Снежинки на ресницах таяли... Зимние этюды

Борис Бем
    Курортная тетрадь

 

 Вместо предисловия:

  Пишу в тиши рабочего кабинета эти путевые заметки,а в голову лезут веселые слова из известной песни: « А мне всегда чего-то не хватает:зимою-лета, осенью-весны. Я уже почти двадцать лет живу в Западной Европе и настоящую снежную зиму все больше наблюдаю по картинкам, да еще по нечастым вылазкам в это время года в родной Петербург. Город Кельн, в котором я нынче живу, находится в глубокой впадине, не то что Мюнхен, расположенный вблизи горных снежных вершин. Снег здесь выпадает редко—три четыре раза в году и то лежит на тротуаре ночь-другую, а потом также бесследно исчезает.
    Когда я был маленьким, то очень любил эти радостные зимние забавы. Катание на горке, игра в снежки,лепка снеговиков—приносили не только удовольствие, но и разнообразили нашу скромную детскую послевоенную жизнь.
    Вот и сегодня во мне мальчишеская искра совсем не угасает. Вновь, в который уже раз за долгие годы эмиграции, захотелось окунуться в атмосферу снежного царства. И я отправился в горную Чехию, что граничит с крупнейшим регионом Германии—Баварией. Сегодня я знакомлю читателей с этими путевыми заметками.

         Папа, мама и я -спортивная семья

   Утренние лучи солнца щедро разливались по горным вершинам  и отражались в мельчайших крупинках-блестках, что были щедро рассыпаны по низкому склону. Бриллианты, не иначе! Нет ничего проще, нагнись ниже пояса, зачерпни ладошкой пригоршню чистого снежка, слепи из него небольшой кругляшок и запусти в голубое, без единого облачка небо! Получишь истинное наслаждение
    И вот я стою у невысокого горного спуска, собираясь съехать с него на санкакх, как мое внимание привлекает такая картинка. По снежной тропинке спортивным шагом двигается мужчина, примерно лет сорока. Удивило то, что одет он был явно легко. При нулевой температуре воздуха на нем были полушерстяные шорты до колена да фланелевая рубашка с короткими рукавами. Голову же венчала вязаная шапочка. В руках он держал ,как древко знамени, свои горные лыжи. За ним семенил малыш-дошкольник в легком лыжном костюмчике, очевидно, сынишка, а замыкала семейную тройку—супруга, тоже в лыжном костюме. Я завороженно наблюдал за этим спортивным семейством, спешащим к подъемнику, пока оно не скрылось за поворотом в окружении рыжих красавиц-сосен. И в одну, и в другую стороны двигались  подвесные люльки, обдуваемые  незлым февральским ветром Вот уж, действительно,как в песне: «Не мороз нам не страшен, ни жара!. Лепота!... Что еще сказать?

          Под гОру качусь я с санками в сугроб

     Какое это удивительное состояние- возвращение в беззаботное детство. Усаживаюсь в деревянные санки, отталкиваюсь ногой, и полозья, ускоряясь, тащат меня по снежному склону вниз. Вокруг кочки и мелкие кустарники. Притормаживаю каблуками сапог, лавирую между крупными сугробами и не замечаю, как, санки, чуть подпрыгнув, изменив направление , мчат меня прямиком на холмик, на котором восседал средних размеров снеговик  Санки перевернулись и откатились в сторону, а я, весь запорошенный ледяными крошками, распластался в глубине сугроба. Шевелю руками и ногами, вроде цел и невредим. Пытаюсь приподняться и не могу: душит смех.  И сразу же возникает перед глазами знакомая и заезженная картинка из моего дворового послевоенного быта. Наспех, сколоченная из горбыля горка, разноголосая ватага ребятишек, и мама, стоящая у приоткрытой форточки окна,  грозящая мне пальчиком в стекло...


                Двести метров под сапогом...

   В последний раз я любовался красотами природы с высоты птичьего полета два с половиной года назад. И тогда под ногами проплывали вековые сибирские  кедры , стройные корабельные сосны, величественные гиганты-дубы. Осенние краски красноярской  природной панорамы были неповторимы. На зимней же люльке я поднимался в горы, ощущая под сапогом,укутанную снежным одеялом  кочковавтую поверхность земли. Порывистый ветер обжигал раскрасневшиеся щеки, а мне так и хотелось вытянуть руки, взмахнуть ими, как крыльями и зависнуть в морозном солнечном небе гордым горным орлом...


