Путешествие по Охотскому морю на парусном тримаран

Иван Бахтин
Предисловие.
Пришлось как-то пройтись пешком береговой линией Охотского моря. Это, первый раз из Чумикана до Тугура, в 1999 году, а второй, вдоль северного Сахалина, т.е. полуострова Шмидта, в 2003 –м. Поразила меня красота тех мест, где проходит граница моря и берега. Приятно порадовало и большое разнообразие животного мира. Чуть позже прочёл книжку Анжея Урбанчика «В одиночку через океан». И, где-то там внутри меня загорелся малюсенький огонёчек, а часто размышляя и фантазируя, этот огонёк всё больше набирал жару.
Обрисовались более менее ясные ближайшие планы: пройти береговой линией максимальное количество, а по возможности сделать круг по Охотскому морю.
 Окончил курсы в яхтклубе "Водник", Хабаровска. Поучаствовал на второстепенных ролях, в гонках по р. Уссури. Купил старенький парусный тримаран, прошёл на нём до с. Красного, с Тригубом Сергеем.  И, приобрёл новый в Новосибирске.
Вывод: опыта самостоятельного хождения по морям на 2014-й год нет. В целом имею средненькое представление о работе с парусами. Опыта «общения» с двигателем нет вообще. Но! Чувствую нутром, что парусами я управлять могу. А выжить на берегу я знаю, как.
  С кем пойти? Обратился к геологам, но общее мнение у них примерно одно: «Кроме как утопить нас, ты ничего не можешь. Ведь ты ходил только по Амуру в спокойную погоду.» Это правда. Ну и что теперь? Оформил несколько статусов в интернете, но кроме «класс» никто ничего не спросил и не поинтересовался. На участке Кутын, где я работал геологом, кернорезчиком работает Михалёв Сергей. Мужик серьёзный, с руками, не пьющий. Он этой идеей загорелся, но в итоге с работы его не отпустили. Как-то незаметно вмешался Маташов Виктор и через него я познакомился с Евгением Белобородовым, который пойдёт со мной от Чумикана до Охотска, в свой отпуск.
Купил б/у-ный японский лодочный мотор «Ямаха 9.9» и запасной винт. Мужики показали, как пользоваться.
Павел Шаров подарил ромб, чтобы видели мою посудину по РЛС с судов и барометр, чтобы я мог предсказывать погоду сам.
 Евгений Белобородов в дорогу мне передал спутниковый телефон и рацию, 16-й канал, для связи с судами.
Цыганков Валерий изготовил топовые огни и уехал отдыхать, оставив мне мастерскую. Я решил изготовить ограждение, хочу усилить ремни на швертах и нужно ещё натянуть сеть на каркас.
Да, конечно, Охотское море очень с непростыми условиями. Это и приливы с отливами (до 7,5 м в Шантарском море, и до 13-ти в Пенжинской губе) отчего образуются сильные течения. Это и накат волны на берег, что может и разрушить судно и проблема отойти и причалить. Это и туманы, ветра и шторма. А также и возможность попасть в ледяные поля. Ну и, большое количество медведей.
 Но, я всё-таки работаю на Тугурском полуострове и, связываясь по электронной почте с участком, знаю, что лёд ушёл в этом году рано, снег с гор сошёл также раньше обычного. Изучая лоцию, прочёл, что в Татарском проливе время схода льда напрямую зависит от схода его в Амуре. А на реке он сошёл рано. … Все факты показывают, что ледовая обстановка в эту навигацию должна быть проще обычного. В крайнем случае, я просто могу пожить на берегу, ожидая подходящих условий.
 В Николаевске-на-Амуре на берегу лимана стоит одинокое здание.  Спустился на машине к нему. Оказалось, что здесь ремонтируют лодки и моторы к ним. Зашёл в помещение и спросил у работающих мужиков: «Мне нужно собрать парусное судно, можно я привезу его сюда?» Последовало буквально секундное изучение меня, и прозвучал ответ: «Собирай».
Здесь я соберу тримаран за несколько дней и оставлю машину.
Посетил пограничников. Проблем не возникло, передал им напечатанное уведомление о маршруте следования.
                Путешествие.
24 июня. День старта.
Напротив места сборки судна в лимане из воды виднеются в отлив камни, метров где-то на 150 вдаль. Всё собрано, тримаран болтается на верёвке. Ждём полной воды. И, вот, в 10-15 начали выводить с Валерием меж камней мою гружёную посудину. Это легко. Протолкав, этак метров 150, ну 200-ти, я завёл двигатель и пошёл на нём к середине лимана.
