Рюрик Великий князь - могучий и ужасный

Виктор Бабушкин
Рюрик  Великий князь - могучий и ужасный

Самая спорная фигура в истории Руси. Кто он, норманн, славянин, арий, финно-угр (карел, весп). Каждый тянет одеяло на себя. Он пришёл из ни откуда и ушёл в никуда. Могила его не найдена до сих пор.

 
Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь (не путать с Уральскими и Сибирскими племенами чудь, живших гораздо раньше во 2 - 3 тысячелетии до н.э.), ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов.


 

Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика: «И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи,
Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).
В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.
Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя.
Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существует несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

 

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda),Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

 
Король Рорик в VII веке, дед принца Гамлета.
Иллюстрация H.W. Koekkoek(1912) к книге «Тевтонские мифы и легенды».
По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от  императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 год — 857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 годов Рорик, по версии некоторых писателей, покоряет славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рориком Ютландским, разбивает флотилию  куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция R;stringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

 
«Заморские гости» Рерих Н. К.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.
По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eir;kr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850;860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.
Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен  ободритов,  руян  и  поморян.  «Повесть временных лет»  прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

 

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с  русскими летописями  и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян  с  варягами, хотя во 2-й половине  X века  отмечены морские набеги вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов: «Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет».

 
«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар  —  Псковское (Pleskow), Трувар  —  Белозерское  (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.
В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли  Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в  808 году при штурме города  Рерика  датским конунгом  Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708, основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем, известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники. С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика названием сокола: польск. rar;g, чеш. rara;ek, словацк. raroh, укр. раріг. Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам. Адам Бременский отмечает: Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами. Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». В последствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколиками, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов

 
Герб Старой Ладоги —сокол, падающий вниз (герб Рюрика)

Герб Рюриковичей  некоторые исследователи (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов,  А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.
Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была  Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий  этимологии слова  русь. Согласно ей  русь  есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.



 

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.
Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX;XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.
По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.
Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.
Рюриковичи ДНК-тест Y-хромосомы представителей династии Рюриковичей. Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.
Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1с1 обнаружена у 100 %. Также у 45 человек (24 %) принадлежащей к другой ветви Рюриковичей была обнаружена галогруппа R1a1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %).
Гаплогруппа N1c1 связана с культурой Ямочно-Гребенчатой керамики (4200-2000 до н.э.), которая заложила основу в финских и  протобалтийских народах. Гаплогруппа N  является потомком гаплогруппы NO. Предполагается, что она могла зародиться в Юго-Западном Китае между 15000 и 20000 лет назад.
У 47% русских, представлена «арийская» гаплогруппа R1a1, которую они унаследовали от праславян, скифов, сарматов и других автохтонов Восточной Европы.
Есть несколько теорий о происхождении гаплогруппы R1a и все они, как правило, связаны с миграцией индоевропейцев. Тем не менее, эти теории, фактически, относятся к R1a1a, так как она является наиболее распространённой и хорошо документирована. Ныне доминирует теория о том, что сама R1a имеет начало в Южной Сибири, где были найдены останки с палеолитической стоянки Мальта, там нашли, предковую гаплогруппу R* Parent (xR1, xR2).
 Гаплогруппа I — патрилинейная наследственность, характеризуемая Y-хромосомными ДНК-, возникшая в Европе в эпоху последнего наступления ледников, 25—20 тыс. лет назад, из гипотетической макрогруппы IJ. Является древнейшей европейской гаплогруппой и единственной гаплогруппой, возникшей в этой части света (за исключением отдалённых ветвей других групп). Таким образом, её носители могут быть названы прямыми потомками европейского палеолита (кроманьонцев). датчане северные, норвежцы, шведы, южные славяне, албанцы
Гаплогруппа E (M96) — «хамитская» или «североафриканская» гаплогруппа ДНК человеческой Y-хромосомы африканцы, носители афразийских языков, негроидные племена всей Западной, Центральной и значительной части Южной Африки, арабские и хамитские народы стран Северной Африки,  берберы,  ливийцы, алжирцы,  кабилы,  тунисцы, марокканцы, египтяне, суданцы, греки, албанцы, евреи  Балкан, пасьего и др.
Гаплогруппа T происходит от гаплогруппы JT, от которой также происходит гаплогруппа J. Предполагается, что гаплогруппа T возникла в Месопотамии или области Плодородного Полумесяца около 10-12 тысяч лет тому назад, после чего распространилась в Европе и на восток вплоть до современных Пакистана и Индии.
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне —Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.
Местоположение славянского города, который скандинавы называли Рерик, не установлено. Немецкий одноимённый город Рерик получил своё название в 1938 году. Часто путают другой город бодричей, Велиград (Мекленбургское городище близ Висмара), с Рериком.
 У чехов также сохранилась сказка, согласно которой Рарог или Рарашек — это особый огненный дух, рождающийся из птичьего яйца. Одним из значений современного чешского слова рарашек, является «чертёнок», «бесёнок». Видимо этот смысл, слово приобрело после христианизации.
Родители : Годослав (808г.), князь бодричей; Мать - Умила.
Есть летописные известия, позволяющие предположить, что по матери Рюрик был внуком новгородского князя Гостомысла.
Ефанда, любимая жена, дочь князя урманского, из рода норвежских королей. Дети: Игорь (877-946г.).

