28 февраля, Макеевка, ДНР

Александр Гал
Суббота. Половина второго ночи. Сегодня наступил последний день зимы. Пожалуй, прошедшая зима была не самой лучшей зимой в моей жизни. Да что там зима, практически весь прошедший год можно отнести в пассив, хотя могло быть и хуже. .. Ладно. Обо всем произошедшем ранее я попытаюсь постепенно рассказать, а пока что упомяну последние события.

Накануне вечером созванивался с родителями. Пару дней назад они вернулись от нас назад в Донецк, так как там «стало тихо», да и просто соскучились по квартире. Да, сейчас тихо более или менее. Стреляют, конечно, но не так, как было в январе. Где-то достаточно далеко, стекла не дрожат. Во время разговора папа сказал, что вот мол, «пошли «грады», слышишь?». Он открывает балкон и высовывает телефон на улицу. Я слышу в динамике знакомый гул залпов. «Слышу», - говорю я.  Живут родители не то чтобы в районе аэропорта, но достаточно близко от него – несколько километров. Нашему дому (пятиэтажка с четырьмя подъездами), как и многим соседним, доставалось от войны. В сентябре прошлого года в крышу дома попадал снаряд, соседу по лестничной площадке осколками повредило балкон. Снаряд был, скорее всего, украинский. Так как балкон соседа с западной стороны. Когда это произошло, родителей дома не было. Мы тогда жили (пересиживали, точнее) в Новомосковске, а они в Киеве – у брата. Были приземления поблизости с нашим домом и потом. Квартире родителей (тьфу-тьфу, постучу) повезло.  Стекла остались целыми. Только в ванной в паре мест поотваливалась плитка.
 
Папа спрашивает про жеребьевку, так как родители еще не оплатили интернет, отключенный за неуплату, пока они там не жили. Я говорю, что «Динамо» попало на «Эвертон», а «Днепр» будет играть с «Аяксом». Папа считает, что жребий неплохой. Я добавляю, что в УЕФА при жеребьевке развел украинские и российские клубы, чтобы те не играли друг с другом. Спрашиваю, получил ли он на шахте деньги, зарплату. Увы, нет. Его почему-то не включили в списки, будет разбираться. Родители остались практически без налички. Мама, уезжая от нас, забыла (а я подозреваю, что оставила нарочно) тысячу, что я дал. Я говорю, чтобы приезжали к нам на выходные. Папа передает трубку маме. Она говорит, что все в порядке, пенсии на карточку перечислили. Еще говорит, что она была в городе в центре, где есть магазин «Колбико», в котором можно отовариться по карточке, но что когда она там была, терминал почему-то не работал, и пришлось покупать за наличные деньги.  А так все нормально, и скорее всего, «снова приедем к вам в выходные».  Мама еще делится впечатлением от увиденного в магазинах, потом прощаемся.

Что делается в магазинах, я и сам вижу. Вчера днем посадили малого в коляску и двинули в макеевский «Амстор», так как закончилось молоко и масло. В торговом центре пересаживаю Димку в супермаркетовскую тележку. Пока Лена выбирает в небольшом бутике себе помаду («давно пора купить»), я развлекаю Димку – он стоит в тележке, а я кручу эту тележку, пуская ее вращаться по кругу. Народу немного, я никому не мешаю.  Но наше развлечение видит бдительная тетя охранник на стойке администрации. «Мужчина!» - кричит она – «Аккуратнее, не разбейте там стекло!». Стекло рядом действительно есть – это стеклянные стены закрытых еще прошлой осенью магазинов бытовой техники «Комфи» и  мебельного «Юск». Я перестаю крутить тележку, но через полминуты начинаю снова, чтобы позлить тетю. Мысленно я составил ответ для женщины: «не думаю, что я с ребенком опаснее, чем человек с автоматом и гранатой», имея в виду ополченцев, которые «тарятся» тут же в магазине. Многие из них ходят и по улице и в магазине полностью вооруженными, хотя ближайший украинский военный находится в паре десятков километров от города.  Недавно в Донецке в магазине у ополченца взорвалась граната, один человек погиб. Лена возвращается, и мы идем в магазин, проходя мимо охранницы. На этот раз она молчит, и моя заготовленная реплика пропадает впустую.

Супермаркет сжимается с каждым нашим новым посещением: сегодня видим, что закрыли кафетерий. Уже внутри становится понятно, что здесь кафетерий все-таки есть, только теперь он ужался до нескольких столиков, которые установили буквально в двух метрах от хлебного отдела, и как раз напротив гастрономии – что вполне логично.  Людей немного, особенно относительно «прежних времен». «Амстор» сейчас не так популярен в народе, как сеть «Брусница», которая смогла наладить продажу товаров через пластиковые карты, и где на кассы, которые принимают карточки, стоит по несколько десятков человек. Здесь принимаю только наличные, поэтому тут тихо и спокойно. Несколько деталей. На этой неделе обвалилась гривна. Ее курс к доллару с понедельника по пятницу упал с 22-х до 35 гривен за доллар. Поэтому кое-кто из покупателей спешит «закупиться», пока деньги совсем не обесценились. Я вижу пару таких картин. Мужчина и женщина выгребают с полки кошачий корм в зеленых пакетах. У них уже чуть ли не половина тележки этого корма, и они продолжают ее наполнять. Прошли две девушки, одна из которых везет тележку с несколькими упаковками маленьких бутылочек детской воды «Малятко».  Брать маленькие полулитровые бутылочки невыгодно, каждая стоит 6,47, в то время как 5-литровка 22. Но 5-литровых давно в продаже нет. Вода в маленьких бутылочках – практически последние остатки «детской» воды в городе. Так что выбора у молодых родителей нет, надо покупать что есть. Мы своего ребенка также не рискуем поить той водой, которая течет в кране.

Водопроводная вода в городе воняет болотцем. В макеевском паблике «ВКонтакте» в обсуждении этого факта кто-то даже мрачно пошутил, что после Дебальцево трупов много – вот и сбрасывают тела в канал, отсюда специфический запах и вкус. Сама же компания «Вода Донбасса», которая и владеет всей этой водой, каналами и фильтровальными станциями, выступила с обращением, что ничего страшного, это простое сезонное цветение воды, связанное с весной и потеплением, и вообще, пить ее можно, только перед употреблением кипятить 5-7 минут. Может, оно и так, но иногда впечатление такое, что в наших кранах действительно течет священный индийский Ганг, куда индусы сбрасывают своих покойников.

В торговом зале наталкиваюсь на троих ополченцев. Один из них гордо носит на груди новенькую золотистую медаль. Что она означает, разглядеть не удается. Почему то этот человек вызывает у меня отвращение. Я бы не гордился наградами, полученными в гражданской войне.

На кассе, к которой мы подходим, видим, что кассир считает гору мелочи, которой семейная пара рассчиталась за свою покупку. Я такое вижу впервые, жена говорит, что ей уже приходилось наблюдать, как расплачиваются целиком мелочью. Переходим на другую кассу, рассчитываемся там.  Уже выйдя из супермаркета, обсуждаем с женой, что, дескать, как тяжело стало людям – даже копилки приходится разбивать. Но тут Лена показывает мне на эту самую пару, которая садится на автомобильной парковке в «Рено» и отъезжает.  «Как видишь, не все так у них плохо», - говорит жена. Я улыбаюсь. Иногда вещи действительно кажутся совсем не такими, какие они есть на самом деле.

(продолжение на http://www.proza.ru/2015/03/07/197)