастического  центра, летней школы и пансионата, пока не был окончательно разрушен в 1970 году. В 1912 году датские первопроходцы начали строительство Евангелическо-лютеранской церкви. Церковные службы в течение ряда лет проводились в здании школы, и лишь в 1928 году Ганс Скут и его коллеги  построили новую церковь - в готическом стиле, с толстыми железобетонными стенами, какими были все сельские церкви в Дании, построенные в XIV веке.
 
Из миссии Санта Инес мы отправились на пешеходную прогулку по городу, чтобы познакомиться с архитектурой его зданий и другими достопримечательностями  города. Первоначально большинство зданий в Солванге было построено в том же стиле, что и другие строения в этом районе. И первой из основанных на датской архитектуре была лютеранская церковь. Интерес к концепции "датской деревни" значительно возрос после Второй мировой войны. Пионером  датского сельского стиля был Фердинанд Соренсен. В середине 1940-х годов, после возвращения в Солванг из поездки в Данию, он завершил строительство Мёллебаккена, своего дома в датском стиле, а затем построил в деревне первые четыре ветряные мельницы. Чуть позже граф Петерсен, местный архитектор, придал старым зданиям новый внешний вид, переделав фасады в стиле "датской провинции”.
 
После Второй мировой войны весь город стал прообразом "датской деревни".  Стиль домов, при котором стены формируются с помощью  деревянных рам, заполненных кирпичом или штукатуркой, называют фахверковым. И хотя для создания "подлинной" датской атмосферы в центре города было сделано достаточно много, тем не менее, скандинавы отметили, что поддельные соломенные крыши и искусственная опалубка в значительной степени являются отражением интересов местных владельцев, а не самих датских иммигрантов. Старые здания были просто стилизованы, чтобы они выглядели как датские, даже если в них изначально не было ничего датского.
 
Первоначально, в 1939 году, когда большинство из 400 жителей города составляли датские иммигранты, туристов привлек в Солванг визит датского кронпринца Фредерика и принцессы Ингрид. Они прибыли в Аттердаг колледж и присутствовали на пятничной службе в Евангелическо-лютеранской церкви. Наследный принц благоприятно отозвался о своём приеме: "Узнавание традиций нашего отечества в новой обстановке заставляет нас ещё больше любить их.  Мы купались в солнечном свете, как только начался этот памятный день, а потом проехали по этой “немного Дании”, спрятанной в прекрасной Калифорнии". В июне 1960 года свой визит в Солванг нанесла и принцесса Дании Маргрете.  Во время её визита состоялся прием в Паласио-дел-Рио, обед в Евангелическо-лютеранской Церкви и экскурсия по Солвангу.
 
В 2011 году Солванг праздновал свое столетие. Первым мероприятием, связанным с юбилеем, был визит в июле предыдущего года датского посла в Соединенных Штатах Фриис Арне Петерсена, который совершил пешеходную экскурсию по Солвангу и посетил миссию Санта Инес. Приветствуя посла при личной встрече высокой особы в музее Elverh;j, мэр Джим Ричардсон сказал: "Я хотел, чтобы посол увидел людей нашего города и, в частности, датское сообщество".
В программу празднования столетия, официально открытого 7 января 2011 года, входили рождественские и новогодние праздники, в том числе Рождественский фестиваль. 11июня, в день, когда он отмечал свой 77-й день рождения, Солванг посетил принц-консорт Дании Хенрик. Он принял участие в освящении площади Столетия и произнёс речь по поводу взаимоотношений Соединенных Штатов и Дании, "основанных на уважении и общих ценностях и идеалах”, которые были выкованы людьми, “построившими себе новый дом, но не забывшими старую нацию своих предков".

