Глава шестая. Кавказский пленник, часть третья

Анатолий Кострилевич
Пока родственники переносили больную женщину в больницу, Степан подошёл к десантникам и первым поздоровался.

Военные не сразу поняли, кто перед ними стоит. На Степане была горская одежда, а на голове мохнатая шапка из шкуры козы. Да и сам он больше смахивал на чеченца - с  обветренным  лицом и рыжей бородой.

Незнакомец назвал себя, и коротко рассказал, как очутился у чеченцев. Бойцы с подозрением отнеслись к его рассказу, но выслушали до конца, а потом сержант попросил документы.

По понятным причинам документов у Степана не оказалось, и он стал рассказывать про своих знакомых. Когда в числе других он назвал фамилию Никулина, один из военных оживился и стал расспрашивать об Иване.  Когда незнакомец рассказал, как познакомился с Никулиным, бывший танкист одобряюще похлопал его по плечу.

- Не врёт, мужик! - подтвердил он, и пояснил остальным: - Капитан Никулин был комбатом у танкистов, а я водителем у его друга лейтенанта Зыкова. После госпиталя меня перевели в другую часть и связь с батальоном прервалась. А потом я узнал, что Никулин попал под фугас и был серьёзно покалечен.

- Всё так, бойцы! - обрадовался Степан. - Я с Никулиным в том самом БТР и ехал, а потом вместе с ним лечился в госпитале….. Возьмите меня с собой, -  Степан умоляюще посмотрел на десантника. - Я вот уже, как два месяца нахожусь у чеченцев.

- Что-то не похоже, что ты был  в плену. Свободно разъезжаешь вместе с местными жителями, - заметил сержант.

-  Длинная история, - ответил Степан, и снова попросил: - Вы меня куда следует, доставьте, а там разберутся. Я же говорил вам, что в плен попал во время боя в конце сентября, а рейдовый отряд формировался в Гудермесе…

-  Ладно, Семёнкин, пусть едёт, - согласился сержант. – В «железке» места навалом. Сдадим его в особый отдел, и пусть разбираются: был он в плену или нет?

Степан с облегчением вздохнул, и попросил закурить.
Потом вернулся к чеченцам и предупредил, «что остаётся, и чтобы они его не ждали».

-  Так ты не охотник? – спросил старший группы и, получив утвердительный кивок, снова спросил: - Что передать старику Мурату?

- Передай ему, что я встретился со своими друзьями, и поблагодари его за гостеприимство, - ответил Степан.

- Доберёшься до Грозного, Сёпа, попроси своих командиров, чтобы наш аул не бомбили, а то этим летом много людей и скота погибло после бомбёжек. И скажи, что у нас в селе нет боевиков. Не забудешь? – спросил чеченец.

-  Обязательно попрошу, - пообещал Степан. - А вы, если боевики появятся гоните из селения.

Чеченец посмотрел на Степана и покачал головой:
-  Хороший ты человек, Сёпа! – и добавил: - А вот насчёт того, чтобы «не пускать домой» – это ты зря…

Когда Степан снова подошёл к десантникам, сержант, кивнул на чеченцев, с подозрением, спросил:
- Что расстаться никак не можешь? Что-то ты скрываешь от нас, парень? Уж не лазутчик ли ты? Невозможно прожить у чеченцев два месяца, и чтобы они тебя без выкупа отпустили, да ещё проводили к нам.

-  А ты попробуй, сходи в плен, - резко ответил Степан. - Узнаешь, чем плен от свободы отличается. Начитался про кавказского пленника в школе, где русских в колодках и на цепи держали, думаешь, что и сейчас так?

-  Я не думаю, а знаю! – запальчиво ответил сержант. - Никто из плена без выкупа не сбежал, а те, которые сбежали, с такой мордой домой не возвращались.

- Зря ты так сержант, - с обидой ответил Степан. – Ты же всего не знаешь, а так говоришь! Будто я добровольно попал к чеченцам. Эх! - Степан вздохнул и замолчал.

В это время из больницы вышел офицер, подозвал сержанта и что-то сказал ему. Сержант ответил и показал на Степана.

В офицере Степан узнал дежурного врача, который осматривал его в госпитале после подрыва БТР смертником.

-  Алексеев? - спросил офицер, с трудом узнавая в нём своего пациента.

- Я, товарищ военврач, собственной персоной, - радостно ответил Степан. - Возвращаюсь из плена…, а ребята сомневаются, что я свой.

-  Сейчас все сомневаются, - ответил военврач. -  Мне твой друг, Колосов, рассказывал, что ты пропал без вести в бою в ущелье.

-  Серёга, живой! - обрадовано воскликнул Степан. - Что с ним, он ранен?

-  Целёхонек! – ответил военврач. - После  боя в ущелье у лейтенанта обострилось ранение, и он вернулся к мирной жизни. Он и рассказал, что ты пропал без вести. А ты, оказывается, выжил, да ещё как! По тебе не скажешь, что был в плену.

-  Не все чеченцы бандиты, - уклончиво ответил Степан, - и среди них есть люди. Мне повезло, я оказался именно у таких людей.

