Поступок

Николай Елисеев
    Я люблю отдыхать с хорошей компанией у костра, смотреть на вечную тайну пляшущего огня, слушать разнообразные звуки леса, легкое журчание ручья и интересные  истории из нашей жизни. Одну из них, рассказанную в подобных обстоятельствах институтским товарищем, я решил представить Вашему вниманию.

                ******

    Однажды,  возвращаясь на электричке из областного центра,  я встретил в вагоне  Михаила - однокашника по институту, с которым мы не виделись лет десять. Ехал он в родные места из далекого волжского города,  в  который убыл вскоре после получения диплома. Там он нашел хорошую, интересную работу и в короткий срок получил квартиру.

    Долгая дорога и хорошие отношения располагали к разговору. Михаил рассказал, что все эти годы работал, в основном, по специальности, на разных должностях. Даже директором был года два. Недавно получил от предприятия квартиру побольше – четырехкомнатную, так как подрастают двое детей. В общем, он доволен, что в свое время сменил место работы и жительства.

    Потом я коротко рассказал о своей жизни, увлечениях и работе. Узнав, что я работаю начальником бюро, Михаил удивился.
      - Тебя что – понизили? Ты же был замом главного специалиста. Да и все шло к тому, что после его ухода на пенсию ты должен был занять его место. Или тебя кто подсидел?
      - Да никто не подсидел. Мог бы до сих пор работать, но только замом.
      - А почему не главным?
      - Долго рассказывать.
      - И, все-таки, – почему?

       Я задумался. Как правильно объяснить Михаилу мое понижение, чтобы он понял меня? Не все знакомые ведь поняли и одобрили мой поступок, связанный с понижением в должности.
Я спросил:
      - Ты помнишь моего шефа - Олега Ивановича, у которого я был замом?
      - Конечно, помню: интеллигентный и умный человек. Я всегда относился к нему с уважением.
      - Его многие уважали. Только вот новый директор нашего управления, видимо,  не захотел работать с умным и интеллигентным человеком. Поэтому он назначил главным специалистом своего знакомого – бывшего работника нашего отдела.  Тот собрал отдел, представился и пояснил, что не ожидал этого назначения, но отказываться от него было бы глупо.  Мы его поняли и согласились с тем, что лучше работать со знакомым человеком из коллектива нашего отдела, чем с каким-либо пришлым варягом. Что будет с нашим бывшим шефом, никто из нас в тот момент не подумал.

    Через два дня, в самом начале рабочего дня мне позвонил Олег Иванович и попросил выйти на улицу для серьезного разговора. Мы вышли из здания и медленно пошли вдоль небольшого сквера. Помолчав некоторое время,  он заговорил:
      - Никита, не знаю, как быть. Дело в том, что меня, оказывается, нет в штате. Я думал, что это просто ошибка, только в отделе кадров это подтвердили. Но приказа о моем увольнении тоже нет. Ситуация непонятная, но, наверное, мне придется уволиться. Хотя, конечно, обидно это делать за год до пенсии. Я понимаю, что есть ошибка в приказе нового директора: раз меня не уволили, должны были предоставить другую должность. Только ты понимаешь, что судиться – не в моем характере.

    Что Олег Иванович обратился ко мне, я не удивился: мы с ним были в хороших, дружеских отношениях. Поразился я подлости нового директора, захотевшего таким хитрым и незаконным способом избавиться хотя и от  самого опытного, но неугодного ему работника: он явно рассчитывал на то, что Олег Иванович, поняв свое положение, уволится.
      - Подождите увольняться хотя бы дня два-три, - сказал я Олегу Ивановичу после некоторого молчания, - Может быть, что-то придумаем.
       Он согласился подождать.

