Автограф

Николай Юматов
Одно удовольствие читать твоё сообщение, ты знаешь,  у меня автографов нет, тем не менее  один бы мог быть. Это было давно, когда я ещё и понятия не имел, что с тобой встречусь, и ты будешь мне рассказывать эти интересные истории.
Я шёл по курортному проспекту, как я его называл, это была широкая дорожка между гостиницами Ленинград и Жемчужина, было уже поздно, нет не в том смысле поздно, когда время уже около двенадцати, а где-то около девяти, десяти часов вечера. Мне было скучно и одновременно грустно, и я остановился, около концертного зала, сейчас не помню его название, я был в нём не раз, это самоё большое здание в этом городе, специально построенное для дачи концертов.
Я прошёл за здание и увидел двух женщин, одна из них лет сорока, ещё вполне шустрая и привлекательная дама, другая от восемнадцати, до двадцати, вполне миловидна, но несколько скованна в общении, очевидно следствии подавления её индивидуальности старшей её спутницей.
Во, всём её облике была не уверенность и скромность, скорее всего это было следствием не её провинциальности,а скорее  внутренней культуры.
Мы разговорились, оказалось, они ждали окончания концерта и хотели получить автограф. Как оказалось, старшая женщина была её мать, и она выбрала именно это место, сказав твёрдо и безапелляционно "Ждите она пойдёт здесь". В голосе её была уверенность, что она может командовать не только дочерью, но и мной, совершенно случайным прохожим-человеком самим фактом своего существования не имеющим к ним не какого отношения.  Я решил подчиниться и не расстраивать своей не покорностью мою новую знакомую, которая как я понял, была матерью своей молодой спутнице. Я только, что вчера был на концерте и так же, как и все ждал выхода певицы, но она шла не только не одна, на, что я надеялся, а в сопровождении толпы, хвост которой растянулся на десятки метров, как хвост кометы на горизонте. Хотя где я ждал, там- то же было кроме меня несколько человек, очевидно выбравшие это место из расчёта, что они будут одни и встретят любимую артистку и смогут несколько слов сказать наедине, с глазу на глаз. Но их расчёт у вы, как и мой не оправдался, это место оказалось так - же многолюдным, как и тот выход, куда устремилась основная масса народу, ожидая выхода своего  кумира. Но, тем не менее, там, где стоял я, было всего несколько человек и расчет, скорее всего, был верен.
Я увидел идущую, как мне сейчас помнится, несколько полную, довольно таки милую в какой-то не понятной таинственности обаятельную женщину.
Она ещё была далеко, но все бросились к ней и, то пространство, что только, что отделяло меня и стоящих возле меня сравнительно рядом людей, пропало, а вместо пустой и ровной площадки вырос, или вернее образовался  круг, вокруг  неё людей. И когда я подошёл, то между мной и ей было довольно плотное кольцо народа, и уходящий хвост, напоминающий первомайскую демонстрацию, к концертному залу. Я не был в неё влюблён, как рядом стоящая и шумящая толпа людей, в основном состоящая из её поклонников, и случайных зрителей оказавшихся на её концерте, к числу которых, скорее всего, принадлежал и я. Хотя она мне нравилась, она не могла не нравиться, она нравилась всей стране и уже тогда была великой певицей, чем, нежели популярной. Она была тем эталоном самовыражения, в котором утверждалась основная масса советского народа. Но я не был советским человеком, я был русским, и прежде всего не по национальности, а по культуре, так как русский, это, прежде всего в моём понимании не национальность, а культура, выработанная всей историей России, на всём протяжение её развития. Я безумно любил старинные русские песни, и ещё больше романсы, они меня просто сводили с ума.
