Отдых в Гаграх

Юрий Абрамов Хирург
       
            
   В то далекое и навсегда ушедшее время я, работая ассистентом кафедры факультетской хирургии, руководимой известным в то время профессором Мышом Г.Д. ,ежемесячно и всегда в срок получал 362 рубля и это были огромные деньги. За квартиру мы платили 37 рублей, билет до Москвы стоил 50 рублей,
злощастная колбаса стоила 1 руб.60 коп., да и все
остальное стоило копейки. Вот только покупать то было нечего – прилавки в магазинах были пусты и
заполнены консервами , да «завтраком туриста» .
   А ценные вещи, как автомобиль, телевизор, автомобильные шины, путевки на курорты, распределялись где то выше и теми людьми, которых я никогда не видел и ничего о них не знал. Поэтому
и возникла система так называемого «блата»,по которой можно было достать (заметьте, не купить ,не приобрести, а именно достать) все ,что угодно. 
   И несмотря на отсутствие продуктов питания в магазинах, на днях рождения, свадьбах, праздниках
столы ломились от яств. Была и колбаса, ветчина, сыр, мясо, водка и самые разнообразные вина и т.д.
И все это доставали «по блату», по связям и зна –
комству.
  Но это было предисловие к тому, что в отпуск
каждый человек мог поехать на отдых к Черному морю, как по путевке, так и «дикарем», и даже в
другие страны хватало денег съездить. Так например, я посетил Финляндию ,истратив всего 300 рублей,
Тамара Петровна побывала в Египте, Индии, Шри-Ланке. Вместе мы проехали в автобусе по Польше и Чехословакии. Да, путешествовать мы очень любили.
   А в начале 70 годов нас пригласили  в качестве врачей на поезд «Горный»,который каждую пятницу
увозил туристов в Горную Шорию. И мы ездили, катались на лыжах, оказывали помощь пострадавшим,
заболевшим.И даже получали там зарплату. А иногда
Новосибирское турбюро предлагало съездить руководителем группы Новосибирцев в какой ни будь город .Я ,например, побывал во Владивостоке, Львове. А Тамара Петровна объездила почти всю страну – Киев, Москву, Ленинград, Ташкент, Тбилиси,
южные города, Черноморское побережье и т.д.
    И вот однажды мне позвонили из турбюро и предложили съездить руководителем группы в Гагры.
   Когда я вошел в турбюро, меня встретили очень
гостеприимно, с улыбкой и предложили сесть к столу.
- Это очень хорошо, Юрий Олегович, что Вы согласились поехать. Ну некому больше! На Вас свет клином сошелся. Спасибо большое.
- Все это прекрасно – ответил я –но ведь мне с собой нужно взять дочь Ирину, ученицу 8 класса, а вот найдется ли у Вас путевка для нее ?
- Да конечно найдется – ответила  инструктор турбюро – мы даже продадим Вам ее за полцены. Хорошо ?
- Прекрасно – ответил я и  тут же приобрел путевку для Ирины за 50% стоимости.
   Выдавая документы, инструктор сообщила мне:
- едут 30 человек, размещать будете в частном секторе, местные работники турбюро Вам помогут разместиться, а Вам – бесплатный проезд, бесплатное проживание  и бесплатное питание. А по возвращению получите зарплату. Устраивает ?
   Конечно же меня все устраивало, однако немножко пугала неизвестность – справлюсь ли я со своими обязанности руководителя группы.
   Однако, ничего страшного не произошло, я справился.
   Как только на автобус привез нас от самолета в
центр Гагры, нас уже поджидала инструктор местного турбюро, собрала всех и предложила мне, как руководителю группы, составить списки кто с кем желает проживать. Комнаты имеются на 2,3 и 4 человека. Я быстро выяснял кого с кем разместить, записывал на бумажке, отдавал желающим проживать вместе, а инструктор писала на этой бумажке адрес,
и туристы расходились по домам устраиваться. Ирина
со мной размещаться не захотела и разместилась еще
с двумя молодыми женщинами, которые уверили меня
в том, что она будет в их надежных руках, они за ней присмотрят и никаких эксцессов не будет. А на пляж будем ходить все вместе.
