Православный монастырь под покровительством пророк

Леонид Бударин
Православный монастырь под покровительством пророка Мухаммеда

Египет – это три пустыни, из которых две – Западная (считая от Нила) и Восточная находятся в Африке, а третья, представляющая из себя Синайский полуостров, - в Азии. По Синаю, согласно Библии, в XIII веке до н.э. Моисей 40 лет выводил евреев из египетского плена в Землю Обетованную. Именно здесь из горящего, но несгораемого куста терновника – неопалимой купины – Бог впервые заговорил с Моисеем и на соседней горе Синай вручил ему «две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход, 31-18). Скрижали – каменные доски – ищут до сих пор. Распространено мнение, что они таятся где-то в Эфиопии.

Через иллюминатор самолёта Синайский полуостров предстаёт лишённым жизни жёлто-бурым пространством, на юге вздыбленном такого же цвета гранитными горами. Из окна автобуса ощущение безжизненности только усиливается: здесь даже реки, изрезавшие горы, – каменные: вода покинула их русла десятки и сотни тысяч лет назад.

В эти дикие места, избранные Богом для явления человечеству, потянулись, спасаясь от гонений римских императоров, первые христиане. Уже в III веке по Рождеству Христову у подножия горы Синай (гора Хориву по Ветхому Завету), которую арабы называют горой Моисея, подле Неопалимой купины образовалось небольшое поселение монахов, к чему располагало то обстоятельство, что здесь на высоте более 1500 м над уровнем моря поныне существует источник, из которого Моисей поил своих овец и к которому пришла за водой его будущая жена Сепфора. 

Между тем в Риме на смену императору-язычнику Максимиану (240-310), предавшему мученической смерти Святую Екатерину за отказ отречься от христианства, пришёл Константин Великий (285-337), провозгласивший в 306 году свободу христианского вероисповедания, а незадолго до смерти и сам принявший крещение. К его матери царице Елене синайские монахи обратились за помощью, и в 330 году по её приказанию возле Неопалимой купины была построена небольшая часовня во имя Богоматери и башня для укрытия монахов при набегах кочевников. Кочевники-бедуины обитают на Синае до сих пор, пасут, как Моисей, овец и коз, но «набеги» совершают на иностранных туристов, назойливо предлагая покатать их на верблюдах или приобрести нехитрые поделки из камня. А босоногие и донельзя нахальные дети их осаждают туристические автобусы, клянча что ни попало. Впрочем, столь же бесцеремонны в Египте и оседлые городские дети.

В VI веке византийский император Юстиниан (527-565), наряду с Константином и Еленой причисленный к лику святых, обнёс пространство вокруг Неопалимой купины стеной из каменных блоков и воздвиг величественный храм, поглотивший часовню Святой Елены. Так возник среди безжизненных гор и пустынь и благополучно существует в мусульманском окружении уже пятнадцатое столетие самый древний на планете православный монастырь. Его сложенные из гранитных блоков стены высотой местами до 20 метров и толщиной от двух до трёх метров ни разу не подверглись осаде, а монастырь – разграблению. Оттого в нём сохранились вторая по богатству после Ватикана библиотека древних манускриптов, коллекция икон, двенадцать из которых были написаны восковыми красками ещё в VI веке. Входные, из ливанского кедра, резные двери церкви исправно служат со времён основания монастыря. «Вот врата Господа; праведные войдут в них», - гласит надпись над ними на греческом языке. И монахи в монастыре – всё греки. Как и полтора тысячелетия назад, один из них ударом колотушки о деревянную доску извещает братию о начале молебнов.
 Немногочисленные на фоне туристов монахи здесь живут и здесь умирают. Их хоронят на небольшом кладбище неподалёку, а по прошествии некоторого времени изымают из выдолбленных в граните могил кости и помещают в склеп, доступный обозрению. Многие сотни черепов, сложенных один на другой в нишах, смотрят на посетителей пустыми глазницами, как бы напоминая о бренности тела и бессмертии духа.
 
Не знаю, поименованы ли эти вместилища разума. Но скелет, одетый в чёрные монашеские одежды с белым крестом на головном уборе, принадлежал жившему в VI веке отшельнику. Иоанн Лествичник, автор трактата «Лествица, возводящая к небесам», писал о нём веком позже: «Монах по имени Стефанос жил на священной горе Синайской возле пещеры пророка Илии. Много лет страдал Стефанос во имя монашества, это был человек со многими добродетелями».
Полагают, что странный обычай извлекать кости из могил вызван трудностями выдалбливания новых в граните. Могилы здесь, говоря современным языком, многоразового использования.

Храм и сам монастырь были поставлены Святым Юстинианом, как и ранее воздвигнутая Святой Еленой часовня, в честь Богоматери. Но монастырь не случайно позднее получил имя Святой Екатерины. После казни её тело исчезло. А около трёх веков спустя монахам монастыря явилось видение, будто мощи Екатерины покоятся на самой высокой в Египте горе (2642 м). Монахи на неё поднялись и нашли нетленными главу и левую руку мученицы. Над ними воздвигли часовню. В начале XI века часть мощей была вывезена во французский город Руан, а в 1096 году мощи Екатерины спустили с горы и поместили в раку, которая хранится в церкви монастыря. Ныне её десница, украшенная браслетом и кольцами, покоится в серебряной резной раке, изготовленной по заказу русского царя Алексея Михайловича, а его сыном Петром Первым переправленной на Синай.

«Русский след» можно обнаружить в монастыре повсеместно. Начиная с 1368 года он был взят под опёку сначала великих князей, а затем царей и императоров российских. Михаил, первый царь династии Романовых, подарил ему золотую митру. Девять колоколов на колокольне – тоже дар русских самодержцев.

Но вряд ли бы устоял этот островок православия среди бушующего вокруг мусульманского моря, если бы в 623 году Господь не сподобил монахов монастыря Святой Екатерины направить делегацию в Медину к основателю ислама - новой, набирающей силу религии – пророку Мухаммеду. Существует предание, что мусульманский пророк однажды под видом купца посетил монастырь. И пришедшим к нему на поклон монахам он выдал охранную грамоту, одна из копий которой выставлена в монастырской галерее икон. 

«Во имя Аллаха всемилостивого, всемилосердного! Писал писание сие Мухаммед, сын абд-Аллахов, в радость и увещевание всем людям. Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание в завет. И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нём, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка или простой правоверный».
 Такой грозный пассаж предваряет уведомление единоверцам, что Мухаммед объявляет себя защитником христиан в своих землях, потому что они есть «принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульман».

Когда через без малого двадцать лет, в 641 году, арабская конница завоевала Египет, на размеренной жизни монастыря это никак не сказалось. А чтобы обезопасить себя от посягательств иноверцев и в дальнейшем, монахи монастыря Святой Екатерины решились на беспрецедентный шаг: внутри православной обители они воздвигли мечеть для бедуинов, ещё Святым Юстинианом приставленных к монастырю в качестве прислуги и охраны. И теперь они живут за монастырём, гордо называя себя греками, и катают на верблюдах туристов.

Неопалимая купина растёт в монастыре поныне. Это буйный куст, над корнями которого, простирающимися на десять метров, расположен алтарь часовни Неопалимой купины. Неоднократно предпринимавшиеся попытки высадить отросток этого святого растения в других местах Синая успехом не увенчались. Он прижился лишь в Русском Горненском монастыре в Иерусалиме. Почему так – Бог весть.