Я ещё мальчишкой бегал в кино, где я мог видеть белогвардейских офицеров, которые были для меня образцом русского человека и той культуры, которую революция перечеркнула в семнадцатом году и стала насаждать идеалы социализма, разрушая веру и храмы. А она пела просто лирические песни, они мне нравились, но в эйфорию не приводили, но было бы - не правдой сказать, что я был равнодушен к её творчеству и не хотел бы, хотя бы на минуту остановится возле великого человека, и обменяться с ним хотя бы одним словам.
А между тем оставшись за плотным кольцом людей, которое уже разбухло и я еле мог видеть сквозь хаотично торчащих передо мной десятки голов людей, её милое приветливое лицо. Очевидно, она была в хорошем настроение духа и с удовольствием отвечала на вполне банальные вопросы своих поклонников.
Я был вполне доволен, что вижу замечательную певицу и слышу  диалог с её слушателями, к числу которых относился и я. И если бы я мог иметь возможность задать вопрос, то, наверное, задавал бы те же самые вопросы, что и остальная толпа обывателей. Но не бывает, начавшееся хорошо, всегда до конца хорошо. Послышались странные голоса, удивительно похожие на реплики героев  пьесы "Без вины виноватые" на Незнамова и Шмагу. Я не помню их в точности и не могу процитировать, но мне стало стыдно, что среди добропорядочных людей появилось несколько человек, которые, как ложка дегтя испортят бочку мёда.
"Мы такие же артисты, как и вы, поговорите снами" Мне сразу не понравилась эта реплика, брошенная из толпы, ни её тон, ни в каком контексте она была сказана. Но, как и Кручинина, она стала им отвечать. Фразы примерно были следующие, вы давно здесь, сколько пробудите? Но долго этот диалог не мог продолжаться. Я всё ещё надеялся, что она кончит с ним говорить и снова разговор вернётся в обычное русло.” А вы с нами не против” дальше шли вульгарные слова. Толпа замерла, она, не отвечая пошла вперёд,  сопровождавшие её люди мгновенно разорвали, уже не круг, а полу толпу окружавшую её. Я ещё надеялся хотя бы на мгновение увидеть её лицо, но уже было поздно и все мои запоздалые попытки были, так - или иначе, тщетны. Если бы было можно вернуться назад, я бы непременно, хотя бы ещё раз, но попал на её концерт. Но я был молод, довольно ветренен, и не придал этому значения, что, быть может, мне её больше уже не когда не будет суждено увидеть в жизни. Но судьба была ко мне благосклонна, на второй день я совершенно случайно оказался около двух женщин, специально пришедших сюда именно в это место, что бы её увидеть. Я пропустил мимо ушей слова матери стеснительной девушки "Стойте здесь, она пойдёт именно тут, и вы сможете к ней подойти, другого случая и места не представится. Она была совершенно, права, но я в это не поверил и скорее от досады, чем из любопытства спросил, «Почему" "Мы вчера тоже ждали там, где и все, но столько народу, что мы не только подойти, но даже толком увидеть её не смогли. Я в свою очередь рассказал, что тоже хотел её видеть, но хотя в отличие от них и мог видеть, и слышать, но сам, что бы, то, ни было сказать по этому поводу, тем более подойти, не имел, ни какой возможности. Тем более я рассказал, о вчерашнем инциденте не позволившим нам зрителям концерта, после его окончания пообщаться с народной любимицей. На, что старшая из дам,  отвечала мне, что всегда найдутся такие люди, что всё испортят. Мы продолжали стоять ещё около получаса, разговаривая ни о чём. Откровенно говоря, я совершенно не верил, что она появится, и к концертному залу пошёл только по тому, что ещё хоть раз хотел у видеть её, но, на, что я совершенно не надеялся. Настроение моё оставалось скверным, нет, я, как и говорил, я не был в неё влюблён, но