   Мне выпало разместиться в большом двухэтажном доме, в комнате на две кровати. Соседом моим оказался молодой парень, лет 40, по профессии шофер, звать Николаем. Комната чистая, уютная, на
единственном окне красивые шторы, вход в комнату через большой коридор, откуда поднималась лестница не второй этаж и были еще две двери,
как выяснилось позднее, одна из них вела на кухню.
  Фамилия владельца дома – Алтыбармакян. Хозяина звать Аликом, его жену – Ани, сына – Ашот. И ,как
мне сообщил Алик, у них еще старший сын живет в Ленинграде и работает в милиции и обещал скоро приехать.
   Вот так мы все и познакомились. Режим был один:
утром – подъем, умывальник на улице ,как и остальные удобства, но всегда в полном порядке,
завтрак в расположенной недалеко столовой, а дальше – на море. Черное море! Я раньше уже бывал на Черном море с Тамарой Петровной, и всегда оно производило на меня огромное впечатление – масса воды, волны, другого берега не видно, как на наших Сибирских реках, по морю можно уплыть и в Турцию, и во Францию, и в Грецию, в Италию ,да хоть вокруг света. На берег приходила вся группа. Мы с Ириной делали недалекие заплывы, лежали на каменистом берегу, беседовали. Я ,лежа на спине, вглядывался в голубое небо и философски рассуждал :а что такое бесконечность ? И как это ,бесконечность ? Ведь всему есть конец, а тут – бесконечность. И в этой бесконечности рассыпаны разные планеты, звезды,
целые миры, наша земля……..Нет, наша земля лучше всех планет. Ну на какой планете можно еще поваляться на берегу такого прекрасного моря? На
какой планете произрастают такие зеленые растения?
На какой планете так легко дышится ? Да много о чем думалось лежа на берегу.
  И вдруг мои размышления прервал голос одного из наших туристов:
- Юрий Олегович! Ведь Вы же врач ? Вы же хирургом работаете ?
- Да – ответил я – а что, что то случилось?
- Да вот тут, рядом  с нами,  молодой человек вошел в воду, а его выбросило волной ,он упал на берег плечом и у него что то с рукой. Может быть Вы посмотрите, что с ним?
  И я тут же вспомнил, как вчера я  вошел в волнующееся море, а волна была с мой рост, и меня
очень легко подхватило волной и вышвырнуло на берег ,и я шлепнулся на живот, предварительно перевернувшись в воде раза два. Опасное это дело.



- Ну конечно – ответил я и мы направились к парню,
вокруг которого уже собиралась толпа. Подойдя к парню, я увидел, что он сидит на берегу, правой рукой поддерживает левую и качается из стороны в сторону, слегка постанывая от боли. Толпа реагиро –
вала на происшествие по своему:
- Да чего ждать то? Надо скорую вызывать! – кричал один.
- А чего скорую то, за руку надо потянуть и все пройдет! -отвечал другой.
- Да не потянуть, а дернуть как следует! – отозвался
другой голос.
- Да отойдите все, ему же надо воздуха побольше
дать – кричала женщина из толпы.
   Я подошел к парню ,спросил, что произошло и он мне ответил:
- Да баловались мы в воде. Волна то приличная,
ну у самого берега она меня подхватила и выкинула на берег. А я плечом и рукой по берегу и прокатился
и чувствую боль в суставе, двигать не могу . . . . .
   Дальше я должен был удостовериться, нет ли околосуставного перелома плеча, и начал осматривать пациента. Я отметил, что имеется асимметрия суставов, контуры левого сустава
совсем другие, имеются впадины ,сустав какой то «острый» по сравнению с правым. Прощупал
сустав и обнаружил смещенную головку плечевой кости, но патологической подвижности не выявил.
