Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки

Анатолий Фадеев
Когда-то я был студентом. Учился на радиотехническом факультете. Ну и веселое же было время! В моей памяти остались несколько забавных эпизодов из студенческой жизни, с которыми я хотел бы поделиться с вами. Главным героем этих эпизодов, как всегда являлся один профессор, фамилия которого в точности соответствовала его характеру. Но, несмотря на грозное «Громыко», он был необыкновенным человеком. Главной отличительной чертой, которая выделяла его среди других преподавателей, являлась, на мой взгляд, его способность преподносить учебный материал с некоторой иронией и юмором. Его лекции посещали все студенты, и его аудитория никогда не пустовала. И это несмотря на то, что он нам периодически говорил:

- Студент никогда не запоминает того, что ему методически вдалбливают. Но одно можно с твердой уверенностью сказать: студент способен запоминать только плохое и похабное или же сказанное с некоторой иронией и юмором.

Или:

- Диву даюсь, как вы смотрите на меня своими внимательными пустыми глазами… Если ты лопух и вдобавок боишься признаться, что ничего не понимаешь, то ты не должен огорчаться: рядом с тобой сидят такие же лопухи.

Как-то дежурный не подготовил аудиторию к лекции. Наш любимый преподаватель немного потоптался на месте, а потом громовым голосом начал читать мораль. Мы не знали, куда деться…

- Я знаю, что вы лодыри и лентяи, и дай вам только немного расслабиться, как вы сядете на голову… Но вы сегодня переусердствовали в своем неуважении к преподавателю. Моя жизнь сейчас висит на волоске. И потому мой первый вопрос звучит так: «Чем дышит преподаватель?»

Все молчат, слышно даже, как мухи летают.

- Мелом, родимые мои!

Иной раз, когда он ошибался, некоторые студенты робко его поправляли. В этом случае он говорил:

- Иногда не грех и ошибиться, даже сознательно. Иначе студенты все будут принимать на веру. Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей.

Вот и все, наверное. А может быть, и нет, ведь он все еще со студентами. Если Бог даст, найдется какой-нибудь «бывший» студент из числа его учеников и попытается завершить начатый мною рассказ. Я надеюсь.

Опубликовано в «Молодежной газете» г.Уфы от 19.09.1996