Женщины в чужом монастыре. Часть седьмая

Анюта Лиходеева
                БОЛЕЗНЬ

        Опять я в нашем монастыре,  как и не уезжала. Утром отстояла литургию. Служил новый священник, молодой, голубоглазый. Не видала его прежде.
      - Где же отец Нестор?  Ни в алтаре его нет, ни на исповеди.
        Тревожно на душе.  Слишком надеялась я на встречу, которая всё прояснит меж нами.
        После службы кинулась в церковную лавку.  Там всегда все новости знают и со мной делятся.      
        Послушник Валерий всё рассказал степенно, обстоятельно, с лицом жалостным. Видно, не в первый раз отвечал на расспросы обеспокоенных прихожан.
Оказалось, причина моей тревоги - далеко уже не новость.       
      - Отец Нестор в больнице больше недели. Камни в почках двинулись. Мучался, терпел, но не выдержал болей. Я вызывал ему скорую. На отца страшно смотреть было. Бледный, весь в поту,  пополам скрюченный. Сразу забрали в больницу, в первую городскую. Сейчас лежит в нефрологическом отделении. Чада и там покоя ему не дают, бьются за право ухаживать и кормить.
       -  Ну вот, как же я к нему проникну. Уехавшую без благословения он вправе не принять вовсе. Больница – особый случай. Тут можно сослаться на режим и на ущерб лечению.
        Конечно, вслух я своих опасений не высказала.
        Первым делом разузнала у знакомых медиков, в чём нуждаются почечники, что следует потреблять.
       - Вот,  пить много воды, желательно обессоленной. До десяти литров в день.
        Вспомнила, в   лаборатории, где я раньше работала,  есть дистиллятор. Дистиллят – как раз то, что надо!
       Появляться в  поспешно оставленном коллективе мне вовсе не хотелось. Бывшие сотрудницы (а коллектив  был в основном женский) допекут расспросами.
       Однако посещение прошло спокойно. На просьбу девочки откликнулись с добросердечием, дистиллятом снабдили и далее пообещали снабжать по потребности. На благое дело – всегда, пожалуйста.
        Тяжело нагруженная бутылями с водой я отправилась в больницу.

        Отец Нестор болел в отдельной палате. Духовные чада позаботились, собрали деньги на лечение с комфортом. Рассказывали, особенно расщедрилась одна из них, адвокат Майя, в крещении Мария. Как оказалось, она-то и получила предпочтение за благодеяние своё. Чаще всех была "допускаема к телу".
        В тесном вестибюле перед палатой для вип-пациентов толпился возбуждённый народ, исключительно женщины, "сестры", мужчин я там не приметила.  Типично женская, слегка скандальная атмосфера   жёсткого соперничества (вас здесь не стояло), почти как в продуктовых очередях голодных девяностых. Ревнивые взоры обратились на вновь пришедшую меня.
        Уж меня-то здесь, действительно, "не стояло".
Попыталась оценить свои шансы на допуск к болящему. Они казались крайне ничтожными.
        Сестры  гневливо спорили. Одна женщина, Тамара (я её хорошо знала, она некогда взяла на себя послушание уборщицы храма, и теперь воображала себя наделённой исключительными правами), сцепилась с вдовствующей Надеждой, скромной, даже робкой, как мне казалось раньше, женщиной. Муж её умер недавно при весьма подозрительных обстоятельствах. Поговаривали, был убит в разборках с мигрантами у себя на выстуженной зимней даче.
        Буйная Тамара сорвала с Надежды платок, несколько расцарапав той лицо. С непокрытой головой Надя войти к духовному отцу не посмела бы.
        За закрытыми дверями в палате отца Нестора распоряжалась Майя.
     -  Понятно, надо действовать  через неё.  Доложу,  принесла, мол, жизненно важный дистиллят.
       Сестры скоренько набрали её номер, и Майя тут же вышла забрать бутылки с водой.  Я сразу узнала в ней девицу, что шепталась с отцом Нестором возле швейной. Молодая, чернявая, привлекательная, обликом не православная, скорее "турецкоподданная". Возмущение и ревность опять подступили к сердцу.
     -  И здесь она – соперница. Вот, резвая, привязалась!
        Майя  тоже меня узнала, но не удивилась. С деловитой озабоченностью подхватила бутылки.
       Через приоткрытую дверь я увидела отца Нестора, сидящего на кровати. Он тоже меня увидел.
         