был под впечатлением данного ей концерта. Такое бывает, когда зритель увидит выступление артиста и у него какое-то непонятное желание не переменно увидеть выступавшего на сцене человека пообщаться с ним и уже всю жизнь включая соседей, знакомых, собственных детей и внуков рассказывать об этой встрече, и уже когда его самого не будет, чтоб его далёкие потомки могли сказать, а мой прадет видел эту знаменитость, и даже имел возможность говорить с ним, с этим замечательным человеком, представляющим общественный интерес. Я, в сущности, не когда не говорил об этом, может быть к слову вспоминал эту историю, но, по сути, не когда не забывал о ней, и жалел, что не имел её автографа, совсем не потому, что это могло быть подтверждением тому, что я говорил с ней, а к тому, что я когда-то мог прикоснуться к самой истории. Хотя, тот факт, что человек был очевидцем чего-то замечательного, само себе хорошо, но то, что это можно видеть, как падающую звезду всего мгновение, невольно наполняет душу грустью, как не возможность вернуть прежнее, что, быть может, для кого-то является неповторимыми и не забываемыми днями его жизни. "Иди скорее’’ толкнула, чем, не же ли, сказала своей дочери мать, про меня она совершенно уже забыла. Дочь её ещё какое-то мгновение, как бы не решалась сойти с места, «Да иди же ты", продолжала она говорить своей дочери подталкивая её по направлению движущейся не навстречу нам процессии, а проходящей мимо в низу, так как мы стояли несколько выше и могли наблюдать за происходящим на открывающейся нашим взорам площадке. Если бы я был один,я тоже  скорее всего не решился бы подойти к кумиру,а оставался на верху и довольствовался видом проходящей в низу процессии. Но так или иначе я был не один,тем более поведение старшей женщины меня задело и смутило.
Мы только что мирно беседовали, как стоило появиться предмету нашего общего ожидания, как эта милая женщина совершенно забыла обо мне, словно бы меня и небыло? Я же скорее больше возмущённый собой, чем, нежели беседовавшей со мной дамой, так как дочь на протяжении всего разговора больше молчала, чем, нежели говорила. Что за пустым разговором совершенно пропустил, когда в сопровождении толпы только, что вышедших с концерта зрителей шла любимица советской эстрады. И только тогда двинулся с места, когда уже молодая девушка была на половине пути, разделявшего нас от эстрадной певицы. Когда я подошёл, она взяла уже из её рук ручку и бумагу, заблаговременно приготовленную для этого случая.
У меня же ни ручки, ни  бумаги не было. Я скорее здесь оказался совершенно случайно, чем, нежели намеренно, хотя подсознательно  шёл, как я понимал именно, что б ещё хоть один раз увидеть её, хотя и не надеялся на это вовсе. Делать, было нечего, как стоять и смотреть, как девушка брала автограф, просить оторвать бумажку, было неловко, да и зачем, если заранее не предвидел это,да и что бы мне это дало,приятное воспоминание на поминающее  о факте самого свидания,так я помню и так,а подтверждать этот факт или опровергать в чьих-то глазах нет не какого смысла. Я был свидетелем того,что так мило и приятно для меня,что большего в этом случае нечего и не надо. За великой певицей была целая демонстрация, совершенно спокойно стоящих людей, между мной и певицей была только девушка. Она была такая, как и всегда на телевидение, совершенно спокойная, выдержанная, с чувством собственного достоинства, обаятельная с открытым лицом, но между тем с какой-то загадкой говорящем о совершенно не простом характере, и только внешнем на первый взгляд выглядевшим счастливым человеком.
"У вас, наверное, ручки устали?" спросил я, обращаясь к ней.
"Не ручки, а ручки" отвечала она, изменив ударение в слове.