 Солнечно, облачно, тепло. Ветер у берега слабый, а на середине около 5-7 метров в секунду, встречный (восточный). Где-то вдали темнота, вроде-бы близится непогода. Иду под парусами галсами. Скорость по GPS 5-6, до 8-9, редко до 11 км. в час. В одну сторону почти перпендикулярно берегу, под другим галсом – под острым углом.
  Два с половиной дня шёл по Амурскому лиману. Временами раздеваясь до майки, иногда вспоминая про куртку. Ветер был встречный, поэтому из-за невыгодных галсов проходил всего около 18 км.
  Туристы в отчётах пишут, что сидят на мелях в Татарском проливе между о-ми Байдукова, Чкалова и материком. Поэтому по совету капитана Павла Шарова наметил путь так, как ходят большие суда. Вначале приближаюсь к п. Нижние Пронги. Перехожу на Восточный фарватер. Движение к Сахалину. Около Рыбновска ночую. Теперь тримаран скользит повторяя пунктир на карте - по Сахалинскому фарватеру.
 Когда увидел на карте, что подо мной глубины 15-18 метров, оставил фарватер и пошёл напрямую к материку.  Движение то на парусах (грот и стаксель), то, когда попадаю в штиль, на двигателе. Погода переменчивая, то солнце, то облачно. Пересекаю какие-то течения, которые чётко выделяются пенистыми границами. Напротив о-ва Чкалова вода мутная резко сменилась на зелёную. Море. Охотское море!
Ночую на берегу в палаточке. Напарника своего,"старпома", Тумана на ночь привязываю. Т.к. отвязанный он молча пытается нападать на медведей. А так надеюсь, что залает и предупредит о их приближении. Дважды все-таки косолапые ночью пытаются проникнуть на посудину, я буквально случайно просыпаюсь, освечиваю их фонарём и тем самым предотвращаю уничтожение имущества, а, возможно, сберегая и своё здоровье.
 Поглазел на мысы: Литке, Мофета, Александра. С мыса Врангеля пересекаю залив Академии напрямую, к мысу Сенека, что в самой северной части Тугурского п-ва, расстояние 60 км.  Теперь справа от курса Шантарские о-ва: Южный, Беличий, Медвежий. Остановиться на них не могу, просто нет времени, т.к. в Чумикан прилетает напарник, а я уже припаздываю слегка. Нужно спешить.
4 июля
С утра морось, туман, волнение. Если не выйти по полной воде, то позже осушится судно и останусь здесь. В 11 часов выхожу. 
 Шёл то на парусах, то на двигателе. В 18 часов хотел пристать на ночь в 10 км. за заливом «Медвежье одеяло», напротив о-ва Медвежий. Волна ударила, развернула судно боком, и правый шверт заскрипел по гальке. Я подумал: «разломает тримаран сейчас к чёртовой матери!» Упёрся изо всех сил в нос, в это время волна стала отходить и посудина следом, от берега. Я вскочил, дёрнул шнурок, двигатель взревел и, я на отходной волне ушёл. Отойти то я отошёл, а дальше что? Впереди Торомская губа и вплоть до самого Чумикана никаких бухточек, а значит, никаких шансов пристать нет! А впереди ночь и начинает штормить! А ночью заштормило реально. Причём интересно: волны идут одного размера и где-то на 6-8-й подходит от одной до трёх больших (в полтора, два раза выше предыдущих). Если по светлу эти большие волны пытаешься встретить носом, для этого предварительно разогнавшись, то ночью это стало невозможным. В темноте я положил мощный фонарь на палубу, но волны не вижу, только направление брызг. Иногда где-то в душе начинал зарождаться страх, мысленно я спрашивал: «не более 50% дам на то, что выживу». Но эти мысли в самом зародыше я прерывал, начиная думать о постороннем. Несколько раз моросило, а так как я не одел водонепроницаемые брюки, то ноги стали мокрые. Под одежду выше пояса одел майку, свитер, пуховик с капюшоном, рыбацкий водозащитный костюм. На голову шапочку, из пенопласта каску и накинул капюшон. Ногам стало холодно, достал одеяло и обернул им ноги. Иду на одном стакселе, пытаясь сделать ход не эффективным. Но судно летит со скоростью до 15 км./час. Пока ход по ветру и волна бьёт в корму. Как не хотелось этого, а пришлось: пол второго ночи, напротив Чумикана делаю в полной темноте разворот и направляю судно обратным курсом. Но теперь идти нужно против волны и ветра. В море много мусора в виде деревьев, брёвен, палок, главное теперь не врезаться, во что-либо подобное. От меня теперь мало что зависит, волны не вижу вообще, только догадываюсь по ощущениям от крена. А судно устойчиво, почти не кренится.
