Все в памяти моей. Гл. 32. О питомцах и еще...

Светлана Компаниец
   Так  вот,  о  собаках  в  нашем  доме,  и  вообще,  о  наших  питомцах...

   Поначалу  был  кот, черный, по кличке Мурчик. Взяли  его  маленьким  котенком,  и  мне  не  стоило  особого труда  приучить  его справлять свои  дела в  туалете,  в  унитаз!  Прожил  он  у  нас  несколько  лет.  Каждую  весну  уходил  из  дому  на  пару  недель  по  своим  амурным  делам.  Возвращался  весь  в  боевых  ранах  и  шрамах.  Мы   его   отмывали,  залечивали   раны,  он  спал  мертвецким  сном,
как  боцман  после  пьяного  загула,  несколько  дней, - затем  отъедался  и  вел  себя  снова,  как  полный  хозяин  в  доме,  до  следующей  весны.

   Погиб  он  бесславно:   во   время  любовных  похождений  подцепил  от  своих,  не  совсем  чистоплотных, подружек стригущий  лишай и, по требованию  ветеринара,  был  усыплен, -  стригущий  лишай  у  животных  тогда  не лечили…
 
               
    Одно  время,  наверное, с  год,  у  нас  жила...  куропатка.  Виктор  принес  ее  с  охоты  цыпленком.  Она  подросла,  стала  похожа  на  гладенькую,  серую  курочку.  Исправно,  по  утрам,  пела:   пи-ить!  пи-ить!    А  вечерами,  когда  садилось  солнце,  провожала  нас спать: спать  пора!  спать пора!... - слышалось  в  ее курлыканьи.  Ходила  гулять  на  балкон.   У   нас   как  раз  гостила  моя  мама,  помогала, - только  родился  Андрей.

   Мама  очень  полюбила  птицу,  та  смело  шла  к  ней  в  руки.   Но  однажды,  уже   летом,   когда  куропатка  вышла  на  балкон,  внезапно  поднялась  пыльная  буря.   Среди  ясного  дня  вдруг  мгновенно  наступила  ночь.  Мама  была  одна  дома   с  маленьким   Андрюшей,  быстро  закрыла  балконную  дверь,  забыв   про  куропатку.   Вспомнили  о  ней  уже  вечером,  когда   не  услышали   привычного:  спать  пора! Долго  искали  в  траве  под  балконом,  но  тщетно,  скорее  всего,  ею  полакомился  какой-нибудь  кот...

   Потом  была  кошка,  и  даже  были  котята...

   Жила  у  нас  и  черепаха,  и  даже  зимовал  ежик.
          
    Сережа,  уже  с  первого  класса,  мечтал  о  собаке.  Совершенно  не  боялся  их.  Помню,  я  была  в  декретном  отпуске,  (ждали  Андрея),  зима  была  очень  холодная,  морозы  стояли  за  сорок.   Сережу  в  садик  и  из   садика   возила  на  саночках,  укутав  поверх   шубы  и  валеночек  одеялом  и  пуховым  платком.  Ему  было  почти  четыре  года.   И   вот   однажды,  придя  за  ним  вечером  в  садик, одев  его  в  шубу, валенки  и  шапку,  заговорилась  с  воспитательницей,   затем   проискала   санки   и...   потеряла  сына.   Обошла  весь  садик  внутри  и  снаружи.   С   санками,   платком   и  одеялом  в  руках,  в  темноте,  бегала  по  скверу  возле  садика,  (а  мороз-то  был -  минус  сорок  два!)  до  хрипоты  звала  ребенка...  Подумала:   может   он  сам  пошел  домой,  дорога-то  прямая,  метров  триста...
               
   Помчалась  к  дому.  Хорошо,  что  в  подъезде  свет  уже  кто-то  зажег!

   Поднимаюсь  по  лестнице  на  второй  этаж  и  слышу:
               
-  Шобачка...  шобачка...  жамелжла... -  Сережин  голос.
               
   У  нашей   двери   стоит  мой  ребенок  и  гладит  огромного  пса,  овчарку...   Он  не  дождался   меня,  вышел  на  улицу  и  встретил    собаку. И привел ее к  нам  в  подъезд.
               
 - Она  замерзла,  я  привел  ее  погреться, - обьяснял  он.  (В  тот  же  вечер  нашлись  хозяева  собаки).               
   
    И  когда  Сережа  уже  учился  в  пятом  классе, а  Андрей  пошел  в  первый,  Виктор  привез  домой  трехмесячного  щенка, самочку  боксера, по кличке  Анжела.

   Трехмесячный  боксер - это  уже довольно  большая  собака!   А  мы  в  первый  же  вечер  ушли  с  Виктором  в  театр. Возвращаясь,  уже  на  лестнице  услыхали собачий  лай  и  визги  детей  из  нашей  квартиры  (в   половине   двенадцатого  ночи!), и  застали  картину:  Андрюша   в  ватных стеганых  (охотничьих)  штанах  Виктора  сидит   на   столе  посреди  комнаты,  а   Сергей  с  Анжелой   носятся  вокруг  стола и  собака  пытается  зубами  ухватить эти  штаны!
 