Сейчас Солванг – город с населением 5300 человек. Административно он входит в округ Санта Барбара, штат Калифорния. Долина славится калифорнийским вином, страусами и клубникой. Солванг называют датской столицей Калифорнии. В 1985 году он получил статус города. Это удивительно солнечный город, в котором самая высокая температура не превышает плюс тридцати, а самая низкая плюс десяти градусов по Цельсию. По территории это совсем небольшой город, его можно обойти пешком вдоль и поперёк за два часа. Он настолько красочный и нарядный, что вряд ли с ним может сравниться  какой-либо другой город.
После статьи в Saturday Evening Post в 1947 году  в город начали стекаться туристы. Во многом благодаря своей уникальной архитектуре Солванг стал основной калифорнийской достопримечательностью, которую посещает  более миллиона человек в год. А после показа фильма “Sideways”, который снимался в долине Санта-Инес, заметно возросло число винодельческих предприятий в Солванг, что также привлекает в город туристов.

С 1936 года Солванг ежегодно отмечает “дни Дании”, посвящённые датским народным традициям. Праздничные мероприятия обычно проводятся в третий уик-энд  сентября. Программа включает в себя соревнования в скорости поедания блинов,  которыми руководит девушка в одежде датской горничной, музыкальные и танцевальные конкурсы,  а также шествие ансамблей, оркестров, танцоров и певцов через центр города. В воскресный завтрак в дни Дании жителям и туристам предлагается телятина, пряная свиная колбаса, изготовленная по исконно датскому рецепту, и, конечно, блины. Туристов привлекают также датские ветряные мельницы, статуи Ганса Христиана Андерсена и Русалочки, деревянно-кирпичные дома, датская сельская церковь, ветряная мельница и Круглая башня, датская музыка, народные танцы и возможность совершить увлекательную экскурсию вокруг центра Солванга на точной копии датского трамвая XIX века.
 
В Солванге на каждом шагу гостиницы, кафе, булочные-кондитерские и рестораны с датской кухней, пивные, фотогалереи и всевозможные магазины с богато украшенными витринами,  винный бар “Бродячая собака” и “Дом блинов”. Я зашла в художественную галерею Павлова, пейзажи которого вставлены в рамы из необработанного дерева. Жаль, что сотрудница галереи не разрешила мне сфотографировать их. Зато в магазине, предлагающем посетителям изделия ручной вышивки, его хозяйка с удовольствием позировала мне и предоставила возможность полюбоваться уникальными произведениями искусства – настолько мастерски были выполнены все выставленные работы. Особенно меня поразили вышивки, вставленные в рамы, как картины настоящих художников.

Очень интересным мне показался магазин, в котором, наряду с кружками, чашками и прочей мелочью, можно было приобрести и необычные вещи. В его витрине стоит рыцарь в старинных доспехах, а на самом почётном месте лежат два здоровенных гроссбуха, в которых бывшие и нынешние европейцы могут найти свои родовые фамилии. Большой плакат над гроссбухами вопрошает: “ Есть ли здесь твоё имя?”
 
Весьма забавной мне показалась скульптура собаки, сидевшей на цепи, а рядом с ней на земле металлическая плошка, и я так и не поняла, была  ли она предназначена  для сбора милостыни, или это была обычная собачья миска для еды?
 
Моё воображение поразил книжный магазин  - огромным выбором книг и неожиданно большими размерами для такого маленького города. Впрочем, я уже почти привыкла не удивляться тому, что в Калифорнии даже в маленьких городках есть и большие аптеки, и магазины, и  вот такие книжные магазины. Ну, а магазин “Мистик” просто не мог оставить меня равнодушной. Здесь выставлена коллекция различных кристаллов, а на витрине множество книг о них: “Кристаллы и священные места”, “Жидкие кристаллы”, “Мастера кристаллов”. Неудивительно, что именно здесь можно приобрести “Книгу жизни”. Великолепны скульптуры Будды и Архангела Михаила с разящим мечом, а также изображения индийских богинь на стенах.

