Каждый, кто оказывается в Испании, старается увидеть, кроме замечательных памятников, архитектурных сооружений и корриды, настоящий танец фламенко. Поэтому, как только мы оказались на Испанском побережье, то нас не оставляла мысль посетить какое-нибудь кафе, чтобы послушать испанскую музыку, попробовать местную кухню и посмотреть на знаменитый танец фламенко. В один из дней мы отправились на поиски такого учреждения и вскоре набрели на таверну, где афиша у входа обещала выступления фольклорных артистов и, конечно же - знаменитый танец фламенко.
Усевшись за грубо сколоченные столы, мы с любопытством стали рассматривать внутреннее убранство. На стенах висели старинные предметы повседневного обихода. Национальные блюда и напитки подавались в причудливой посуде. Есть нам не хотелось, но, чтобы не сидеть за пустым столом, заказали салат из морепродуктов и мороженое. А когда наш заказ был выполнен, то зазвучала музыка и на сцену вышла группа артистов в красочных костюмах. Они исполнили несколько песен на каталонском языке. Затем певцов сменили танцовщицы в ярких, похожих на цыганские, нарядах. Каблучками своих туфель они выбивали дробь под звуки гитары, кружась в стремительном вихре танца.
Все это, конечно, было прекрасно, но мы с нетерпением ждали самого главного блюда - фламенко. Однако сразу же после их выступления на сцене наступило небольшое затишье. Мы съели салаты и приступили к десерту, а на сцене по-прежнему царила тишина. Наше терпение стало истощаться и уже появилось желание покинуть кафе, когда, наконец, послышалась мечтательная мелодия гитариста, женский голос запел песню на испанском языке, и под звуки кастаньет на сцену царственной походкой выплыла смуглая женщина с распущенными длинными черными волосами, в которых красовалась пурпурная роза. На ней был одет короткий черный топик с рукавами по локоть. Один рукав заканчивался красным кружевом, а другой черным. Чуть пониже топика, начиналась красная юбка с пышными кружевными оборками, спускающимися несколькими рядами вниз. На пальцах обеих рук были закреплены кастаньеты. Это их звук мы и услышали.
Следом за женщиной появился мужчина в шляпе и плотно облегающих брюках с широким поясом. Он щеголял в черной, расстегнутой почти до пояса, рубашке, слегка прикрытой серебристым жилетом. На ногах у него были одеты полусапожки. Мужчина положил одну руку себе на бедро, а другой взялся за поля шляпы и замер в неподвижности, глядя томным взглядом на свою партнершу.
Взметнув руки вверх, танцовщица приняла горделивую позу и медленно начала отбивать каблуками чечетку. Стоя на одном месте, она постепенно убыстряла темп. Музыка также набирала обороты, а с нею ускорялся и ритм танца. Гитара то звучала громко, то ненадолго затихала, то вновь пронзительно стонала от боли и грусти. И при этом все время рассказывала: о любви, о боли и радости, о тревоге и грусти, о восторге и страдании, о том, чем живет человек.
Это было противостояние двух начал, мужского и женского, столкновение двух индивидуальностей. Причем борьба шла на равных, женщина не уступала мужчине по силе и выразительности движений. Испанка щелкала кастаньетами, бесстыдно двигала бедрами, отчего колыхались все оборки на ее юбке, и зазывно глядела на мужчину, приглашая разделить с ней не только танец, но, возможно, и страсть.
Наконец партнер не выдержал нарастающего напряжения и, щелкая кастаньетами и каблуками, вступил с женщиной в поединок. Партнеры сходились и расходились в безумном танце любви, сливаясь с музыкой. Не касаясь друг друга, они очень искусно изображали всепоглощающую страсть. Их ритмические, чувственные движения буквально завораживали, приковывая к себе всеобщее внимание.
Все кружилось и вертелось в этом стремительном вихре. Затаив дыхание, с замершим сердцем, следили присутствующие за нешуточными страстями, разыгрывавшимися на сцене. Казалось, что между танцорами пролетают искры и не хватает только спички, чтобы огонь любви вспыхнул в полную силу и погреб под собой влюбленных. Накал страсти был таков, что создавалось впечатление – вот сейчас лопнет натянутая до звона струна гитары. И именно в этот момент, на звенящей ноте музыка резко оборвалась, раздался щелчок кастаньет, и танцоры застыли в выразительной позе. Танец, достигнув своего апогея, закончился.
