Пяточкин. Зимовье людей. Рек-ция А. Глобального

Архив Конкурсов Копирайта К2
Пяточкин. Зимовье людей  http://www.proza.ru/2015/02/27/2268



В рассказе имеет место противопоставление двоих героев - Прохора, который принципиально ни с кем не воюет и пережидает войну в бункере, и убивает только для того, чтобы не сидеть в кромешной тьме, добывая жир для лампадок из человеческих "тушек", "по необходимости", и Николая, который воевал за родину, за идею, молодого и, по-видимому, в прошлом интеллигентного, мало приспособленного к жизненным трудностям юноши. Столкновение с миром у Прохора происходит только тогда, когда тот идет на охоту; жизнь течет сама по себе, а тот ждёт, когда "наши ваших или ваши наших".  В нем сравнительно гармонично уживаются и «зиг хайль», и «мать вашу», и «прости, Господи». К "идейному" герою Николаю Прохор не испытывает ничего, кроме лёгкого сочувствия (потому и не стал убивать), и презрения. Когда Прохор, пригрозив убить надоевшего компаньона, исчезает, Николай вешается, не вынеся одиночества. Свобода в мире, ставшем чужим и чуждым, ему не нужна, возможно, и потому, что "идею" Николая своими в меру циничными разговорами развенчал Прохор. Основная идея - выживание, а не гибель и, тем не менее, Николай предпочитает второе, поскольку неприспособлен, не готов к решению таких задач и к трудностям.
 "Самое сложное - остаться человеком, перестав быть героем", - констатирует Прохор. Нельзя не согласиться. Вряд ли самого Прохора, верующего и носящего свастику на нарукавной повязке, видимо, для маскировки, а также потрошащего «тушки», можно назвать тем, кто «остался человеком», однако и на звание героя – в его понимании – он никогда не претендовал, поэтому и противоречия здесь нет. Странно, что для Прохора главным становится не вопрос добычи пропитания (он довольствуется сухарями и чаем), а освещение помещения, где живет.
Прохор находит оправдание своим поступкам: «Я никого не убиваю, вы сами на пули лезете. Каждый, кто пошел воевать, должен понимать: выбор сделан. Теперь ты баран, и рано или поздно тебя пустят в расход. А я помогаю вершиться судьбе с Божьего согласия. Вон, видишь, как светло у нас теперь? Стало быть, не напрасно твои товарищи сгинули, так ведь?» Он считает себя наделенным правом вершить судьбы, чтобы не остаться «тварью дрожащей». При этом к самой войне он никак не причастен, не воюя сам – напротив, он ее пережидает.
Почему Прохора можно назвать героем нашего времени? Об этом он опять-таки говорит сам: «Таких, как я, девяносто процентов. Они сидят по домам и сводками с фронта мозги подкармливают, чтобы не засохли. Прогнозы строят, выводы делают. Азартно, как спортивные болельщики. Война для них вроде всемирной олимпиады: кто больше медалей нагребет». Случай, действительно, типичный.
Особо отмечу оригинальность идеи рассказа. На мой взгляд, несмотря на ряд недочетов, произведение является самым сильным на конкурсе как по технике исполнения, так и по содержанию, несмотря на выбранный стиль – натурализм, единственно возможный, однако, для того, чтобы показать существование персонажей в сравнительно замкнутом пространстве. Поэтому произведение заслуживает того, чтобы быть допущенным во второй тур.



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215022100275