5 июля.
 Наконец-то, где-то пол пятого ночи, начало выделяться море. Стало попроще и психологически и практически в управлении. Когда чуть позже рассвело, море стало приутихать. Но хожу параллельно берегу напротив Чумикана. Здесь отмели в отлив до 5-6 километров вглубь моря. В 9-53 будет полная вода, нужно подгодать по времени. А куда в Чумикане буду причаливать, пока не знаю. Бухт там нет вообще. Только река Уда, но какая она в устье? Прикинув расстояние, плавно начинаю приближаться в направлении крана на берегу. Прохожу мимо и отмечаю большую накатную волну. Зашёл в реку, несколько раз сажусь на мели и, на двигателе после нескольких попыток подхожу к берегу. Здесь затишье, причалил легко. Осмотрелся, привязался, выгружаюсь. Развёл костёр, пытаюсь сушиться.  Не прошло и полчаса, подъехали на джипе мужики, полюбопытствовали, пожали руку и уехали. Минут через пятнадцать подошла большая машина. Из неё высыпало пятеро, порасспрашивали, пожали руку, достали пузырь и закусить, предложили. Выпив половину, они собрались уезжать, оставив содержимое мне. Я сказал, что один не пью, и мы ещё понемногу выпили. Но так и не допили, они поехали на работу. ... Напросился в гости к Виталию Панькину, смонтировал у него первую части моего пути. Затем ходили друг к другу в гости. Бизнесмен, Виталий Шустов поинтересовался, есть ли у нас проблемы и тут-же подъехал на кране и перевёз наш тримаран, оказавшийся на берегу осушенным, метров на 200-ти, ближе к морю. На следующий день узнал, что мы сломали шверт, отвёз меня в гараж, где я из предоставленного металла вырезал болгаркой листы.
 Евгений Белобородов, теперь мой напарник до Охотска, подъехал с рыбаками на мотоцикле... Под тентом сушиться не удаётся, капли дождя летят горизонтально. Поставили брезентовую 4-х местку с печью. Несколько дней в море был шторм, а здесь, в устье Уды тихо. Но из-за мелей идёт волна и судно регулярно выбрасывается на берег. Но, вот "окно"в погоде и мы вырвались. Идём вдоль береговой линии на расстоянии от 100 м. до 5 км. Ночуем на берегу. Дежурим у костра по очереди, по 2 часа.
  Встретили в одном слабо выраженном завливчике около, думаю, 20-ти китов. А в бухту Борисова зашла парочка касаток, они вращались, подныривали друг под друга, шли рядом. Вероятно, у них крепкие чувства.
24-25 июля.
Пос. Аян. Солнечно, облачно, но иногда накатывает туман и морось.
Подходят, подъезжают разные люди, в том числе инспектор заповедника Евгений Баранов, также сотрудник ФСБ (пограничник). Первый сам взял металл, болгарку, отрезал по лекалу листы на шверты, съездил домой и просверлил отверстия в них. А офицер пограничной службы (в гражданской одежде) спросил, нужна ли помощь и после этого подвёз на тросу пустые бочки. Рядом участок артели «Восток», поваром работает Петр Тимофеевич, ходили к нему заряжать эл. приборы, заодно за чаем (с первым и вторым) общались.
 На привезённые бочки втроём, включая Евгения Баранова, выставили тримаран, чтобы можно было подобраться к нижней точке центральной гондолы. Выдавили через дырку воду, заклеили.
 Двинулись в сторону Охотска. На косах наблюдаем медведей и довольно часто. Рыбы в речках пока нет и они копают ямы, чего-то хотят там вкусного найти, вероятно.
4 августа
... В 19 часов рядом с домиком, метрах в 80-ти, за ручьём вышел пестун и не торопясь двинулся к берегу. На крик, лай не реагирует. Повернул, дойдя до берега, в сторону тримарана.
-Если обнаружит еду на судне, потом не прогонишь, нужно его пугать,- сказал я Евгению, прикрутил патрончик к сигнальной «ручке» и побежал с криком за косолапым следом.
Среагировал он только на выстрел и нехотя свернул к склону.
 Евгений жарит ландорики. Лицо его напряглось, я выглянул в дверь. Пестун снова ходит метрах в 70-100 от нас вдоль берега. Выбежал, покричал, выстрелил. Он нехотя снова отбежал к склону.
 В 20 часов по полной воде оттолкнули вагами по каткам судно в воду и начали загружаться.