 
Игорь (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)

Реально родоначальником русской княжеской династии был Игорь (877-946х). И лишь в XII веке летописец Нестор в "Повести временных лет", стремясь идеологически укрепить единство Русской земли, создает свою легендарную родословную, в которой княживший в Новгороде Рюрик становится "отцом" Игоря, княжившего в Киеве.
В 879 году Рюрик умер, передав княжение родичу своему Олегу, ц отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

 
Вещий Олег

«Начало России есть великая тайна» Столыпин Петр Аркадьевич
Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом, удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.
Внешняя политика, на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, - победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевала с хазарами и постоянно ожидала агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины, основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.
Князь Рюрик и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой страны, которой Россия является и по сей день.
«Рюрик. Потерянная быль» — фильм в двух частях, посвящённый борьбе норманизма и антинорманизма в отечественной историографии.
Фильм создан российским писателем-сатириком, членом Союза писателей России Михаилом Задорновым. Задорнов, выпустивший в том же 2012 году книгу «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская», в фильме утверждает, что Рюрик  — летописный основатель государственности  Руси,  варяг,  князь новгородский  с  862 года  и родоначальник княжеской, а впоследствии царской, династии Рюриковичей, — как и все варяги, был славянином с Южной Балтики, и что история славян насчитывает более пяти тысяч лет. По его версии, эти утверждения опираются на летописи, мифы, легенды, результаты раскопок, этимологию, топонимику слов, результаты генетических экспертиз. Суть фильма Михаил Задорнов сформулировал следующими словами: Любят у нас утверждать, что до прихода христианства славяне были дикарями. Честно говоря, этому и посвящен фильм. Не Рюрику, он лишь привлечение внимания. Культура у нас была величайшая. А сегодня мы обрубаем тысячу лет существования славян как минимум. Я бы хотел от сегодняшних церковников, чтобы они не боялись язычества. Греки ведь тоже христиане. Но помнят древних богов. И гордятся ими. А мы, славяне, сегодня больше знаем про Зевса, чем про своего Перуна. В 2013 году вышла одноимённая книга Задорнова «Рюрик. Потерянная быль», также Задорновым (в соавторстве с В. и Ю. Гнатюк) в 2013 году выпущена книга «Рюрик. Полёт сокола».
Умила — дочь Гостомысла, одного из правителей восточных славянских племен с Ладожского озера, вышла замуж за Годслава — князя западных славян-бодричей. У них было три сына —Рюрик, Синеус и Трувор. По прошествии времени, Гостомысл стал одним из старейшин, призвавших «варягов из-за моря».
Гостомысл, вспомнил о своём внуке — Рюрике, так как к этому моменту лишился собственных детей. Четверо его сыновей было убито хазарами и норманнами. Рюрик, по ряду причин, ставший грозным балтийским пиратом, внял просьбе деда и даже привел с собой обученное -войско, в котором были и его земляки, и викинги, и прочие наёмники. Он остался на княжение в Ладоге, а братьев, для защиты от норманнов и хазар, посадил в Изборске и Белоозере. В этом треугольнике постепенно образовалась Новгородская Русь. Так произошло объединение западных и восточных славян.
Спешилов Георгий Федорович в книге «Рюрик» так описал события тех лет: «Карл и его потомки, с мечом несут крест Исуса с Запада, в отмщение венедам Руси за Рим. С Юга, вместе с гостями грецкими, обживаются на землях русских, проповедники того же Исуса. В Киеве, у полян, уже и дома свои молитвенные строят. Но большее зло с востока, откуда и не ждали, хазары с дикими ордами несут веру жидовскую, которая суть родительница Христа и Магомеда. Гостомысл, князь Новгорода - у рарогов, у брата моего Годослава, подрастают дети, внуки мои от Урмилы. Так пусть, который из них приехал бы к деду, и мне в подспорье и земле в надежу. Как никак, кровь своя Даждь богова. Вон, уж сколько и вендов, и поморян, и лютичей к нам текут. Давно пора собирать Русь.
Вольга или Олег, сколько помнил себя, рос на Руяне, в Арконе. Там, в граде жрецов познавал воинскую науку у старых воев, там же постигал мудрость Вед.

