Пяточкин. Зимовье людей. Рекомендация Р. Самойлова

Архив Конкурсов Копирайта К2
Пяточкин. Зимовье людей  http://www.proza.ru/2015/02/27/2268


Эволюция одиночества и люди тьмы

          Представления человека о самом себе, о человечестве и о своём месте в мире эволюционируют в последнее время совершенно безумным образом. В отсутствие Бога (поскольку нынешняя культура атеистична, можно говорить о Его отсутствии для большинства культурных людей) миром управляют случайные мутации и естественный отбор. Какой бы ересью лично мне это ни казалось, так утверждает современная наука. Раз мутации случайны, то предсказать их невозможно, но коль уж наука верит в случайность, как в корень всего мирового порядка, то почему бы мне и не заняться угадыванием, как самым научным из всех возможных человеческих действий? И угадывать я буду вместе с Пяточкиным – автором рассказа «Зимовье людей».

           Вот мой прогноз. Возможно, в нынешней "четвертой мировой" выживет лишь тот, кто не боится тьмы. Кто в ней – как рыба в воде. А кто во тьме беспомощен – погибнет. И Николай в рассказе Пяточкина повесился – как лично мне это видится – именно от ужаса перед тьмой. То есть он мог и не успеть осознать этот ужас, но умер именно от него. Николай – типичный обыватель, настоящий герой нашего времени, он вполне может быть и солдатом диванной армии, и виртуальным фашистом-антифашистом, как все на этой информационной войне. Все реальные действия, отраженные в тексте, могут ему просто мерещиться со страху – да и неважны они, реальные действия. Тьма для нашего героя – одиночество, потеря всех жизненных ориентиров, вплоть до элементарных представлений о добре и зле, информационная блокада, непроницаемая завеса тотальной лжи. А может, это просто чёрный зев погасшего монитора. Тьма же – это ещё и смертельная угроза, исходящая от таинственного, непонятного ему Прохора, коренного обитателя тьмы, возжигающего лампадки с человечьим жиром неведомому божеству своему, тёмному божеству – самой тьме, может быть. Кому-то покажется странным такая форма служения тьме – создание крохотных островков света в ней. Но какая вообще может быть логика в случайно возникшей вселенной? Логика здесь может быть только случайностью. И если её нет, то это более нормально, чем если она есть. Прохор – это очеловеченная, одушевлённая тьма, и он служит тьме мёртвой и безликой, зажигая лампадки, как чёрт у Достоевского, зажигающий свечку в храме – превратившись в семипудовую купчиху.

            Убийство людей ради масла для лампадок кажется абсурдным и потому нестрашным. Так не бывает – следовательно, к этому можно относиться несерьёзно. Человек для человека ведь всегда должен быть целью и никогда – только средством. Так считал наш калининградский философ Иммануил Кант. Если так будет – если каждый из нас будет жить, исходя из категорического императива Канта – то все будут молодцы. А тут у нас человек – источник горюче-смазочных материалов. То есть ценность человеческой жизни подвергается такому преуменьшению, что читатель, желающий чувствовать себя молодцом и уверенный в том, что все остальные люди в нашем мире желают того же, может воспринимать эту метафору исключительно как чёрный юмор. Хотя на самом деле – чем не вариант для смысла жизни? Не хуже и не лучше любого другого.

           Ну, так вот, для Николая (рядового обывателя) Прохор – представитель тьмы, её жрец. Её персонификация, если угодно. Образ Прохора делает для Николая тьму чуть более понятной, чуть более предсказуемой – человечной делает. Ужас, испытываемый Николаем перед тьмой, переходит и на Прохора тоже, но в целом ужас ослабевает, с ним становится возможно жить. Потому Николай так послушен своему мучителю, и Прохор в его послушности уверен. Как и в том что Николай сам повесится, когда не найдёт его нигде и останется один на один с тьмой – уже обезличенной, уже окончательно утратившей человеческие черты.

           Важно понять и особо отметить, почему Прохор чтит своё божество, не напрягая себя этическими заморочками. Этика – плесень на трубе веры в бессмертие души, и она становится не нужна, когда ты остался один во всём мире. А именно к этому устремляет человека эволюция одиночества – к тому, чтоб каждой остался в мире один. Абсолютно. Не с кем выстраивать моральные отношения, не с кем быть честным и некому лгать, некого любить и некого ненавидеть. Этическое становится абсурдной категорией.

           Чувство абсолютного одиночества – это душевная девиация, ставшая массовой именно в наше время. То же самое с чувством собственной незначительности, которое Фрейд наряду с чувством абсолютного одиночества считал определяющим признаком взрослой, психически полноценной личности, способной к эффективному взаимодействию с миром*. Потому я и считаю, что герои Пяточкина максимально отражают современную действительность и являются максимально обобщёнными героями нашего времени – без привязки к геополитической карте и с самым большим временным охватом.

 *Ну, то есть сначала человек осознаёт, что он смертен, что однажды он исчезнет насовсем, растворится во тьме, окружающей воображение; потом у него возникает чувство бессмысленности и незначительности его жизни и всего того, что он считает собой; далее он понимает, насколько он одинок, осознаёт, что нет никого, кто знал и любил бы его всего вот такого, как есть – и в финале человек обретает некое удивительное знание, как дальше жить, как стать полезным членом человеческого общества.




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215022100255