               
       Дальше произошли чудеса, о которых я и помыслить не могла.  Отец Нестор вскочил,  забыв надеть тапочки, в одних носках поспешил к двери. Взял меня за руку и, отстранив оторопевшую Майю, втянул в палату. 
       Впервые я видела его без подрясника и даже не в чёрном, монашеском -  в затрапезной синей футболке с молодёжной символикой и каких-то дедовских шароварах.  Ореол и  высокомерие посвящённого, которые так смущали меня в нём в последнее время, исчезли. Больной, усталый человек, слегка мешковатый телом, вовсе не осанистый и не величавый, каким он обычно виделся мне в рясе русского кроя, а особенно на амвоне  в облачении иерея.
      -  Таня наша вернулась. Ну, здравствуй, голубушка.
         Он перекрестил меня и ласково ( ну, истинный старец) погладил по голове.
       -  А я вот тут  разболелся.
        Лицо отца Нестора, бледное и слегка одутловатое,   глаза, утратившие своё удивительное изумрудное свечение,  теперь неприметно серые, без блеска ярких белков -  с болью сердечной взирала я на все эти признаки болезни.  Возле кровати - стойка для капельницы.
     Отец Нестор поймал мой жалеющий  взгляд, потом оглянулся на медицинскую мебель.
      - Сейчас принесут лекарство, минут сорок капать будет. Неделю капают, по два раза в день, а я всё никак не привыкну, дёргаюсь, когда в вену иглу вставляют. Ты посидишь со мной? Надо бы следить.
     - А Майя?
   -   Майе пора на работу, сестры под дверью очередь установили, кто будет у изголовья сидеть, но я тебя без очереди в помощь определил.
       Он говорил об этом без иронии, как о чём-то само собой разумеющемся. Распри меж чадами за право ухаживать за болящим самого болящего не смущали.
     - Поведаешь, порасскажешь, как съездила. Есть ли чем порадовать отца духовного, ослушница.
       И улыбнулся добродушно.
       Вот так, чудесным образом  и разрешилась наша размолвка.
       Видно, физические страдания смягчили властную непреклонность отца Нестора. Как ни цинично это покажется, мне  его болезнь оказалась во благо.
       Я носилась с утешительной и сладкой  мыслью: " Теперь я смогу служить ему, быть рядом, быть нужной".      
       Всё складывалось счастливо до невероятности. Вскоре Майя уехала в загран. командировку в Арабские Эмираты, откуда звонила почти ежедневно. Остальные чада постепенно упорядочили свои посещения, снизили накал желаний и умерили претензии.
       А я с раннего утра  - вся в  хлопотах послушания.   Готовлю диетическую пищу, укутываю её, чтобы тёпленькой доставить, и бегом в больницу.  Освобождалась лишь к обеду, утренние процедуры проходили при мне. Потом меня сменяли  сестры, чаще всего Надежда или Ольга. Своевольницу Тамару отец Нестор в палату не допускал. Слишком много энергии она у него отнимала, слишком много требовала к себе внимания. 
       Палата на две кровати, но занимал её один отец Нестор. Все удобства, холодильник, большой стол, кондиционер. Мед персонал подчёркнуто уважительный то ли из-за сана, то ли из-за щедрости чад. На проведывающих и ухаживающих это тоже распространялось.
       Труднее всего было приучить отца Нестора к диете. В монастыре готовили на мужской вкус: поострее да посолонее, да с перцем и с горчичкой. Чревоугодие там явно не считалось грехом. Предавались. Посты, конечно, братия соблюдала строго, мяса вовсе не ела никогда, но побаловать себя рыбкой, пирожком-конфеткой не опасалась.  Оправдывались они  несением иных многочисленных аскез плоти и души.
       Бывало, что и капризничал мой подопечный, требовал нормальной вкусной еды, отказывался от преснятины.
      - Завтра благословляю тебя купить кетчуп татарский, - говорил он мне со строгостью в лице и в голосе.
    - Отец Нестор, что ж вы, как маленький, врачи запретили. Забыли? Камни оксалатные особо твёрдые от щавелевой кислоты. Её в томате много, - перечила я без опаски.
    - Ну, хоть майонезиком приправь, принесли вчера, в холодильнике он.
И  с просительным выражением протягивал тарелку опостылевшей овсяной каши.
    - Нельзя майонез! Какой вредитель Вам его подложил?
      После препирательств и твёрдых моих намерений позвать врача, всё-таки смирялся и с молитвой  съедал, мне на радость.
      Задушевными беседами и откровениями у одра болезни (а о них я втайне мечтала)  отец Нестор меня   не баловал. Иерархическую дистанцию держал, как мне казалось, без напряжения.  И я держала. Что мне оставалось делать?

                Продолжение следует