РПК в Лас Пальмасе. Ремонт Фороса

Михаил Бортников
Итак, едва поднявшись по трапу на борт "Фороса", я оказался в каюте старшего механика, теперь и стармеха РПК-1, Николая Лчшенко, бывшего моего соученика. Николай Ляшенко. В училище мы учились в разных группах, но помнили друг друга по совместной поездке на уборку кукурузы на первом курсе. Поговорить Коля всегда любил, и сейчас, соскучившись по свежим "ушам", усадил меня за накрытый стол.

- Вино из картонных пакетов когда-нибудь пил?
- Коля, подожди! Может, второго позовем , он как у тебя? Надо ведь познакомиться.
- Ничего, ему полезно. Будет знать, как мой авторитет подрывать!
         
- А что он за человек, вообще? Механик толковый?
- Юрист он, мать его. Юрист! Морское образование есть, но среднее, и высшее есть, но не морское. А представление на стармеха просит! Не дам!
- Да в чем дело-то? Не похоже на тебя совсем! Рассказывай уж всё толком, за что ты на него взъелся? Должна же быть какая-то причина!

Коля долго молчал, колоться ему не хотелось. Наконец, выпалил:

- А вот не люблю, когда говорят больше меня! Приглашал я его раньше, каждый раз одно и то же. Кто тут стармех? Я тут стармех. А он мне рта открыть не дает! Одессит, мать его! Пасть не закрывается! Никакой субординации! - Коля завелся. Видно было, что юрист его до печенок заел.

Утром вся машинная команда, а это сорок пять человек, собралась в столовой команды. Люди уже были расписаны по бригадам. Непосредственно у меня было шесть человек. За основу взяли бригаду второго механика, работавшую ранее в Дакаре. Старшим оказался коренастый крепкий моторист, Григорий Еотляр. Я не стал ничего ломать, пообещав себе сначала присмотреться.

И потекли рабочие дни с восьми утра до шести  - семи вечера. Григорий оказался неплохим бригадиром, ребята признавали его авторитет и выполняли все команды. Я работал вместе со всеми, это был наилучший способ стать своим в коллективе.
Николаю было одиноко и скучно. Временно исполняющий обязанности старшего механика подменки, он не стремился особо в гущу непосредственной работы. Мало того, и меня часто зазывал во время перекуров, угощал кофе, до которого был большой охотник, курил без конца и травил байки. Ему нужен был слушатель.

Ремонт протекал без осложнений. Мы благополучно встали в оригинальный сухой док, ы который  судно завозили на тележках, испанцы очистили его от ракушек и покрасили корпус судна. Нашей задачей во время докования был ремонт донно-забортной арматуры, всех тех клапанов, которые непосредственно примыкают к корпусу и вскрыть которые в море невозможно.

Вспоминается один забавный эпизод. Третьим механиком в РПК, ещё с Дакара, был Михаил Андриец. У него была маленькая, но крепкая бригада, во главе которой  стоял кавалер  ордена "Знак Почета", Николай Белый. Так вот какая история приключилась. Третий механик, запланированный отделом кадров в рейс на "Форосе" неожиданно заболел и теперь моему тезке надлежало  временно отправиться на промысел "боевым" третьим инженером, в штате промыслового уже экипажа.
Временно. Но все мы знаем, что нет в жизни ничего более постоянного, чем временное. Поэтому Миша был в ярости и судорожно искал выход из затруднительного положения. Ну не хотел он идти в рейс! Я его понимал, сочувствовал, но помочь не мог. Андрейцу, как и мне, нравилась работа в подменке, тем более в Лас Пальмасе, и бросать ее он не хотел.

Пошёл он к Ляшенко за советом, и начал петь ему дифирамбы.

- Владимирович, ты старый, ты мудрый, ты Крым и Рим прошел, помоги, научи!
- А что? И научу! - не стал отказывать в помощи товарищу Николай, - кто, кроме меня поможет? Я, Моня, этот пароход знаю вдоль и поперек. Мы с механиком-наладчиком тут консервную линию установили! И она работает!

- Владимирович, а можно ближе к делу?- взмолился Андриец.
- А ты, Моня, не гони лошадей! Будет тебе белка, будет и свисток.
- Да какая еще белка? Какие консервы?
- Те, которыми ты будешь закусывать! А белка... Классиков  надо читать, Миша! Ты лучше меня не перебивай. Учись слушать, это в жизни тебе очень пригодится!

- Да слушаю я, дедушка,слушаю, только не пойму, к чему вы клоните. А время идет. Надо что-то решать.
- А все уже без нас решено. Тебе деваться некуда. С начальством спорить... Значит, так. Консервную линию мы поставили, проверили и главному инженеру доложили. "Форос" в этом рейсе готов пойти по консервному варианту.

- И что?
- А то! Шесть молодых девок приедет консервную линию обслуживать! И пока те мужики, с поезда мятые – клятые, разберутся, что к чему, ты уже тут, вооруженный. Оденься поприличней, причешись, и выходи к трапу! Чемодан поднесешь. Не прозевай, смотри! Сразу выбирай себе подругу, шесть месяцев будешь, как у Христа за пазухой, ты меня еще добрым словом не раз вспомнишь!