-  Странно это от тебя слышать, - насупился военврач. - Помнится в госпитале, ты боевиков сильно недолюбливал за гибель брата.

-  Я и сейчас бандитов ненавижу, - ответил Степан, и попросил: - Послушай, майор, не береди мою душу, и так тошно за себя. Лучше скажи десантникам, чтобы отвезли меня в особый отдел, пусть там разбираются,  заслуживаю  я наказание за плен или нет.

Военврач оценивающе взглянул на Степана и, буркнув: «ну-ну»,  подозвал сержанта и приказал «довезти  и препроводить для проверки в особый отдел».

Только к вечеру врачи закончили оперировать тяжёлых больных. Погрузив медицинские принадлежности, военные стали готовит машины к отъезду.  Через десять минут колонна тронулась и вскоре скрылась в снежной ночи. Вместе со всеми уехал и Степан Алексеев.

***

…Допрашивал Степана в особом отделе молодой капитан Соломин, тот самый, который помог Ивану Никулина, будучи старшим лейтенантом.
Об этом он узнал, когда разговор зашёл о знакомых офицерах.

-  Говоришь, всё это время провёл в горах у чеченцев? - спросил особист, рассматривая личное дело Алексеева. – И с Иваном Никулиным был знаком? Помню я этого комбата…, - капитан встал и подошёл к Степану. – И он может подтвердить, что ты не предатель?

-   Думаю, что так! – ответил тот и опустил голову.

- Ещё, кто может? – офицер достал папиросу и закурил, обдав Степана дымом. – Будешь? – спросил он, протягивая  пачку «Беломорканала», и чиркнул зажигалкой.

Степан взял папиросу и прикурил. Вдыхая жадно дым, с обидой ответил:
-  Знаешь капитан, разбирайся без моей помощи, мне всё равно, что ты думаешь обо мне. Есть только один свидетель моей невиновности, но он далеко в горах. Зовут его Мовсаном Муксашевым – это тот самый полевой командир, отряд которого захватил меня в плен.

- Подожди секунду, - Соломин встал, притушил папиросу и стал искать в своих бумагах.
Нашёл нужный список и стал водить по нему пальцем, повторяя:

– Муксашев, Муксашев… Ага! Есть один Муксашев, вспомнил я его! Но он ничего о тебе не говорил, когда я имел с ним беседу. Обыкновенный бандит, изображает из себя жертву дудаевской пропаганды. Правда, серьёзной крови на нём нет, - заметил особист. - Отсидит лет пять в колонии и выйдет на свободу, а может и раньше. Но про тебя он почему-то умолчал…, - задумчиво повторил он, глядя на Алексеева. – Наверное, однофамилец?

-  Не хотел говорить, чтобы я в его друзьях не оказался, - не сразу ответил Степан. - Я ему тогда в горах помог, а он мне. Вот и всё. Я вам всё подробно вчера рассказывал товарищ капитан. После этого случая мы с ним квиты…. Не верите? спросите у него.

Соломин облегчённо вздохнул – ответ Алексеева ему понравился.

- Ладно, капитан, иди пока отдыхай, а я попробую найти Муксашева, - сказал он и вызвал конвоира. - И ещё…. Там за тебя полполка вступилось, во главе с командиром. Не верят, что ты в плену вёл себя недостойно. Так что не переживай! - и он дружелюбно подмигнул Степану.

После слов особиста Степан немного успокоился:
«Проверка есть проверка, - думал он, возвращаясь в изолятор. - Раз я отсутствовал в армии столько времени, находясь на территории под боевиками, значит, кому-то полагается  проверить это».

На следующий день подозреваемого снова вызвали в особый отдел. Конвоир довёл до двери  и открыл дверь. Степан вошёл и увидел за столом командира полка Надеждина. Тот обернулся, встал со стула и пошёл ему навстречу.

-  Алексеев! как я рад, что ты жив! Многие в полку считали тебя погибшим, а ты выжил, чертяка…, - заговорил полковник, протягивая Степану огрубевшую руку.
 
- Больше всех не верил, что ты погиб, лейтенант Колосов. После боя бойцы  осмотрели местность – никаких следов, и среди пленных ты не значился, иначе бы обменяли тебя. Как я рад! – полковник вернулся к столу, - И документы твои целы, и письма, вот…, - и он спешно выложил на стол кипу бумаг.
 
-  Мне только что Соломин доложил, что все вопросы по поводу тебя выяснены, - сказал он спустя секунды. - Так товарищ капитан?

-  Так точно, товарищ полковник! - ответил Соломин. - Муксашев подтвердил о невиновности Алексеева, и у меня нет оснований его больше задерживать. Забирайте своего орла, товарищ комполка, - и он расписался в пропуске.

 В штабе полка, Надеждин предложил Степану отпуск, и тот согласился.

- Спасибо, товарищ полковник за заботу, и хоть я уже наотдыхался, всё же не откажусь от вашего предложения.  Поеду к  Никулину в Сибирь… отдохну в провинции душой и телом. Туда, я слышал, несколько наших офицеров уехало. Вместе встретим новый год, ну а потом - готов приступить к службе.