В Солванге есть точная копия известной всему миру копенгагенской статуи  “Русалочка”, бюст Ганса Христиана Андерсена, а также копия Круглой башни в Копенгагене. На многих зданиях гостиниц и датских пекарен вывешены не только американские, но и датские флаги – с белым крестом на красном полотнище. И поскольку  в архитектуре большинства сооружений и их фасадов также отражается датский стиль, то всё это создает впечатление полной тождественности Солванга датской столице Копенгагену. Символом города, по-моему, должна быть ветряная мельница. Во всяком случае, первое, что я вспоминала спустя много лет после первого посещения города, была именно она. К мельнице со всех сторон стекаются туристы, чтобы посмотреть на это необычное сооружение. Вечерний же Солванг не менее прекрасен, чем дневной. Он весь сияет огнями, как большая елочная игрушка.
 
Одной из достопримечательностей Солванга является фестивальный театр под открытым небом на 700 мест, построенный в 1974 году после успеха в 1971 году импровизированного представления “Гамлета” в городском парке. Последними спектаклями здесь были “Вестсайдская история” и “Отверженные”.
 
В Солванге находятся три известных музея. Elverh;j музей  посвящен сохранению датского наследия города. Музей был создан в 1950 году по архитектурному образцу фермерских домов севера Ютландии XVIII века. В юбилейном году музей проводил выставку "Дух Солванга", на которой был представлен ряд старых черно-белых фотографий тогда ещё деревни Солванг, увеличенных одним из местных жителей.

Лучшим сказочником в мире единодушно считается датчанин Ганс Христиан Андерсен. И жители Солванга не могли не отдать ему дань своей любви и уважения. Мы посетили музей, расположенный на втором этаже, над книжным магазином, посвященный жизни и творчеству великого сказочника. На стене - портрет писателя,  в другой зале – его же портрет, только сатирический, а рядом настенные ходики с огромными металлическими гирями и забавными фигурками вместо цифр. В музее  выставлены макеты дома детства Андерсена и принцессы на горошине, на стендах - сотни томов его произведений, в том числе много иллюстрированных первых изданий. Всем нам с детства хорошо знакомы его сказки “Соловей”, “Гадкий утёнок”, “Снежная королева”, “Дюймовочка”, “Девочка со спичками”, “Огниво”, “Русалочка”, “Принцесса на горошине” и другие. Здесь я узнала, что Андерсен был также автором поэм, романов и пьес.

Третий музей знакомит посетителей со старинными мотоциклами из частной коллекции Вергилия Элингса, ветерана мотокросса и дорожного гонщика. Кроме старинных гоночных мотоциклов, в коллекции широко представлены и современные модели.

Солванг является также популярным местом для велосипедистов, которые в марте и ноябре участвуют в ежегодных любительских гонках.  Город расположен среди зелёных холмов, радующих и велосипедистов, и пеших туристов, а пересечённая местность вокруг него обеспечивает условия, необходимые для обучения спортсменов.
 
В конце путешествия мы посетили страусиную ферму с обширными пастбищами. Мы купили входные билеты и заплатили за корм для страусов, так как было бы непростительно отказать себе в удовольствии покормить этих нелетающих птиц, с которыми никогда раньше и никогда позже уже, по всей видимости, не встретишься так близко. Увидев нас с плошками в руках, страусы начали нетерпеливо вытягивать шеи из-за бревенчатой ограды. Я протянула к ним свою плошку, и птицы начали неистово долбить её своими клювами. Сила их ударов оказалась такой сильной, что плошка едва не выпала из моих рук, так что мне пришлось вцепиться в неё, чтобы удержать. Если учесть, что алчные клювы находились на расстоянии, даже меньшем, чем мои вытянутые руки, то можно себе представить, какой ужас я испытала, опасаясь, что какая-нибудь птица промахнется и долбанёт меня по руке.
 
Фотография красочно запечатлела этот момент кормления, когда я стою у изгороди с почти зажмуренными глазами и гримасой ожидания удара на лице. Рядом со мной стоит муж Ирины Лорен, ранее побывавший на этой ферме, и искренне смеётся надо мной. Ирина, уже тоже искушенная в этом нелёгком деле, оставалась во время кормления невозмутимой, во всяком случае, внешне. На её лице, кажется, не дрогнул ни один мускул, хотя страусы долбили её плошку так же яростно, как и мою. Затем мы перешли к загону для страусов эму, шея которых имела неожиданно голубой окрас. Эти страусы были гораздо более спокойными, чем их сородичи. С их кормлением ни у меня, ни у мамы Ирины не возникло никаких затруднений. Нам было жаль расставаться с прожорливыми птицами, но нужно было отправляться в обратный путь.
 