Зрители разом выдохнули и разразились бурными аплодисментами. Гордая танцовщица вынула из своих волос розу, кинула ее своему партнеру и исчезла со сцены. Поклонившись публике, мужчина поспешил за ней.
Накал страсти, порожденный танцем, еще долго присутствовал в воздухе и каждый в эти минуты думал: «В Испанию стоило приехать хотя бы затем, чтобы увидеть этот жгучий танец – фламенко».
История:
Своими корнями танец фламенко уходит глубоко в историю. Считается, что фламенко – это цыганский фольклор, в котором переплетаются восточные арабские напевы, индийские танцы и другие мотивы. Это подтверждает и перевод слова «фламенко»: с арабского – оно переводится, как «беглый крестьянин», с немецкого - «пылающий», с испанского - «фламандский» и с андалусского - «цыганский».
В течение многих веков на территории современной Андалусии господствовали арабы. Поэтому истоки фламенко связаны с мавританской музыкальной культурой. В 15 веке в Испанию из Византии прибыли цыгане: они расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия (Андалузия). Цыгане переняли местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и испанская и из этого сплава впоследствии родился танец фламенко. Долгое время цыгане жили изолированно, и танец фламенко исполнялся в очень узких кругах. Но в конце 18 века гонения на цыган прекратились, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе. Танец очень быстро распространился за пределы Андалусии, покорил Барселону и Мадрид и вышел за пределы Испании, завоевав весь мир.
В конце 20 века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы. Кроме того, в танец очень органично вписались и элементы классического балета.
Фламенко оказал большое влияние на многие танцевальные и музыкальные направления всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, фламенко-фьюжн, джипси-румба и другие.
Фламенко по-прежнему завоевывает сердца людей. Он завораживает, даже если только смотришь на него. Сложный ритм, который выстукивают каблуки танцоров, резкие эмоциональные движения и позы, чувственные и пластичные движения рук, перестук кастаньет, прищелкивание пальцами. Весь танец исполняется на одном дыхании, на едва сдерживаемом порыве. Испанцы очень точно называют фламенко танцем обнаженных нервов. И еще танец фламенко невероятно красив. Костюмы танцующих, отсылающие воображение в цыганский табор, где женские юбки ярки и пышны от воланов, где прическу украшают цветы, а взгляды страстны, словно продолжают движения танцоров. Нередко юбка принимает активное участие в танце. Танцовщица фламенко играет своей юбкой, усиливая и без того сильное напряжение танца.
Фламенко словно предупреждает мужчин: «Осторожно! Женщина, танцующая фламенко, играючи сведет с ума одним движением рук или брошенным через плечо взглядом, а затем уйдет, чувствуя себя победительницей".
У фламенко есть свой язык, сотканный из слов, музыки и движений, и говорит на нем каждый по-своему о том, о чем болит его душа. В этом сила и очарование фламенко, в этом его магия, его непредсказуемость и неповторимость.
Популярность фламенко говорит сама за себя:
16 ноября 2010 года ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта Всемирного Наследия.
Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют: Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.
В Испании один раз в два года в Севилье проходит фестиваль под названием «Bienal de Flamenco», основанный в 1980 году. Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов.
В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары «GUITARRA».
Ежегодные фестивали фламенко проходят по всей Испании.
С 2004 года, ежегодно, в феврале проходит фестиваль фламенко в Лондоне. Более 20 лет фестиваль фламенко проходит в американском городе Альбукерке, штат Нью-Мексико.
В России в Москве с 2001 года проходит Международный Фестиваль Фламенко «VIVA ESPA;A!», с 2011 - - Российский Фестиваль Фламенко «en Moscu». В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко». Кроме того, два раза в год проходит фестиваль «Cana Flamenca». В Калуге с 1997 года работает ежегодный фестиваль «Мир гитары», участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании.
В 2011 году в Москве открылся Дом фламенко "Фламенкерия" – это первая школа фламенко в России с постоянно действующими испанскими преподавателями.
На Украине фестивали фламенко проходили в Киеве, Одессе, Львове и других городах.