 

В четырнадцать лет Олег успешно прошел посвящение в Витязи, к тому времени Олег стал искусным мечником обоеруким, и так закручивал перуний коловрат, что чудилось, будто в руках у него два блестящих шара.

 

Проревела труба. Олег, положив меч в левой руке на плечо, другой чуть поигрывая мечом, начал сходиться. Рыцарь, прикрывшись щитом и подняв меч, так же сделал несколько шагов навстречу. Взмах клинками, как молния блеснули лезвия, звон металла, два глухих удара и сдавленный крик. Щит рыцаря отлетел и упал на землю, вместе с рукой. И казалось, будто голова отделилась от тела и взмыла в воздух. Нет, это шлем взлетел подброшенный мечом, что прошёл через горло сквозь череп. Олег уже отвернулся от рыцаря, а тот, подрезанным снопом, с лязгом доспехов, повалился наземь.

 

Помни Олег, род твой из русов, и идёт от времён Ория, когда вышел он с родами из Семиречья. Потому мы русы - Арии.
Из открытых ворот града, выехал на конях отряд дружинников, два десятка во главе с Рюриком, средним сыном Годослава. Заметив приближающихся волхва и Трувора, Рюрик поднял правую руку с повелительным жестом, своим дружинникам, остановиться. Подъехавшие так же остановились.
- Здрав будь Гудомир. Здрав будь и ты Вольга! - приветствовал Рюрик..
- Здрав будь княжич, здравы будем бояре! Слава Свентовиту! - отвечал Гудомир. Ясное молодое лицо Рюрика, с длинными как у висинков русыми волосами и голубыми глазами озарялось открытой улыбкой. С шутками рассказывал он приятелю о странствиях прошлого лета по морям - островам бриттов и иров. - Отец, твой говорил, что собираешься по весне опять варяжить? - Спросил Гудомир Рюрика.
- Да, есть такое дело. По рукам не били, но задумка есть, на Рим пойти. - Ответил Рюрик.

 