Это вывих плечевого сустава. Надо вправлять.
Пригласив помочь двух крепких молодых парней,
я тут же приступил к делу. Усадил парня повыше на большой камень, попросил крепко подержать пострадавшего за туловище, что бы оно не смещалось, ,когда я буду делать вправление. Преду-
предил пострадавшего, что сейчас буду вправлять, будет больно, но надо собраться и потерпеть несколько секунд.
  Взяв в свои руки предплечье вывихнутой руки, я
согнул его под углом 90 градусов и начал ротировать плечо наружу. Затем прижал пострадавшее плечо к туловищу и начал выводить его вперед, разворачивая плечо внутрь и тут  раздался характерный
щелчок и головка встала на свое место. Вывих был вправлен. Боль прошла сразу после вправления.
Парень оживился, заулыбался, но я его предупредил:
 - Не щустри! Руку нужно прибинтовать к туловищу и так проходить неделю. Иначе возможен повторный вывих.
  Но так как бинта и какой то материи не нашлось , мы подвесили его руку на брючный ремень и я взял слово с пострадавшего, что он зайдет в поликлинику или больницу, расскажет обо всем и ему наложат соответствующую иммобилизацию.
-  Скажешь, что бы наложили повязку Дезо ! Запомнил ?  - спросил я  и попросил его товарищей проводить парня в больницу.
   После этого случая вся группа стала  относится ко мне с большим уважением. Многие ведь до этого не знали, что я – врач. Вот теперь узнали. И конечно, как принято у нас, стали обращаться ко мне со своими болячками. Я давал советы, рекомендации, однако
другая половина группы сетовала на больных:
- Ну чего Вы пристаете к Юрию Олеговичу со своими болячками? Вы поймите, он же в отпуске, дайте же отдохнуть человеку!
И меня постепенно оставили в покое.
   До окончания пребывания в Гаграх оставалось еще больше недели. Мы с Ириной и всей группой побывали на экскурсиях, покупались на других берегах и пресноводных бурных речушках. Вобщем,
отдых протекал нормально.
   Вечером я окунулся в прохладную воду Черного моря, на закате посидели с Ириной на берегу и отправились спать. Я проводил Ирину в ее домик, к женщинам, которые обихаживали ее, мы попрощались и я отправился к дому Алтыбармакянов. Николай,
мой сосед, уже лежал в постели и читал книгу. Я разделся и улегся на свою кровать, намереваясь
заснуть. Было уже около 12 часов ночи, когда в коридоре послышалась какая то суета, топанье ног и
голос Ани(хозяйки дома) громко прокричал:
- Ашот,Ашот! Скорее вызывай скорую помощь.
Андрей умирает. Скорее! Алик, что делать! Андрею
совсем плохо!. . . . .
   Услышав все это, я в тревоге поднялся, надел брюки, накинул рубашку и вышел в коридор.
Никто не обращал на меня никакого внимания
И тогда я подошел к Алику(хозяину дома)  и сказал:
- Подождите вызывать скорую, давайте сначала посмотрим, что с ним.
  Стало тихо. Все воззрились на меня. Я пошел за Аликом на второй этаж ,где в комнате находился приехавший из Ленинграда старший сын Андрей.
Андрей вертелся в кровати ,как вьюн, при этом держался за живот, прижимал ноги к животу и издавал периодически стон.
Я взял рядом стоящий стул ,придвинул его к кровати,
сел и стал наблюдать за больным.
Понаблюдав минуту, я проговорил:
- Ну давай теперь посмотрим твой живот !
И вдруг я услышал взволнованный голос Ани ,матери Андрея:
- А что, ты можешь ? – спросила она с большим армянским акцентом.
Я только улыбнулся в ответ и осмотрелся вокруг-
вся родня с затаенным дыханием стояла вокруг кровати, не издавала ни звука и с надеждой глядела на меня.
