Голос в Crocus Sity Hall

Вячеслав Суханов
18 февраля в Крокус Сити Холле состоялся концерт участников и финалистов 3-го вокального конкурса «ГОЛОС». Зал был переполнен…

Крокус Сити Холл

Крокус Сити Холл – сегодня одна из самых престижных музыкальных площадок России. Здесь выступали такие звезды, как Элтон Джон, Стинг, Шаде, Ринго Старр, Scorpions, Роберт Плант, Pet Shop Boys, Джо Кокер и сотни других мировых и отечественных  знаменитостей. И проведение концерта на этих уже легендарных подмостках для только еще зарождающихся новых звездочек нашей эстрады – это и как аванс на их дальнейшую успешную карьеру, и как надежда, что именно они привнесут очередной очистительный глоток свежего воздуха в прокуренное мутное пространство, называемое отечественным шоу-бизнесом. А то, что люди ждут этого, показал концерт. Семитысячный зал Крокус Сити Холла был переполнен, и зрители живо реагировали на каждого исполнителя, на каждую исполняемую ими песню. Вот только цветов почти не было, в отличие от концерта Гелы Гуралиа в Кремле. Но там присутствовала ГЕЛАМАНИЯ, там была уже ЕГО публика, боготворящая его музыку, его голос, его философию. А здесь это все предстоит еще только заслужить и завоевать. Вот в чем разница.

«ГОЛОС-2» и «ГОЛОС-3»

Обновление нашей засахарившейся в своей фанерной косности попсокультуры было неизбежным. И пришел «ГОЛОС»…
Новая плеяда молодых талантливых певцов и музыкантов, преодолевших предубеждение, что все в этой жизни – читай «шоу-бизнесе» – куплено и схвачено, нацепила себе на грудь номера конкурсантов и, преодолев отборочные комиссии, слепые прослушивания, баттлы и нокауты, наконец-то прорвалась к широкой аудитории истинных ценителей вокального эстрадного искусства, жаждущих положительных эмоций, свежих ощущений и новых откровений.
И люди это получили.

Хотя не всё всегда было одинаково качественно. Если первый сезон «ГОЛОСа» был не слишком впечатляющим, то второй просто потряс изобилием талантов, пиршеством музыкальных идей, как со стороны самих участников проекта, так и со стороны их великолепных наставников. Несколько ДЕСЯТКОВ новых имен просто взорвали наше воображение своим талантом, своим драйвом, а самое главное – НЕПОХОЖЕСТЬЮ на своих товарищей по конкурсу и на все то, что существовало в отечественном шоу-бизнесе до их появления на сцене. Это был кайф!

Третий «ГОЛОС» мы все ждали как продолжения этого долгожданного и, казалось бы, бесконечного водопада новых талантов, но… ожидания, к сожалению, оказались несколько завышенными. Последний сезон, на мой взгляд, так и не дотянул до своего предшественника ни по набору явившихся нашему взору талантов, ни по творческим изыскам работающих с ними наставников. Все как будто несколько задохнулось. И, в конце концов, стало понятным, что, увы, пришла пора менять полюбившихся всем нам Александра Борисовича, Диму, Леонида и Пелагею. Это поняли и Константин Эрнст с Аксютой, объявившие о смене караула в новом сезоне проекта.

Хотя несколько новых имен украсили и третий сезон. На мой взгляд, это, в первую очередь, Александр Бон (урожденный Бондарев), Александра Воробьева, ставшая победительницей проекта, Георгий Юфа, Алиса Игнатьева, Ольга Олейникова, Ксана Сергиенко и, может быть, Мариам Мерабова с Ярославом Дроновым. Еще понравились Пьер Эдель с ностальгической песней моей молодости «Дом Восходящего Солнца» из репертуара The Animals и Интарс Бусулис, но они НЕ наши. Вот, пожалуй, и все. Остальные участники были на полпорядка, а то и на целый порядок слабее.
Маловато будет…
Уж не знаю, чего и ждать от грядущего этой осенью четвертого сезона. Ужасно не хотелось бы испытать полное разочарование…