-  Завидую я тебе, капитан, - сказал Надеждин. - Столько толковых и верных у тебя друзей. Мне Соломин сказал, что когда разговаривал с Муксашевым по поводу тебя, чеченец на полном серьёзе сказал, что если бы ему довелось служить под твоим началом, он посчитал бы это за честь.

- Ну, вы и скажите? – смутился Степан. - Мы с Мовсаном, сколько вместе были, всё время спорили: кто прав, а кто виноват в войне? Сошлись в одном - что пополам, - помолчав, добавил:
-  Я даже подрался с ним по поводу одной фотографии, но он так и не отдал её.

- Это не та, где на снимке режут наших солдат? – спросил полковник.

- А откуда вы это знаете? – Степан удивлённо посмотрел на командира.

-  Видел. Мне Соломин показал её, перед тем, как привели тебя. При разговоре он упомянул, что Муксашев отдал эту фотографию, вместе с другими фото, когда сдался в ноябре. С ним ещё пятеро боевиков пришли - все из его аула.

-  А мне, Соломин ни слова об этом не сказал, - заметил Степан. - Не напомни я ему о Муксашеве, до сих пор бы меня проверял, и, вздохнув, добавил: - А на фотографии, что вам показывал Соломин – голова моего брата...

Надеждин покачал головой и неодобрительно хмыкнул.

- Муксашев мне и другую фотографию показывал, - продолжил Степан. - Где его братья раздавлены гусеницами нашего танка, - и замолчал.

- На войне всякое может быть, - задумчиво ответил полковник, щурясь на свет в окне.  -  Солдат порой от страха  не выбирает цели, а стреляет наобум. А иногда, из-за ненависти и мести к врагу берётся за недозволенные приёмы, и всеми подручными средствами уничтожает противника. Кто делает это ножом, а кто-то давит танками. Поэтому ни одна из сторон не застрахована от подобных действий…. 
Со всех сторон посмотришь, а убить человека - это плохо. А на войне всё поощряется… иначе не победить.

Доходчиво объяснил, капитан? – спросил он и добавил: - Не фотографировали бы эти моменты преступники, мы бы ни всё знали о жестокости, и что такое возможно в наше время.

-  Ладно бы в бою, товарищ полковник, я бы ещё понял, - замешкался Степан. - Они над пленными издевались с такой лёгкостью, словно не людей, а животных убивали. Как это можно?

-  Обычаи у них такие, - ответил полковник. – Как, впрочем, когда-то на Руси было принято самосуд чинить: виновного на кол  сажали, или разрывали лошадьми за ноги...
Все мы хороши, пока нас за руку не взяли. Я представляю, что про танкистов говорили чеченцы, что раздавили тех двоих, - продолжил он после некоторого молчания.

-  Муксашев рассказывал, что танк и самих танкистов ночью заживо сожгли.

-  А те, что были на фотографии с твоим братом? – спросил полковник.

-  Непогода скинула их в пропасть, - ответил Степан.

-  Вот видишь! - одних наказали люди в случае с танком,  других Бог, вызвав на них бурю.
 
Полковник прошёлся по комнате и назидательно сказал:
- Ничего не проходит безнаказанно, капитан, если совершаешь поступки не по справедливости. Я хоть и не верю в бога, но знаю, что кто-то следит за нами из космоса, и в случае чего наводит порядок, конечно, не сам, а через людей, природу, через смерть, наконец. И раз этот даровал тебе жизнь, воспользуйся этим и начни всё сначала – без злобы и ненависти. Поезжай, отдохни, встречайся с друзьями и возвращайся. Здесь ещё много дел надо сделать, чтобы вернуть республику в конституционное поле.

- Спасибо на добром слове, товарищ полковник, - поблагодарил Степан. - Я много раз думал, о чём вы мне сейчас говорили, и пришёл к выводу, что без настоящей борьбы нам не одолеть ваххабитов, и не вернуть народ Чечни к мирной жизни.

-  Вот и хорошо, что так думаешь! Я с самого начала был в тебе уверен - и когда отправлял в рейдовый отряд, и когда ты вернулся из плена. Иди, оформляй отпуск… и передавай привет всем твоим друзьям - пусть не забывают время, проведённое здесь в Чечне.

Уже в двери Степан вспомнил о просьбе сельчан.
-  Товарищ полковник, чуть не забыл…, - и он передал просьбу сельчан: «не бомбить аул».

-  Покажи на карте, где этот аул, - попросил Надеждин. - Я попрошу лётчиков облетать этот район.

На следующий день, получив проездные документы и денежное содержание Степан, ненадолго забежал к знакомым танкистам, где ему передали три разнокалиберных патрона, вставленных в общую пластину, с выгравированными на гильзах фамилиями:  Никулина, Зыкова и майора Злобина, и это было символично!

 Потом на попутках добрался до Ставрополя, а оттуда транспортным самолётом долетел до Новосибирска, а дальше  взял плацкартный билет на проходящий поезд до станции «Прибрежный»…