После, чего вернув моей новой знакомой бумагу и ручку пошла дальше. Я бы, по крайней мере, мог присоединиться к толпе людей двигающейся за ней, но что меня удержало, не желание поговорить со мной великого человека,нет просто дальше начиналась бессмысленная попытка прикоснуться к тому,что было недосягаемо и не доступно во всём пространстве, и времени.  Но кто я для неё, обычный серый прохожий, каких миллионы стремящихся хотя бы на секунду прикоснуться к совершенству воображаемого случая действительности!Да именно кто я такой фанатичный поклонник её таланта, Человек, разбирающийся в её творчестве,ни-то,ни другое,ни третье. В любом случае самолюбие моё было задето, я хотел сказать комплемент, и увидеть улыбку на лице доброго человека, что бы потом всю жизнь гордится, что мог заслужить одобрение из уст знаменитости. Хотя говорил я этот комплемент, без всякой иронии от чистого сердца, с полным уважение к личности артистки, правильнее сказать артиста, так как подлинный талант, как для мужчины, так и для женщины звучит одинаково. Я оставался на месте, пока прошла за ней вся толпа поклонников, моя  знакомая, если так можно сказать, уже успела подойти к матери и они уходили.
Ещё раз, но это уже, скорее всего, была не она, а просто похожая на неё женщина, совершенно случайно оказалась со мной рядом в автобусе. Так, что я мог наблюдать её, совершенно близко, так  наблюдать как если бы ни пришлось даже повернуть голову  в её сторону, все равно она была в поле моего зрения, нарочно это нельзя придумать, такое бывает раз в жизни. Она стояла возле окна и как показалось мне, прижималась к стеклу своим прекрасным носиком. Черты лица и формы тела были совершенно такими же, что просто хотелось задать обычный банальный вопрос, Простите, вы на гастролях, в первые в этом городе, или были и прежде?
Но, то ли сознание, что это не она и я только ошибаюсь? То ли просто не ловкость к не знакомому человеку, даже если это и знаменитость, задавать такой и подобные вопросы было не допустимо,нет в прочим допустимо,просто нужно было бы найти подходящую формулировку. Пожалуй сейчас я бы спросил,простите вы так похожи,хотя скорее всего я ошибаюсь,но ваше сходство так поразительно,что я не будучи с вами знакомым не удержался и пренебрёг правилам приличия,простите если мои слова нарушили ваше путешествие на этом автобусе. И хотя последние слова звучали несколько угловато,сейчас я бы решился их произнести,но я так и не решился заговорить! Чем я рисковал,да нечем,мне случай ещё раз предоставлял не вероятную возможность увидеть понравившегося мне человека,а я как всегда остался рабом мнимых условностей. Если бы я ошибся и это была не она,просто бы извинился,но если бы если это была она,что бы мне это давало,произнести несколько пользуясь обстоятельствам фраз и быть от этого счастливым,прекрасно понимая что знаменитости скорее всего больше если чего и желают,так это что бы прохожие не узнавали их на улице,так они давно устали от их внимания. И это понятно постоянное внимание тоже надоедает,особенно если человек не тщеславный,но даже если человек любит славу-то,всё равно рано или поздно скорее всего это надоедает,поэтому стремиться заговорить с незнакомым человеком,особенно если он знаменит было бы неправильно.    Кто первый вышел, я сейчас уже не помню? Я, или та девушка которую я принял за великую певицу, но помню.Помню только как она стояла, прижавшись лицом к стеклу, очевидно, она о чём-то думала своём? Или её невольно смутил мой взгляд, и ей самой в свою очередь стало неловко? Или это просто было какой-то случайностью, совпадением? Я, не знаю, но в моей памяти сохранился, пусть смутно, образ скромной девушки с проецированный моим подсознанием с образом великой певицы. Да скорее всего, так и есть, это была просто красивая девушка и моё не реализованное желание взять автограф у великого человека, заставляет меня думать о невероятном,но как знать, быть может это была она?
Не знаю, почему человек порой склонен желаемое принимать за действительность? Наверное, потому, что он личность и как личность у него нет самореализации, и тогда фантазия спасает его от серых буден действительности, и он парит в мечте своего воображения, как музыкант в своей мелодии души!..

                24-07-2011 02:11  -  1-3-2015г.