  Какая  это  была  собака!  Чудо!  Понимала  все,  как  человек,  стала  родным  существом  в  нашей  семье.  Больше  всех  любила  Сережу.  К  Андрею  относилась  снисходительно,-  любила,  как  младшего.  Меня  каждый  день  ждала  на  балконе  с  работы.   Балкон  все  лето  не  закрывался.   Машины  у  нас  еще  не  было,  Виктор  ездил  на  служебной  или  подвозили  приятели,  но  она  чуяла,  когда  приезжал  он.  Под  окнами   к   дому  подъезжало  множество  машин,  но  Анжела  точно  определяла,  когда  приезжал  именно  Виктор.
               
    Прожила  у  нас  она  почти  тринадцать  лет...

     *****               

   ...Собаки. О  собаках...  А  сама?  Как  же, на самом  деле, я  жила  все  эти  годы?...  Чем  жила?  Да,  дети,  да,  работа,  дом!  А  сердце, а  любовь?  Ведь  не  в  спячке  же  я  была!...


     *****               
     Ушли  годы.  Выросли  дети.  Уже  выросли  и  внуки!  Я, как старая,  мудрая  черепаха, перебираю  в  памяти  и  хорошее,  и  не очень...  И  многое  из  того,  что  огорчало  и  угнетало  в  те  далекие  годы,  теперь вызывает только  улыбку  и  легкую  грусть...
     *****               

     Опять  здесь  (в  Израиле)  весна.   Хотя  она  мало   чем  отличается  от  лета  или  зимы, -  только  чуть  ярче  зелень, больше  цветов  и нет  изнуряющей  и  отупляющей  жары.               
               
     Завтра  восьмое  марта,  день  женщин,  как  сейчас  говорят,-  праздник  по  половому  признаку.  Пусть...  Но  это единственный  день в году, когда  женщина,  озабоченная  повседневными  хлопотами  на  работе  и  дома,  все  же  вспоминает,  что  она – женщина!  И что  бы  там  ни  говорили  о  роли  мужчины  в ее  жизни, -   (да,  она  велика  и  ее  ничем  не  заменишь!)-  но  женщина,  это -  сама  жизнь!
               
     Я  уверена,  каждая  женщина  ждет  этого  дня  с  надеждой,  что  ее  еще  помнят,  что   она  еще  любима  и  желанна...   
               
     Для  меня  этот праздник всегда  был  овеян  грустью. Да, были поздравления,    и  подарки,  и  цветы,  но с каждым  годом все ощутимее становилось  одиночество.  Нет,  не  просто  человеческое  одиночество,  а  именно – одиночество  женское...

    Я  сама  по  себе  человек самодостаточный, всегда  занята, и  чаще - любимым  делом,  поэтому  не  страдаю  от  одиночества,  как  такового, люблю  быть  одна,  когда   никто  и  ничто  не  мешает  ни  моим  делам,  ни  моим  мыслям.   Но  в  этот  день  хочется  женского счастья,  а  его  было  в  моей  жизни  не  так  уж  много...
               
    Как обычно, накануне праздника на работу шла нарядная, в хорошем  настроении,  в  ожидании  приятных  сюрпризов, - ведь   там   мужчины  готовили  поздравления,  подарки,  цветы.   И  все  было  всегда  очень  мило,  весело.   А  потом   шла  домой,  по  пути   забирала  мальчиков  из  детского  сада,  готовила  ужин  и...  ждала  Виктора. Если  было  не  очень  морозно,  одевала  детей  и  шла  с  ними, - как  сама  себя  уговаривала,- гулять,  а  на  самом  деле  кругами  водила  их  возле   автобусной  остановки,  всматриваясь  в  освещенные   окна  автобусов  и  во  все  редеющую  толпу  выходящих  из  них, -  в  надежде  увидеть  мужа...

   Так  и  не   дождавшись, уводила  ребят  домой,  кормила,  укладывала   спать  и  занимала  привычное  место  у  окна  на  кухне,- словно  часовой  на   посту.
          
    Он  появлялся  далеко  за полночь,  конечно,  с  цветами  и  подарками,  едва  держась   на   ногах,  с  пьяной   любовью,   и  с  такой  же  пьяной  нежностью,  которая  при  малейшем  моем  сопротивлении  переходила  в  агрессию...
 
   А  я непроизвольно  зажималась от  страха  и отвращения  под  грубыми  ласками  его  немытых  рук,  задыхалась  от  запаха  перегара  и  думала только об  одном:  скорей  бы  уснул!
               
   О  каком  празднике  и  о  какой  любви  я  могла  думать  в  эти    минуты!               

    *****               

               

   В  то  лето, 85-го,  пока  Сергей  был  еще  дома,  вернувшись  со  сборов, я  съездила  в  командировку  в  Москву, и оттуда  в  выходные  дни  отправилась  к  маме  в  Новомиргород.
               
   Как  всегда,  встречали  мама  и  Лев,  и, как  всегда,  вначале  зашли  домой  к  нему,  где   за  накрытым   столом   уже  ждала  Галина, - а  затем  с  мамой  уехали  к  ней,  в  Златополь.
               