                Опыт на базаре не продается

      Люлька тормозится на одном из верхних пологих склонов горнолыжного центра. Опытные лыжники неторопливо бредут к стартовым позициям, а суетливые разновозрастные новички продолжают толкаться в окружении наставника-тренера. Я тоже заинтересованно примкнул к этой группе. Похвастаться навыками лыжной ходьбы я не мог. В младшие школьные годы моя учительница физкультуры Нина Григорьевна ставила, нас, мелюзгу,  на лыжню, но у меня это плохо получалось. Ноги не слушались, становились ватными, я часто падал на снег и становился  объектом для насмешек одноклассников. Уже во взрослой жизни я тоже предпринял несколько попыток освоить лыжню.но у меня опять не хватило терпения. И здесь я нашел компромисс: заменил лыжи на финские санки. Конечно, это оказалось не совсем тем, чем хотелось, но все же ощущения  по духу близкие...
     Тренер по горным лыжам—стройная высокая блондинка средних лет окинула меня небрежным взглядом, задала несколько дежурных вопросов, больше состоянии здоровья и заключила:
   -- В вашем возрасте осваивать горные лыжи уже поздновато. Реакции замедленные, да и гибкость тела несовершенна. Сюда, преимущественно, приезжают люди с  начальным опытом подготовки, а он, известное дело, на базаре не продается. Мой Вам совет: берите на прокат санки и наслаждайтесь горным воздухом. Вот, если бы Вы приехали сюда, как минимум  недельки на три, я бы Вас  определенно чему нибудь научила. А за несколько дней и медведя кланяться публике не научишь...
  Пессимистические слова горнолыжной наставницы не испортили моего настроения.     --Санки, так санки, да мало ли еще зимних забав?  Я поправил, съехавшую на лоб вязаную шапочку и отправился в обратный путь в предвкушении снова, пусть и на десять минут ощутить себя пусть еще не орлом, но начинающим летать орленком. Опыт, и правда, на базаре не купишь. Это тренер верно заметила...

                Игра в снежки




      Ой , как плохо работают гостиничные дворники! Только выйдешь за территорию  большой бетонной террасы и попадаешь в огромный, но уже потоптанный, сугроб. Видимо, дорожки здесь не привыкли чистить. Иду по снегу,боясь подскользнуться на льду, волочу за собой санки. С трудом взбираюсь по чьим-то следам на малый пригорок и сажусь на деревянную скамью. Вокруг ни души. Впереди качаются от ветра молодые сосенки да молчаливо шелестят веточками карликовые кустарники. Вдруг из одного из них высунула голову пушистая кошка, пошевелила ушками, осмотрелась и шасть... побежала в мою сторону. Тут –то я и вспомнил про детскую шаловливую и азартную игру в снежки. Наскоро слепив комочек, я прицелился и отправил «снаряд» прямиком ей в  спину. Кошка отряхнулась и ракетой, пробежв мимо меня, вскочила на пригорок и исчезла за гостиничной верандой. Я успел ей вдогонку отправить еще один комочек, но он пролетел мимо цели.
     О, как я любил эту детскую зимнюю забаву в школьные годы. Бывало, на переменке, разгоряченные и отвязные, мы выбегали на мороз без шапок,в одной школьной форме и колотили друг по другу снежными комками. Однажды со мной произошел курьезный случай. Я играл со своим одноклассником Сашкой. Он зафитилил мне ледышкой прямо в нос. Я, естественно, рассердился и отправил ему «гостинец» вдогонку. К несчастью миио проходил директор школы Владимир Григорьевич Зорин. Снежная бомба пришлась ему прямо в линзу очков. Директор невозмутимо остановился, снял окуляры,протер стекла и пошел неторпливой походкой к крыльцу школы. Он, конечно, же меня видел, да я и не прятался, наоборот, остановился, и стоял перед ним как статуя с виноватым побитым видом. Мои  глаза просто вымаливали директорское прощение.Удивительно, но Владимир Григорьевич, меня не вызвал к себе потом в кабинет, никакими карами не грозил, наоборот. Моя мама тогда входила в родительский комитет школы,и была очень хорошо знакома со школьной администрацией. На очередном из совместных совещаний с родительским активом, он заметил:
     -- У вас, Ирина Борисовна, растет пытливый, любознательный мальчик. Я не знаю, станет ли он  Ломоносовым, но вот человеком достойным и честным станет обязательно....
  С тех прошло около шестидесяти лет, а меня до сих пор мучает вопрос: на основании чего директор сделал это умозаключение?


         Вместо эпилога:

  Мой короткий зимний отдых подошел к концу. Чемодан и сумка стояли на снегу. Подъехала машина с шашками на дверях. Вот и окончен отдых. Увижу ли я в ближайшее время подобное зимнее великолепие, не знаю, но очень хочется. Человеку, родившемся в знойной Африке, это чувство не знакомо,а вот мне,прожившему в суровых условиях Восточной Сибири   почти два года жизни, запомнится этот край навсегда. И кто бы, что ни говорил, что лето всяко лучшее время года, я бы с этим человеком поспорил: лично  для меня самое лучший сезон для творчества-это , когда вокруг белым-бело!. За окном хороводятся снежинки, а ты сидишь у компа и слова, строчка за строчкой ложатся на монитор. Меньше соблазнов,лучшее сосредоточение мыслей,ничто не отвлекает от работы. Я люблю тебя, зима! Ты-самое лучшее время года!


Чехия, г.  Железна Руда, февраль 2015.