Поставили мою палатку с тентом. Установили на шестах тент над будующим костром. Стали переносить вещи из домика. Очередной раз вернулись в 00 часов (12 ночи), а палатка выкатилась и лежит в стороне, в тенте же посередине дыра. Медведь прыгнул прямо сверху на тент. Ужас!
В 2 ночи я лёг спать в палатку, Евгений спрятался от мороси под тентом у костра. Так я и не уснул, встал в 4, чтобы по графику отдыхал напарник.
-Я всё-равно не усну. Лучше посижу здесь.
-Как хочешь, - ответил я.
Просидели до рассвета.
6 августа.
С утра солнечно, спокойно, наката нет за скалой, напротив тримарана.
 Подхожу ближе к судну и вижу следующую картину: правая гондола, в носовой части порвана. Причём длина дыры более метра и она не ровная, а кривая и рваная. Медведь пошалил. Залез он и на судно. Разорван надувной Пэ образный кокпит, матрац надувной с двумя дырками и слегка надорвана палатка. Пошёл посмотреть по сторонам.  Из куботейнера сало высыпано, но содержимое не съедено. Тушенки полмешка не тронуто. Лодка спущена, присмотрелся, она вся в дырках (прим.: заклеили позже 26 дырок). Поднимаюсь меж скал по крутому склону к видеорегистратору. Рядом с ним обнаруживаю несколько медвежьих лежанок. Похоже, что ещё предыдущей ночью, когда разорвал тент над палаткой, он здесь выжидал. Чего? Может когда все угомонятся, да попытку повторить? А если смотреть до места, где стояла палатка, напрямую около 40-50 метров и выше где-то метров 5. 
  Медведица с пестуном всё ближе подходят к нам, всё наглее себя ведут. Но нам всё-таки удалось убежать от мыса Нонгдан, где провели 10 дней.
  В Охотске, как и планировалось, по окончании отпуска, Евгений сел на самолёт, и я со старпомом, Туманом, вновь остаёмся одни.
 Из ближайшего дома подошёл хозяин, Сорокин Геннадий, предложил занять домик на его территории. Познакомился с его прекрасной семьёй, женой Светланой и дочерью, Полиной.  Подъезжает уже знакомый пограничник, Алексей, привозит сослуживцев посмотреть на чудо посудину и чудака. Не мог несколько дней из-за отсутствия нужного клея, заклеить гондолу. И вот один из офицеров подвёз  бутылёк. Наконец-то поплавок заклеен, можно идти дальше, в сторону Магадана.
 Теперь я не подхожу на тримаране к берегу, а курсирую к нему на лодке. Готовлю ужин, заодно мой старпом набегается на берегу. А затем отхожу подольше, метров на 200-400 в глубь бухты и встав на якорь, ночую. Поэтому теперь нет проблем от накатов и медведи не достают.
 Погода разная, но преимущественно туманы, часто морось и реже солнце. Поразительно, но очень часто на море отмечается штиль. Поэтому чаще приходится идти на двигателе, реже на парусах.
 От о. Спафарьева до начала Нагаевской бухты (98 км. по прямой)шёл на расстоянии 30-45 км. от берега, весь день, по GPS. Перед входом в бухту попал в сильный встречный ветер и частую, с гребнем, волну. Переночевал уткнувшись носом судна в берег и вой ветра у мачты был такой, что думал оторвёт веревки и унесёт в море. А утро встретило солнцем. Подошла маленькая пластиковая лодочка с двигателем, вышел на лай Тумана. Познакомился с рыбаком, обменялись телефонами. Я подошёл к городу Магадан днём 23-го августа. Мой новый знакомый, Кошелев Владимир, чуть позже подъехал на джипе. С ним найдём яхтклуб, меня там встретят очень хорошо, выделят помещение для хранения тримарана, отдельную комнату мне для проживания и помогут разобрать надувную парусную посудину. Коломейцев Валентин, Новиков Олег, Драницын Николай, Сушенцов Дмитрий станут моими новыми товарищами. Прокачусь разок с ними, туристом по Нагаевской, на нормальной яхте. Ну, а с Кошелевым Владимиром мы прокатимся на восток, полюбуемся красивейшими местами бухты Гертнера.
 Спасибо замечательным людям Cевера, зачастую не знаешь их, к сожалению, более, чем по имени. Это в хорошем смысле, здоровый, не искалеченный цивилизацией человеческий капитал. Я не имел ни где никакого негатива. Человеческое Вам люди, спасибо! До встречи, Север!
 Пройдено 2 578 км, из них более 1200 на парусах. Израсходовано 420 л.бензина.
   Иван Бахтин.