«ГОЛОС» и «Главная сцена»

И в этой связи интересно было посмотреть, а остались ли еще таланты в стране российской? Для этого я с некоторой опаской, но и надеждой присмотрелся к проекту «Главная сцена» канала «Россия-1», который вечно конкурирует с Первым каналом, сдирая друг у друга все наиболее удачные проекты. Как, например, «Один в один» и «Точь-в-точь». Вот и в вокальном сегменте, иззавидовавшись по поводу бесспорного рейтингового успеха своего конкурента в федеральном эфире, ТК «Россия-1» выдал свой собственный клон проекта «ГОЛОС». Но получилось это просто чудовищно, что отмечают и многочисленные зрители передачи. Во-первых, с правилами конкурса полная неразбериха, с ними зрителей не пожелали познакомить. Во-вторых, в процессе они неоднократно менялись, запутывая и зрителей, и даже жюри. – То было жюри и четверо продюсеров, потом жюри упразднили, а продюсеров неожиданно стало пять, а значит, стало пять команд, то есть больше и участников. Зачем было вводить одно жюри, а затем менять его на жюри из продюсеров?! – так и осталось непонятным. И вообще поначалу все было сыро, серо и скучно.
Еще меньше мы увидели талантов. И это, на мой взгляд, тоже объяснимо. Если в «ГОЛОСе» в жюри сидели замечательные певцы, то они и отбирали людей с бесспорно замечательными голосами – такими как у Сергея Волчкова и Гелы Гуралиа, или с харизмой музыканта, как у Антона Беляева и Тины Кузнецовой. И это нам всем было понятно.
А вот в «Главсцене» главенствовало мнение продюсеров, которые, непонятно зачем и непонятно почему (может, от безысходности?! Или от потакания незамысловатым вкусам потребителя подросткового возраста и любящих их радиостанций?), набрали себе в команды довольно странных личностей, то шепчущих со сцены, то просто безголосых. Во всяком случае, бесспорных талантов среди них я обнаружил немного. Мне, например, захотелось послушать еще раз всего пару-тройку человек.
Среди них Наргиз Закирова и Тина Кузнецова, финалистки «ГОЛОС-2», которые выступили ВНЕ конкурсной программы и сразу подняли творческую планку на такую высоту, до которой попытались допрыгнуть считанные единицы из числа конкурсантов «Главсцены». Среди них, безусловно, справился с задачей великолепный Сардор Милано из Ташкента, ставший в итоге победителем проекта (хотя манера его исполнения мне показалась несколько однообразной). Да еще группа «Моя Мишель», «Jukebox trio», Нана Арахамия, замечательно исполнившая любимейший нашим народом хит Натальи Орейро, и талантливый клон Александра Иванова из «Рондо» – Александр Иванов 2-й.
Еще три голоса тоже были вне критики – но это опять же люди, отсеянные в процессе поединков на «ГОЛОСе» - потрясающие Николай Тимохин и Георгий Меликашвили («ГОЛОС-2»),  пение которых, если вы заметили, знаменитый американский продюсер Уолтер Афанасьефф слушал с блаженно закрытыми глазами, и Артур Бэст («ГОЛОС-3»), который попал в команду того же американца.
Из тысяч претендентов на попадание в конкурс в число 60 четвертьфиналистов прошло с десяток, как я посчитал, бывших (и не самых лучших) участников проекта «ГОЛОС-2» и «ГОЛОС-3», некоторые из которых даже не прошли и слепые прослушивания. Так что просто беда.
Не увидели мы и новых продюсеров, как я и иже со мной неоднократно говорили. Подтверждение тому – опять все те же четыре неизменные фамилии людей, собирающих команды в «Главной сцене»: Макс Фадеев, Виктор Дробыш, Игорь Матвиенко и Константин Меладзе. Плюс упомянутый выше американец Уолтер Афанасьефф. Причем Макс Фадеев - еще и член жюри проекта «Голос. Дети» на Первом канале, а Константин Меладзе – продюсер проекта «Хочу к Меладзе» на НТВ.