  Я приступил к осмотру живота. Сразу заметил, что живот обычной формы, в акте дыхания участвует,
при пальпации совершенно мягкий ,чуть болезненный в области желудка. Никаких грозных симптомов
«острого живота» я не обнаружил. Во время осмотра
я задавал вопросы Андрею о Ленинграде, о работе,
о питании ,о том, что сегодня он ел на ужин, и тем
самым выяснил, что он ,живя в Ленинграде, питается
в столовой , а когда приехал к родителям в отпуск,
то дорвался до любимой острой пищи ,как перец.
Вот после ужина ему и зажгло в желудке. Похоже,
острая пища ,к которой он был не привычен, обожгла
слизистую желудка и дала боль. Я попросил полотен-
це, смоченное теплой водой и спросил ,нет ли у них в доме лекарств, в частности но-шпы. Но- шпа нашлась,
ее бегом принесла Ани ,Андрей выпил таблетку и мы
продолжали спокойно разговаривать .Он уже не дергался, вел себя совершенно спокойно, боли не ощущал, и даже улыбался.
   И вдруг снова громкий голос Ани:
- Андрей, так у тебя ничего не болит? У тебя все прошло ?
   Андрей с улыбкой проговорил:
- Да все уже прошло, ничего не болит, все в порядке !
   И тут все внимание переместилось на меня, мне даже стало немножко неудобно от  такого внимания.
-  Дорогой ! – воскликнула Ани – Дорогой! Ты нас извини, мы даже не знаем как тебя зовут и кто ты !?
- Ани – проговорил Алик – давай накрывай на стол, гостя угощать будем, будем знакомиться.
И всем семейным составом вместе с выздоровевшим Андреем меня повели на кухню. Время было за полночь, мы сидели на кухне, я рассказывал о себе,
меня обильно угощали, поили самодельным вином……..Но уже ночь и я  скромно высказал пожелание отправится ко сну. Все проводили меня
до комнаты, а Алик сказал:
- Знаешь, дорогой ! Мы в воскресенье повезем тебя за город , на природу. Отдыхать , так отдыхать.
  Они меня очень благодарили, уже через закрытую дверь комнаты я слышал лестные отзывы о себе Наконец я разделся и под тихий храп соседа Николая уснул крепким сном.
   Утро воскресного дня. Я проснулся ,умылся и хотел отправиться как всегда на море. Однако появился Алик и  настойчиво пригласил меня на завтрак.
Пока мы завтракали ,к дому подъехали две автомашины «Жигули» ,появились новые молодые люди армянской национальности и стали загружать
в багажники «Жигулей» какие то сумки , канистры,
арбузы, дыни и т.д. Мы с Аликом сидели за столом, когда Ашот доложил с улыбкой на лице:
- Папа ! Все готово, можно ехать !
И Алик торжественно пригласил меня в поездку, кото-
рую, как он сказал, они предпринимают в мою честь.
Ну как тут откажешь !? Меня посадили в одну из машин и кавалькада двинулась в путь. Я очень сожалел, что Ирина отказалась от поездки и осталась
со своими женщинами.
  Путь лежал по дороге, ведущей к озеру Рица. Дорога виляла между горами, зелеными соснами, проходила
над мелкими речками по мостам, поднималась в гору все выше и выше. Наконец , переехав один мостик,
перекинутый через бурную чистую речушку, шириной
не более 20 метров, мы свернули с дороги и подкатили к самому берегу речки. Выйдя из машины, я осмотрелся – прекрасное ущелье, повсюду зеленые сосны ,на самом берегу небольшая площадка, покры-
тая зеленой травкой, вода в речке чистейшая, а вокруг красивейшие горы. Прекрасное место для
отдыха.
