Семь смертных грехов. Босх

Алина Алексеева-Маркезин
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475—1480

     Продолжаем тему о творчестве Иеронима Босха.Сегодня познакомимся с чрезвычайно интересной картиной Семь смертных грехов.Сюжет картины настраивает зрителя на размышления.

         Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.
         С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в музей Прадо.
       

РАЗБОР КАРТИНЫ
         
      В центре полотна мы видим нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
 

     Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

        Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.
       Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

     И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
    Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам.
 
      Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

              Начертанные на развевающихся свитках слова:
  «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»
     и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»

     Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.
   
                В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку  "всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)"


     ГНЕВ.

         Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.
На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё.Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.

    ГОРДЫНЯ.

 Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, педлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.

 В центре — сцена, показываюшая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ.

                В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
      Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения".
                Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда".В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.
 

     ЛЕНЬ(уныние)
                Женщина, пришедшая к священнику(или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам)


О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит другая сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.

 Шестой смертельный грех - АЛЧНОСТЬ,ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.

 
ЗАВИСТЬ
     изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь,красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.
Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются"

 
          Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни (по выражению проповедников того времени.)
Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата

 

СМЕРТНОЕ ЛОЖЕ.

        Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.
           Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

СТРАШНЫЙ СУД

  Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.


 АД.

                Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

         Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).
Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению.
Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.

 

РАЙ.  Небесные врата(низ, правый угол)

                Небесные врата... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.
       Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.
Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.

   
                Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские.
     Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу,  карикатурные по манере изображения.

                По-видимому, пока жив хоть один человек, концепция семи смертных грехов не устареет. Но вот, насколько важно не допускать в себя эти грехи, решать каждому в отдельности.
                Верующим людям проще – они следуют морали своей религии, стараются не грешить, а если грешат, то после духовного наказания получают отпущение грехов.

                Неверующих хранит только желание остаться человеком, не навредить своему разуму и не потерять что-то зыбкое, называемое совестью. Но совесть основана на страхе перед осуждением, а за что осуждать человека, живущего как все?
                Хочется пожелать всем побыстрее разобраться со своими грехами без жалости к себе любимому и сделать это – из простого чувства самосохранения.

Текст с подробными иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/3323053