   Пришла  баба  Лена,  свекровь,  Аня,  мамина  соседка. Аня, с  порога,  увидев  меня,  словно пропела:
               
  -  Ой,  Света!  Здрастуй!  Та  ты  й  нэ  стариеш!  Все  така  ж  молода!
               
   Сели  за  стол. И  тут  меня “повело”: голова  вдруг разболелась  до  тошноты. Чувствую,  сейчас  упаду.  Ушла  в  спальню,  баба  Лена  за  мной:
               
  -  Светка!  Шо  такэ?  Тоби  погано? – и  шепотом: -  Цэ  Аня  тебе  сглазила…  Лягай,  лягай  на  кровать,  я  зараз!
               
   Порылась   у   мамы   в  шкафу,  вытащила   старую,  красного   цвета,  рубаху  Виктора:
               
 -  Закрый  очи!- велела  так  же  шепотом. – Я  зараз!
               
   Набросила  мне  на  лицо  рубаху,  слышу:  сбрызнула  на  нее  изо  рта  водой  и  что-то  быстро-быстро  зашептала. Я  не  расслышала, что, - мгновенно  уснула,  словно  провалилась  куда-то…
               
   Проснулась  уже  к  вечеру,  проспала  почти  пять  часов! Ничего  не  болело,  чувствовала  себя  прекрасно.  Вот  так  баба  Лена!
               
   Я  всегда  приходила  к  ней,  когда  приезжала  в  Златополь, и  всегда  она,  как  и  мама, старалась  нагрузить  меня  банками  с вареньем,  жареной  курицей,  пирогами.  А  пироги  у  бабы  Лены  были  знатные,  особенно  с  вишнями,  она  знала,  что  я  их  люблю   и  всегда  стряпала  к  моему  приходу.  Конечно,  я  не  могла  и  не  брала  все  то,  что  мне  предлагалось,  и  она,  стоя  передо  мной  на  широко  расставленных  ногах,  сложив  руки  на  животе, полуудивленно,  полунасмешливо  глядя  на  меня,  говорила:
               
 -  Та  гляньте  вы  на  неи:  ничого  нэ  хоче  браты!  От  дурна! Та  я  тильки 
моргну  другий  (имелась  в виду  другая  невестка,  Валя,  жена  Толика),  вона  машиною  приидэ,  та  все  выгребэ  из  погребу!  А  ця!  Нэ  хочэ!
               
   Я  никогда  не  жаловалась  ей  на  Виктора,  никогда не  рассказывала,  что  происходит  в  нашей  семье.  Что  она  могла  исправить?  Ничего! Это  уже  были  мои  проблемы,  и  перекладывать  их  на  других, плакаться, - не  имело  смысла.  Как  говорится:  бачили  очи,  що  купувалы, то  ижтэ,  хоч  повилазыть!  (видели  глаза,  что  покупали, - так  ешьте,  хоть  вам  повылезать)…
               
   И   потом,  когда  случилось  несчастье,  я  не  сказала  ей  (и  мои  родные  тоже),  как  все  было  на  самом  деле. Сказала: сердечный  приступ,  не  сумели  спасти…

    А  она  была  еще  и  ворожеей!
               
   Помню, приходила  к  ней  по  зиме, она  вела  меня  в чистую пустую  спальню,  холодную,  как погреб (сама  спала  зимой  в  кухне,  возле  печки), -  подводила  к  большому,  покрытому  белой  полотняной  скатертью, круглому столу посередине.  Чего  там  только  не  было,  на  этом  столе!   В  большом  эмалированном  тазу  лежали  пластами  розовое  сало,  копченая  грудинка,  кольца  домашней  колбасы,  рядом – свежие   яблоки,   чернослив,  изюм,  вязанки   лука  и  чеснока,   яйца,  шоколадные  конфеты  и  многое  другое…

   Лукаво  смеясь,  она  кивком  головы  указывала  на  это  богатство:
   
-  Бачишь,  яки  бабы  дурни!  Вона  йдэ  до  мене,  несэ  сало та  просыть,  щоб  я  вернула  ей  чоловика (мужа). Та  якбы  я  могла,  то  я  б  соби  сперва  его  вернула!…
               
    Когда  после  случившегося  я  приехала в  Златополь,(у  мамы  был  инсульт),  и  пришла,  как  всегда  к  бабе  Лене,  (я  звала  ее,   как  велел  обычай, - мамой),  мы  вместе  плакали,  вспоминали Виктора, ( я  и   теперь   не   сказала  правду),  она  проговорила:
               
  -  А  як  вин  любыв  тебе, Светка… Ось  тут  сидив, колы  був  последний  раз,         и  плакав:  мамо,  як  же  я  люблю  ии…
               
    Что  я  могла  ответить?  Что  пыталась  спасти  его,  и  не  смогла?  Что не       хватило  у  меня  сил  и  терпения?  Поздно  было  говорить   что-либо…
    
    *****               

   А  в  следующем  году,  в декабре, я побывала  у Андрея, в  воинской  части...  Но  прежде  пережила  пожар...               
   
    *****