Счастье дарения

Любовь Качан
(Из дневника, 22 апреля 1989 г.)


Вчера ходила на юбилейный вечер нашего «Клуба здоровья».

Эти люди дают мне больше, чем я им, поэтому я иногда испытываю дискомфорт: не такая, как они.

Но и насиловать себя не могу. Во всяком случае, не притворяюсь. Отдаю, когда могу и что могу, без притворства и, не дозируя, ¬  все, что в данный момент могу. Не меньше!

Вообще, наверное, в этом и есть смысл существования человека – все отдать. Но ... Надо, чтобы шло не от головы, а от сердца. Отдавать не по разуму, а от сердца к сердцу.

Мне захотелось сделать что-нибудь приятное всем, кто там собрался, потому что собрались там люди, стремящиеся отдавать, а не брать, дарить, а не получать подарки.

Впрочем, получать тоже надо уметь, с благодарностью. Но это может понять только тот, кто сам умеет дарить: беря, оценить дар, чудо дарения, дарения части себя, части своей души ¬ коленопреклонённо. (Цветаева)

Не зря же человек приходит в этот мир. Наверное, он приходит, чтобы вернуть данное ему природой фактом и смыслом его рождения. Глупо же раздаривать себя на вещи и предметы. Дарить надо живому, тому, кто дар твой оценит и примет, т.е. природе и человеку, как части ее.

А чтобы подарить себя, надо сначала познать себя и свое место в этом мире.

Мы с самого рождения познаем мир.

Смысл воспитания – помощь в познании. Цель и задача – обратить внимание на предмет познания, научить открывать мир, научить, как лучше это делать. И это познание должно быть радостным, не насильственным.

Мир надо познавать, вбирать в себя. Хорошее с благодарностью и восторгом, плохое с пониманием и терпимостью. И воспитывать, не выкорчевывая, а, главное, насаждая хорошее, помня, при этом, что это процесс гораздо более длительный, чем выкорчевывание, и результаты не так сразу видны. Но понимать и верить. Верить, что труды твои не напрасны, и нужно только терпеливо ждать.

Дорогу осилит идущий!

Со мной была Алька (моя старшая внучка ¬  Л.К.) . Но я не уверена, что она оценила этих людей и атмосферу. И жаль, что она не слышала, что и, главное, как я пела. Это был экспромт, порыв душевный. Я дарила с радостью, не успев, по своему обыкновению, подумать, что и петь я не умею (как мне бы хотелось) и ...и т.д. и т.п., т.е. не успела закомплексовать.

Мне было легко и приятно петь на французском языке, тем более, что смысл песни вполне соответствовал моменту, потому что le monde n'est pas pr;t (мир не готов) для таких людей, потому что большинство считает и говорит que nous sommes fous (что мы дураки), и только в сердцах друг друга можно найти то, в чем monde refuse de nous donner (мир отказывается нам дать).

И меня поняли, оценили и благодарили, восхищались и говорили комплименты. И дело не в комплиментах, а в том, что твой дар приняли, и что ты сам что-то подарил. А не только с благодарностью принимал. В общем, они опять одарили меня больше, чем я их.

Кстати, только сейчас задумалась над этим словом: БЛАГО-ДАР-ность.

Прямо по существу моих изысков, которыми, на данном этапе, я обязана Альке.

Потому что только об одном и думаю, над одним и бьюсь сейчас: как объяснить ей, чтобы поняла счастье дарения и благодарения..