Спустя три года мне снова довелось побывать в Солванге, на этот раз в связи с чемпионатом по юношескому футболу среди местных команд, в котором принимал участие мой старший внук Стасик. Мы приехали в знакомый город  уже вечером и поселись с семьёй дочери в двух номерах мотеля “Viking Motel”. Мой одноместный номер вместе с налогом стоил 69 долларов в сутки, номер дочери с двумя кроватями  квин – около 80 долларов, что по американским меркам достаточно дешево. Однако в команде Стасика был мальчик Марк из мало обеспеченной семьи, в которой было трое детей и не было отца. Мама Марка ежедневно после двух, а порой и трёх игр отвозила сына домой, чтобы не тратить деньги на съём гостиницы.
 
Номера в мотеле были скромными, но, тем не менее, в них было всё для удобства туристов: широкие кровати - кинг или квин, холодильник, телевизор, туалет, душ, раковина, микроволновая печь, кондиционер и обогреватель. На стене моего номера висела картина на холсте, изображавшую известную скульптуру “Русалочка” и гавань в Копенгагене с подъёмными кранами у причалов и пришвартованными к ним кораблями, с баржами, которые тянули старые пароходы с дымящимися трубами.
 
По утрам мы с младшим внуком завтракали в кафе на 5-ой стрит, что входило в стоимость проживания в мотеле. Там нам предлагали, по желанию, чай или кофе и большие булочки с кремом, изюмом или шоколадом. Дети могли взять стакан молока. Поскольку  с собой у нас были кукурузные хлопья с сушёной клубникой, то мы заливали их молоком, слегка разбавляя его водой, чай тоже делили пополам и прекрасно завтракали. Но самое главное, у мотеля были очень дружелюбные и отзывчивые хозяева – Трейси, её муж и сын.

На следующий день после приезда моему старшему внуку предстояло провести два матча. Первая игра начиналась рано – в 9 часов, а на поле нужно было быть уже в 8 утра, чтобы успеть размяться перед ответственными соревнованиями. Я предпочитаю не вставать так рано, поэтому мы с младшим внуком наблюдали на футбольном поле только за второй игрой. Стоит упомянуть, что футбольная юношеская команда города Камарилло добилась выдающегося успеха, став клубной. И если обычно клубные команды создаются для всех желающих за деньги, то в данном случае только благодаря спортивным успехам игроков и ходатайству об этом её замечательного тренера, команда с минимальными на то затратами стала клубной. И в этот день, и на следующий, когда было сыграно ещё три игры, во всех пяти матчах команда Камарилло выиграла у соперников с разгромным счётом (7-9):0!

В один из дней нашего кратковременного пребывания в Солванге дочь пригласила меня в ресторан. В числе прочих блюд мы заказали знакомый нам, как нам казалось, куриный суп. Каково же было наше изумление, когда он оказался зелёного цвета, а на вкус совсем кислым. Мы стали гадать, из чего он приготовлен, и единодушно пришли к выводу, что из курицы и шпината, поскольку щавель мы отвергли как не произрастающий в этой местности. Действительно, позже посмотрев рецепт приготовления датского куриного супа, я увидела, что шпинат при  приготовлении этого блюда действительно используется. Помимо этого, его ингредиентами также являются цветная капуста, зелёный лук, сельдерей, морковь, зелёный горошек, чёрный молотый перец, яичные желтки, сливки, петрушка. Вот сколько витаминов содержалось в нём! Когда мы привыкли к вкусу этого необычного для нас супа, он показался нам вполне приемлемым!
 
Хорошо всё, что хорошо кончается. Спасибо тебе, Солванг, за твою сказочную красоту, за те незабываемые впечатления, которые ты подарил нам, а также за то, что твои стадионы стали свидетелями убедительных футбольных побед моего старшего внука!