   А тем временем молодежь выгружала из багажников
их содержимое. Арбузы, дыни – в воду, канистру – в
воду, быстро разожгли костер, установили шашлыч –
ницу и занялись приготовлением шашлыков. А пока
все готовилось ,мужчины на берегу вели беседу. Все
расспрашивали меня – сколько мне лет, где работаю, что за работа, какая у меня семья и т.д. Я рассказы-
вал  обо всем, о чем меня спрашивали. Наконец все
было готово, и нас пригласили к столу. Стол представлял собой расстеленную на траве большую скатерть, на которой были выставлены фрукты, овощи, мясная ,рыбная закуски, рядом стояла шаш-
лычница с готовыми шашлыками, из канистры ,кото –
рую предварительно остудили в речке, стали наливать вино. Вино на вид представляло собой
прозрачную ,с чуть - чуть  бежевым оттенком жид –
кость, а от дна к поверхности стакана поднимались мелкие пузырьки воздуха. Ну прямо как шампанское.
   Алик, как самый старший, произнес в честь меня тост и все выпили вина. Я выпил стакан вина почти
залпом, оно показалось мне каким  то неземным нектаром , ибо такого вкусного вина мне пить еще не приходилось. Отдали должное мы и закускам, и фруктам, и, конечно, шашлыкам. И опять же, такого шашлыка я ранее не едал, да и после этой поездки
ничего подобного мне поесть не удавалось. Вкус –
нятина неимоверная ! Как только им удается такие
шашлыки и вина делать – удивительно!.
    Слегка захмелев, я начал  вести себя более
свободно, раскованно. Начал рассказывать анекдоты,
от которых все присутствующие со смеху катались по поляне, делать стойку на руках (тогда я еще мог это
делать), даже искупался в бурной ,холодной, горной речке ,доказывая присутствующим, что я – сибиряк и
холод мне не страшен.Ани очень беспокоилась, что я могу простудиться. В общем, все мне нравилось ,все было прекрасно. Но приближался вечер и нужно было уезжать. Помню, как я усаживался в машину, как рас-
сказывал в машине анекдоты . . .и . ….дальше я . . . . проснулся утром в своей кровати. Проспал я почти до 12 часов дня, я был в отличной форме, самочувствие мое было прекрасным, никакой головной боли, запаха изо рта не было. В общем, как заново на свет наро –
дился. Находясь в прекрасном состоянии и настро –
ении, я умылся ,побрился, привел себя в полный порядок и тут же был приглашен Аликом к столу, на
завтрак. Во время завтрака Алик спросил меня:
- Ну как, голова не болит?
- Нет –отвечал я весело – я как будто прошел какое то отличное лечение и чувствую себя прекрасно! Но
вот последнее, что я помню, так это посадку в маши –
ну, а дальше ничего не помню.
- Это все потому – сказал Алик –что вы, русские, не умеете пить вино. Я же видел, как ты его стаканами глушил. Разве так можно .Надо по глоточку, не спеша,
с наслаждением. . . 
- А я и пил с наслаждением. Уж очень оно вкусное у Вас, удержаться не мог, но, как видишь, все на пользу – закончил я.
- Ты знаешь, Юрий, вы с женой оба врачи и живете в большом городе. Не мог бы ты выслать нам  прибор для измерения кровяного давления? А то у нас то не купишь, а мерить давление надо. У Ани гипертония,
да и у меня иногда поднимается давление. Тебя не
затруднит?
- Конечно вышлю – ответил я – это не трудно, у нас их в аптеках продают. Вышлю – пообещал я.
   Отдых в Гаграх прошел замечательно. Дома  я
подробно рассказал Тамаре Петровне о нашей с Ириной поездке. Ей понравилось, и на следующий год она поехала в Гагры и тоже руководителем группы.
Вот она то и привезла Алтыбармакянам  в подарок
тонометр, а вернувшись из поездки привезла огромный привет и приглашение приезжать к ним
в гости хоть каждое лето. Но больше вырваться нам туда не удалось. А жаль. Хотелось бы съездить. Но,
как говорится,  поживем – увидим! Еще не вечер!!!