Правда, одно немаловажное преимущество «Главсцены» перед «ГОЛОСом» я все же заметил. Если в проекте Первого канала таланты появляются и куда-то исчезают, варясь в собственном соку, то в «Главсцене» за конкурсантов взялись АКУЛЫ шоу-бизнеса.
И вот уже Дробыш организует интервью своего протеже Александра Иванова на радио.
И вот уже Макс Фадеев, Уолтер Афанасьефф с коллегами пишут новые хиты для своих подопечных, которые, уверен, скоро появятся на радио и телеканалах.
И вот уже Игорь Матвиенко говорит о великолепнейшей и самобытнейшей группе «Моя Мишель»: «Они неформатны,  но очень талантливы. И они ДОЛЖНЫ присутствовать на нашей эстраде». И, слава Богу, и они, и их коллеги по проекту БУДУТ присутствовать, радуя нас своим творчеством. И в этом, повторюсь, главное преимущество «Главсцены» над «ГОЛОСом», рождающим таланты и теряющим их…

Победа всегда объяснима

Победителями конкурса «ГОЛОС» не всегда становились однозначно самые сильные голоса, не всегда выбор публики был справедлив, но НАРОД всегда ПРАВ.
Ну как могла победить в «ГОЛОСе-2» Наргиз Закирова, родившаяся в Узбекистане, живущая в нелюбимом нами американском Нью-Йорке, одобряющая гей-парады и вдобавок ко всему вышедшая в финале на сцену в эсэсовской фуражке?! Конечно, не могла!
А победил замечательный белорусский парень Сергей Волчков - с безукоризненным голосом, добрейшими глазами и нормальной человеческой харизмой. И должен был победить. Как победила в финале «ГОЛОСа-3» Александра Воробьева - великолепная русская девушка из города Энгельс, с нормальной ориентацией и абсолютно понятными семейными и духовными ценностями, близкими гигантской массе российской глубинки, не испорченной прозападными «ценностями».
ТАКИЕ люди и должны побеждать в российских конкурсах! Люди, которыми можно гордиться, талантом которых можно наслаждаться и с личности которых можно и нужно брать пример. В том числе и подрастающему поколению, постепенно отравляемому западными компьютерными «стрелялками»…
И еще. В России две ТИТУЛЬНЫХ нации – русские и татары. Они и побеждают в «ГОЛОСе». И пусть это не всегда справедливо, зато всегда ПРАВИЛЬНО. И иное в нашей стране просто немыслимо...

И, наконец, концерт…

А что концерт? Концерт был великолепный. Кстати, вел его Антон Беляев. Людей собралось много. Два десятка лучших участников и финалистов конкурса «ГОЛОС-3» выступили замечательно. Оркестр «Фонограф» под управлением Сергея Жилина был бесподобен. И все мы, зрители, получили массу удовольствий.
Слегка подпортил впечатление – лично мне – выбор одной из песен победительницей конкурса Александрой Воробьевой – это жутко нелюбимая мной еще с советских времен «Лебединая верность» Мартынова. Песня никакая, как никаким певцом был и ее автор.
Лучше бы Саша спела песню Жака Бреля, предложенную ей наставником Александром Градским, или великолепно исполненную ею на слепых прослушиваниях кавер-версию певицы Sia Chandelier. Но, увы, вкуса не хватило. А может быть, была не в голосе…
Не услышали зрители и одну из самых великолепных вещей прошедшего конкурса - «Путь к свету» Раймонда Паулса в исполнении Георгия Юфы. Хотелось увидеть и его виртуозную игру на виолончели. Но, увы-с, и этого удовольствия нам тоже не подарили. Но это мелочи.
Зато потряс вокал Саши Бона. Вот этот парень дал шороху! Он забирался на такие вокальные высоты – я не специалист, но думаю – аж в четвертую (!) октаву - и плавал там, как чемпион мира на разминке в бассейне. Продирая нас до мурашек, доводя до слез! Гений! Вот кого бы послать на «Евровидение» от России!
Кстати, у него концерт тут же, в «Крокусе», 29 мая. Жив буду – обязательно съезжу…