В Новгород возвращались перед Комоедицей. Рюрик ехал в санях, но после Ладоги, пересел на коня, правда без кольчуги и доспеха. Ран, хоть и легкая, но давала о себе знать. Рюрик ехал во главе дружины, и в это время пропела стрела, Рюрик вскрикнул. Стрела вошла в правое плечо, от неожиданности он чуть было не выпал из седла. Ни кто не ожидал, что почти на виду Новгорода, затаится вражина.
Из ближайшей опушки выметнулся всадник, и по льду уходил от погони. Вскинув лук, почти не целясь, Доброгнев послал стрелу, беглец упал. Подъехав, Доброгнев спешился, привязал за ноги беглеца веревку, и возвратился к отряду. Рюрик тяжело дышал, лицо с закрытыми глазами, по серело. Судорожно вздохнув, Рюрик открыл глаза и... умер. - Яд! - Вскричал Доброгнев. - Жаль этого на смерть свалил. - Да, это ж греческий работник Скулы.
Тело Рюрика, в специально срубленной домовине, на санях отправили в Ладогу, на место первого княжения, и к курганам Трувора и Синеуса. Погребальный поезд, сопровождала вся дружина Рюрика, и старшая, и молодая.
Не далеко от берега озера, отроки, под управлением жрецов, готовили краду. В центре, из валунов выложили круг, сделали насыпь. Краду подняли в рост человека, сухую щепу и солому уложили во внутрь. Затем соорудили помост и на него установили лодью. Лодью загрузили сушняком и щепой, и всю укрыли покрывалами, приготовили место для тела князя и княгини.
Обмытого, переодетого в праздничные одежды Рюрика уложили в центре лодьи. Рюрик был в полном доспехе, с мечом, в ногах положили щит, в головах два кувшина с водой и мёдом. Рядом уложили блюда с кашей, жареной свининой, курицей, наполнили жаровню углями.
Свента со жрецом радарями и отроками, взошла в лодью. После этого, ввели коня Рюрика в полной сбруе. Жрецам и радарям передавали справу и подношения, а те укладывали всё в лодью. Солнце зацепилось краешком за верхушки деревьев. Олег, раздевшись по пояс, стоя спиной к краде запалил погребальный костер. Воины запели величальную песню. Бояре мечами ударили в щиты, под славления Богов. Пламя жарко охватило краду, и в небо поднялся, завиваясь столб огня. Лучи заходящего солнца, ярко осветили берег Ладоги, и всех собравшихся на тризну. Боги радовались вместе с людьми и приняли души уходящих, в Ирий.
Младшая дружина устроила забавы и игрища, кулачки, и стенка на стенку. Витязи из ближних бояр показывали удаль в конных ристалищах. Огонь факелов и огонь от крады, ярко освещали место приготовленное к страве. За столами поднимали братины с мёдом, пили во славу Богов, Предков, за достойную встречу Рюрика в Лугах Велесовых, пир небесный продолжался земным пиром. После того, как погребальный костер прогорел, уже под утро, собравшиеся на тризну, насыпали курган, высотою в пять сажень. На вершину положили доспехи, мечи, копья.
Через три дня Олег с ближними боярами и все собравшиеся на тризну и дружинники, и селяне, и огнищане, и горожане, пришли к кургану и досыпали его до высоты в девять сажен. На вершину установили столб из сосны, на столбе было вырезано имя Великого Князя Руси. И вновь были игрища, пели песни, славили Богов. Русы не закапывают в землю своих любимых и лучших сынов, на съедение червям. С пламенем крады души ушедших в тот же миг возносятся к Светлой Сварге.»
Точно также хоронили Аттилу - царя гуннов. Он сам и его ближайшее окружение, гвардия были, по всей видимости прарусскими (жили в деревянных домах, пили квас, чисто русский напиток).
По словам церкви, которая претендует на русскую, наших предков вообще не было, и языка не было, пока не пришли греки и не принесли "свет христов". И забывается, а у молодых умов даже не возникает знания и памяти о том, как "толпа дикарей" разгромила отборную наемную гвардию паучьего каганата, и принуждала правителей самого мощного государства того времени, считаться с собой. И что, все это совершили дикари, не знавшие порядка? А ведь летописец говорит о "наряде", а не о порядке. Современники, называли землю отцов наших, "гардарика" - страна городов, и это в то время, когда в Европе, городов, как таковых не было, конечно кроме оставшихся от владычества Рима.

 

Ну ладно это скандинавы, что жили в деревнях, в виках - весях по - нашему. Но вот арабы со своими Вавилонами, Дамасками, Александриями, так вот эти арабы, насчитывали десятки городов на землях "ас-сакалиба". А то, что "просветители" сжигали книги, грамоты, сжигали не только книги, горели люди и жрецы, и те, кто помнил своих Богов и своих Предков. Да что говорить, если даже музыкальные инструменты свирели, рожки, гусли, барабаны подлежали сжиганию. Был якобы, "путь из варяг в греки", и на этом пути предприимчевые норвежцы, шведы, датчане и остальные германцы основывали свои княжества и королевства. Но вот, что интересно; ну нет на русской земле ни Смольштадта, ни Нойбурга. И дети, и внуки "завоевателей", да и они сами, с гордостью называли себя русами, и носили русские, вполне славянские имена. В современной Германии, русское ухо легко слышит родные названия, даже в онемеченном произношении; Лейпциг - Липецк, Дрезден -Дроздяны, Шверин - Зверин, Росток - Ростов. Посмотрим на карту, нужно иметь совсем дурную голову плыть, от устья Двины далеко на север, чтобы потом, через трудности прохода против течения, двух волоков, длинного почти тысяча километрового пути, прийти туда, куда можно легко и просто добраться без этого "крюка". Они что предки скандинавов, были больными на всю голову? Современники знали, о чем говорят, когда писали, что Новгородцы суть варяги, до сегодняшнего дня. Путь, из варяг в греки, есть путь, из Новгорода в Константинополь, а не через Новгород. И об этом рассказали не сообразительные *финские парни*, что звали гребцами проплывавших мимо них шведов, а глупые славяне стали так себя называть. Просто нельзя принимать на веру то, что написано в энциклопедиях.

