про берёзово, меншикова и масонское яблоко

Падунский
В 1728 году рейхсмаршал Меншиков был лишён титулов, наград, имущества и вместе с семьёй сослан в Сибирь. В первые месяцы по прибытии в Берёзов Александр Данилович хорохорился, бодрился и жить пытался по старинке. Обставил избу привезёнными сундуками, споро построил церковь. Но после как-то замер, обмяк, потух что ли. Подолгу сидел в беседке на берегу Сосьвы, смотрел на птиц, проговаривал про себя неоконченные споры с Государем.

В этом лесном краю часто вспоминалась последняя причуда Петра I – приглашение в столицу сибирских шаманов. Пётр Алексеевич умер, не дождавшись их прибытия, а они и разбежались. Правда, один вогульский шаман добрался-таки до Санкт-Петербурга. Он как бы бесцельно бродил по городу, вышел к Неве и долго смотрел в мёртвую воду. Затем плюнул и сказал чужое слово «титаник». Голландские купцы, следовавшие за ним неотрывно, рассказывали потом на ассамблеях, что лесной человек-де корчил рожи, ругался епархиально и грозил наводнениями.

Воспоминания, да маленькое деревце, «масонская яблонька», - вот и всё, что связывало сейчас его с прежней жизнью.

Меншиков часто подходил к окну, где в горшке росло чудесное дерево, и подолгу рассматривал его карминовые плоды. Они были сморщенные и мелкие – если не знать об их силе, и смотреть-то не на что.

Деревце это привезли ему откуда-то из чужих земель, из Венеции, кажется. Ухода особого оно не требовало, но если дождаться созревания плодов и, сломав кожуру, вывернуть мякоть, растереть её с тремя травками и двумя металлами, да настоять на водке – не будет средства лучше. И старому, и малому помощь,- силу добавляет, а душу лечит. Наверное, именно его называли в русских сказках молодильным яблоком.

К несчастью, за короткое северное лето плоды не успевали поспеть, а с началом осенних дождей быстро гнили и опадали. Об этом Александр Данилович безмерную имел печаль.

После смерти Меншикова его дети, Александр и Александра, возвращаясь из ссылки в столицу, брать с собой деревце не стали. Так и осталось оно в Берёзове-городе. Сказывают, и по сию пору в паре-тройке домов березян растут эти диковинные растения. Поскольку семян они не дают, размножают их черенками, по-простому.

Да только не знают уже люди про силу его яблочек. И об имени его подлинно никто ничего не ведает.