       Расстроенный, я вернулся к себе в кабинет и долго сидел, не зная, что предпринять. Никак не мог понять, как можно было убрать а, по сути - выбросить с предприятия заслуженного работника и высококлассного специалиста без всяких на то оснований! Только лишь по прихоти нового директора! В конце концов, я решил обратиться к генеральному директору, пояснить ему ситуацию с Олегом Ивановичем. Генеральный хорошо знал и его, и меня. Позвонив секретарю, попросил о срочной встрече с генеральным по поводу непонятного положения моего бывшего шефа. Через несколько минут секретарь сообщила, что мне назначена встреча на 14 часов.

  Ровно в это время генеральный принял меня. Я коротко доложил ему ситуацию. Он очень удивился:
      - Не ожидал я этого от нового директора вашего управления. Он же обещал мне, что найдет работу Олегу Ивановичу.
      - А  можно ли отменить или изменить Ваш приказ? – спросил я.
      - Уже поздно.  Такие приказы не принято отменять так быстро.
      - А если Вашим новым приказом назначить Олега Ивановича?
Генеральный пояснил:
      - Новый приказ написать можно, только в вашем отделе нет для него вакансий по специальности.
          Я немного помолчал и высказал предложение:
      - А если назначить Олега Ивановича на мое место – замом?
      - Ты что, уволиться хочешь?
      - Нет. У нас в отделе три бюро объединили в одно. Но из-за сложности и возросшего объема работы нет желающих его возглавить. Вот на эту вакансию – начальником бюро – я согласен перейти.
      - Но ты же потеряешь в зарплате.
      - Жалко немного, конечно. Зато Олег Иванович будет на своем месте и принесет еще много пользы. Не заставлять же его увольняться за год до пенсии. Только у меня просьба: мое назначение тоже оформить Вашим приказом, чтобы директор нашего управления не смог меня уволить. Он же поймет, в чем дело.
      - Это, конечно, можно сделать.
            Генеральный вызвал секретаря, зачитал ей приказ и попросил срочно отпечатать и оформить его.
    Буквально через пять минут я держал в руке три копии нового приказа о назначении Олега Ивановича замом главного специалиста, а меня – начальником нового бюро.
    Михаил, внимательно слушавший меня, удивленно спросил:
      - А зачем тебе три экземпляра приказа?
         Я пояснил:
      - Один – моему новому шефу, два – нам с Олегом Ивановичем. А директору нашего управления приказ пошел по официальным каналам.

    В общем, вернулся я от генерального директора в самом конце смены, передал новому шефу приказ и кратко - суть разговора с генеральным.  Потом обрадовал Олега Ивановича, который долго не соглашался занять мое место. Но я, все-таки, уговорил его. Так что он не только нормально доработал до пенсии, но и после поработал несколько лет. Ну, а я так и работаю начальником бюро.
       - А почему тебя опять не назначили замом, когда Олег Иванович ушел на пенсию?
       - У меня уже возраст был неперспективный - предпенсионный. Так что назначили толкового человека, но более молодого.

    Михаил покачал головой:
       - Занятная история… Не хотел бы я оказаться в положении Олега Ивановича… А как жена отнеслась к твоему решению?
      - С пониманием.  Спросила только, не пожалею ли я потом.
      - Ну, а ты как - не пожалел?
      - Честно говорю – нет, не жалею. Моя совесть спокойна: я рад, что помог
хорошему человеку. А всех денег все равно не заработаешь.
      - А как директор вашего управления отнесся ко всем этим назначениям?
      - Вряд ли это было приятно ему. Только сделать он уже ничего не мог. Да и
не долго был директором.  Перевели его  вскоре на должность поменьше.
      

    Однокашник молчал некоторое время, потом сказал:
      - Я  вот  представил  себя на твоем месте и не знаю,  как бы поступил… А ты молодец! –  он крепко пожал мне руку и продолжил, -  Честно говорю: завидую. Ты совершил поступок, достойный настоящего мужика.

    За разговорами не сразу увидели, что электричка уже подъезжает  к вокзалу. Через пару минут мы сошли с нее, тепло попрощались и разошлись по своим дорогам.