 

У автора наблюдается преемственность культур гуннов и русичей.
Варяг и Великий Князь Всея Руси Валерий Викторович Кубарев (Рюрикович) в книге "Веды Руси" итог пятилетнего труда автора по восстановлению исторической справедливости в отношении древнейшего рода ариев Земли.
Пять тысяч лет человечеством управлял древнейший род царя царей под названием Русь. Они были прямыми потомками Отца Небесного и генетически передавали из поколения в поколение свои уникальные качества. Души людей из рода Руси обладают удивительной способностью взаимодействовать с планетой. Эти качества были забыты, но не утеряны.
С XVI века осуществляется мировой заговор по захвату власти элитой гоминидов. Наиболее яркие представители рода Руси были уничтожены, но часть династии уцелела.
В книге Валерия Кубарева "Варяги",  описывается процесс возникновения, становления и развития человечества. Россия предстает совсем в ином историческом свете – русские князья были царями израильтян, Великими каганами и императорами Византии.
Фундаментом логических построений автора служит генеалогия древнейшего рода Земли. Он ведет начало от праотца людей, который создал династию своих прямых потомков – русских варягов. Они обследовали и заселили планету, создали современную цивилизацию и учредили основные
религии мира. Варяги служили людям в качестве князей, царей, Великих каганов, императоров, пророков.
Династия потомков Бога имеет древнее название – Кумиры или Дуло. В России они стали именоваться Рюриковичами, на арабском востоке – сеидами и хашимитами, у монголов – чингизидами, а в Америке – инками.
Самым известным в мире русским варягом стал Иисус Христос.
  Это эзотерика  – фантастическое произведение он считает себя любимого потомком Адама и Евы, а нас потомками гоминидов. Но по библии мы все потомки Адама, причём его сына Каина, братоубийцы. Гордится, то ему (Рюриковичу) не чем.
По мнению Натальи Трубиновской: Новгородская земля хранит немало памятников старины. Каждый год здесь находят ценные свидетельства прошедшей эпохи, вещи или документы, которые многое рассказывают об истории страны - вещи, украшения, старинные монеты и многое-многое другое.

 

Но все это меркнет перед поисками того, что поистине имеет громадное значение.
Могила князя Рюрика — вот что не дает покоя многим археологам и энтузиастам. Выдвигается множество версий и легенд, где может быть похоронен основатель династии русских царей. Кто-то говорит, что он покоится в Старой Ладоге, кто-то, что в районе крепости Корела в Приозерске.
Самой красивой является легенда, что князь похоронен на дне Ладоги в золотом саркофаге. (Как Аттила и Чингисхан, похороненные на дне реки). Но в последнее время все чаще звучит версия, что истинная могила Рюрика находится на знаменитом Передольском погосте, в уникальном кургане под названием Шум-гора.
 

Передольский погост давно известен археологам. В местности, расположенной между деревнями Подгорье и Заполье Батецкого района Новгородской области, на берегах реки Луги жителям окрестных деревень постоянно попадались и продолжают попадаться интересные находки. Археологи еще позапрошлого века занимались здесь раскопками, собирали местные легенды. По мнению исследователей, здесь тысячелетие назад находился древний город — один из важнейших ремесленных и торговых центов Новгородщины. Как говорят археологи, это поселение погибло при грандиозном пожаре.
Еще одной уникальной особенностью Передольского погоста является то, что на нем находятся семь курганов, которые являются явным творением человеческих рук. На территории погоста также находят множество камней, имеющих на себе следы человеческого воздействия. В окрестностях Подгорья было обнаружено несколько десятков культовых камней — с изображением людей и богов.
Оказалось, что жертвенные крупные камни имеют непосредственную связь с курганами. Обычно такие камни находятся неподалеку от святилищ, где хоронят самых знатных людей.

 

Один из самых знаменитых курганов — знаменитая Шум-гора. Это уникальное сооружение, самый большой курган времен средневековья в Европе (он даже больше знаменитых шведских королевских курганов, где по преданию похоронены боги Тор и Один). Высота Шум-горы — 14,6 метров, а диаметр — 70 метров. По своему строению курган напоминает, зиккурат — ярусную пирамиду.
Вообще эти места изобилуют фольклорными преданиями и легендами. У местных жителей к сопке мистическое отношение, они утверждают, что на ней нельзя шуметь, кричать, прыгать и вообще тревожить тени предков. Это почтительное отношение к Шум-горе идет с самых древних времен — сопка была культовым местом.
Согласно тем же местным легендам, именно в этой горе находится могила Рюрика. Вот как об этом говорили предания: «Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу».

 

Ученые считают, что Шум-гора — сложное ритуальное сооружение. Если в ней действительно есть захоронение влиятельного лица, то он должен лежать в центре кургана, а в разные стороны от него, подобно лучам, исходящим от солнца, его ратники. Захоронение, скорее всего, тщательно обложено огромными камнями, в венце которых находятся ритуальные камни, расположенные в строго определенной последовательности.
Кстати, по мнению некоторых исследователей, Шум-гора звучит от того, что при сильном ветре потоки воздуха проходят через каменный лабиринт внутри и создают шумовой эффект. Интересно, что в этих краях существует легенда, похожая на легенду о могиле Тамерлана (Тимура) в Узбекистане - нельзя вскрывать этот курган, иначе будет беда. Говорят, что в 1941 году на Шум-гору была послана официальная экспедиция, которая начала работы по вскрытию, но тут-то и грянула и война».
Помимо этого, проводились работы и на самой Шум-горе. В 2002 году курган изучали с помощью георадара. Было обнаружено, что в центре основания сопки находится каменное сооружение. А в 2003 и в 2004 году прошли сейсмографические исследования, которые подтвердили наличие внутри нескольких объектов.
В мае 2003 года на сопке Алексашины обнаружили стелу, при раскопках которой выяснилось, что она основанием упирается на еще один валун. На этой стеле имеется загадочная надпись. считают, что это могильные камни Рюрика, а надпись ясно указывает об этом. Официальная наука первоначально выдвинула версию, что на самом деле эти камни были положены в начале XX века и надпись означает год, когда это произошло — 1915.

 

Но эта версия была опровергнута — об этих камнях рассказывали местные легенды, зафиксированные документально еще в XIX веке.
По моему мнению, эти курганы, тем более пирамида, гораздо древнее времён Рюрика, на тысячи лет.
Если внимательно изучить все приведённые выше  сведения о Рюрике. То можно сделать вывод. Что он был не чисто европеоидной внешности, в нём было, что то восточное. Он владел обоеруким боем. Знал русский и другие языки. Был из знатного рода. Возглавлял разноязычную  пиратско – разбойничью дружину. Представлял угрозу самой Византии, Видимо брал с неё дань.. Контролировал торговый путь, из варяг в греки. Был язычником и по обычаю имел несколько жён.

 

По мужской линии (судя по гаплогруппе его предков N1c1 он был финно - угр, по материнской линии, по видимому, славянин. Его мать была словенкой, что следует из данных Иоакимовской летописи. Поэтому он был своим для финно - угорских племён и чужой, варяг для славян и наоборот. Чужой среди своих, свой среди чужих.
В те далёкие времена решался вопрос, какую веру в единого бога выберет Русь. Язычество повсеместно уходило в прошлое. На Русь давили и нападали: иудеи - хазары, монголоиды – буддисты, христиане – европеоиды, арабы - мусульмане. Наши предки выбрали христианство.
По мнению Игоря Бунича - с пришествием к власти  на Руси варягов (пришлых правителей) не из местных, в России идет тысячелетняя война народа  с властью (правящей элитой), Она, то затихает, то разгорается вновь, У нас не любят варягов,