Глава 10-я. 3-я партия матча на первенство Мира

Александр Зубков 2
   Глава 10-я. 3-я партия матча по шахматам на первенство Мира.

     Осмелюсь предположить, что в наши дни немногие уже знают, кем были Михаил Ботвинник и Михаил Таль. Поэтому, позволю себе дать небольшую информацию об этих шахматистах.

     Михаил Моисеевич Ботвинник родился 17.08.1911 в дачном поселке Куоккала (под Петербургом). В возрасте 12 лет он познакомился с шахматами и вскоре принял участие в школьном турнире. Увлекшись шахматами, он начал заниматься по книгам. Во время гастролей экс-чемпиона Мира, Эммануила Ласкера в Ленинграде, Михаил записывает его сыгранные партии со своими комментариями. Его мастерство быстро растёт. Весной следующего года он становится  победителем на чемпионате школы. В 1925 году уже побеждает на трех турнирах первой категории.

     Во время 1-го международного Московского турнира в Ленинград приезжает чемпион мира Х. Р. Капабланка и дает сеанс одновременной игры на 30 досках. Сеанс заканчивается победой чемпиона со счетом 22 : 8. Одно из поражений наносит ему Михаил Ботвинник. Дебют Михаила на международной арене произошел в матче Ленинград — Стокгольм, где Михаил победил на шестой доске будущего гроссмейстера Г. Штольца. Его победы в чемпионатах Ленинграда (1931—1932), турнирах ленинградских мастеров (1930, 1932—1933), чемпионатах СССР (1931, 1933) выдвинули Ботвинника в число сильнейших шахматистов страны. Встречи с ведущими зарубежными шахматистами подтвердили высокий класс его игры. На турнире в Ноттингеме  в 1936г., Ботвинник опередил А. Алехина, Эйве, Ласкера,  разделив 1-2 места с Капабланкой. С 1930-х годов. Ботвинник становится  лидером советских шахматистов.

     В годы Великой Отечественной войны он успешно работает инженером -электриком в Перми. Успешные выступления в международных турнирах и чемпионатах страны (1943—1945) показали, что Ботвинник готов оспаривать титул чемпиона мира. Он становится основным претендентом на матч с Чемпионом Мира Александром Алёхиным, но неожиданная смерть Алёхина срывает запланированный матч.

     На матч-турнире на первенство Мира в 1948 году. В Гааге и в Москве, Ботвинник одерживает убедительную победу, опередив второго призёра на 3 очка, и становится Чемпионом Мира.

     В 1951 году Ботвинник сыграл вничью матч на первенство мира с Давидом Бронштейном, сохранив звание чемпиона. Матч на первенство мира с Василием Смысловым в 1954 г. также закончился вничью. В 1957 г. повторный матч на мировое первенство закончился победой Смыслова, но спустя год Ботвинник взял реванш.

     Михаил Таль родился в Риге  9 ноября 1936 года. Он   научился читать в три года и обладал способностями к математике (уже в пять лет перемножал в уме трёхзначные числа). В 1941 году семья Таля была эвакуирована в село Юрла (Коми-Пермяцкий округ Пермского края). В Юрле они прожили до 1945 года.

     Когда Мише было семь лет, отец научил его играть в шахматы. Таль учился в Рижской средней школе № 22 и одновременно посещал шахматный кружок рижского Дворца пионеров. Там его тренером был кандидат в мастера Янис Крузкопс. Мастерство юного шахматиста быстро росло. 
В  13 лет Таль становится участником юношеской сборной команды Латвийской ССР, а  в 17 - чемпионом республики. На командном чемпионате СССР 1953 года он  делит 1-2-е место на 2-й доске и получает право на матч за звание мастера спорта СССР, который выиграл  в 1954 году у многократного чемпиона Белоруссии  Владимира Сайгина.
 
     В 1955г. он занял 1-е место в полуфинале 23-го чемпионата СССР и дебютировал  в 1956-м  во всесоюзном первенстве, разделив 5-7-е место.

     Осенью 1956 года Таль разделил 5-6 места в полуфинале всесоюзного первенства.  В следующем году снова принял участие в финальном турнире 24-го чемпионата СССР. Уже на старте Таль одержал несколько побед.  В том числе над участником матча на первенство мира Д. Бронштейном. В середине турнира он проиграл две партии и немного отстал, но на финише в личной партии победил одного из лидеров  Пауля Кереса и возглавил таблицу вместе с Бронштейном и Толушем. В последнем туре Таль и Толуш играли между собой.  Таль выиграл, проведя эффектную атаку. Поскольку Бронштейн сыграл последнюю партию вничью, Таль стал чемпионом страны. За этот успех ему было присвоено звание гроссмейстера.

      Игру Таля отличали агрессивный стиль и готовность идти на риск, что привлекало к его игре многих болельщиков.

      В последующих турнирах Таль добивается ярких побед. И наконец,  на межзональном турнире в Портороже  Таль занял первое место с 13; очками из 20. В том же турнире шестое место занял пятнадцатилетний Роберт Фишер, завоевавший право участия в турнире претендентов. 

      В турнире претендентов, проходившем в Бледе, Загребе и Белграде  в 1959 году, Таль одержал победу, набрав 20 очков из 28. Он  выиграл микроматчи  у Смыслова,  Глигорича,  Фишера,  Олафссона  и  Бенко.  Сыграв вничью с Петросяном и проиграв микроматч только Паулю Кересу, Таль завоевал право на матч с чемпионом мира Михаилом Ботвинником.

      Матч на первенство Мира по шахматам начался 15 марта 1960 года в Москве в театре им. А.С. Пушкина.

     Итак, сегодня суббота, 19 марта.  По графику должна состояться  третья партия матча между М.Ботвинником и М. Талем,  Результат первых двух партий матча  уже известен.  Первую партию Таль выиграл на 32-м ходу, а вторая, после упорной борьбы, закончилась ничьей на 44-м. Я ни секунды не сомневался в том, что сумею сегодня попасть на матч.

     Выхожу из метро и оказываюсь в пешеходном переходе. Как только двери станции метро за мной закрылись, на меня понеслась толпа людей. Подбежав ко мне и взяв в кольцо, истерическими голосами стали спрашивать:

     - Товарищ военный продайте билетик! У вас нет лишнего билетика? Ну, хотя бы один билетик!!!

     Особо бойкие стали дергать меня за рукав шинели, повторяя настойчиво просьбу о лишнем билетике.  Поняв, что сейчас меня здесь разденут, я громко закричал:

     - У кого есть лишний билет? Мне нужен только один билет!

     После этих слов, толпа мгновенно от меня отвалила, и бросилась к выходу из метро. Там появились новые жертвы, мужчина с женщиной.

     Получив возможность передвигаться,  вышел из подземного перехода.
Вся площадь до театра А.С. Пушкина была заполнена людьми, которые истерично задавали вопросы о лишнем билетике. С трудом удаётся  протиснуться  через толпу к дверям театра. Захожу в вестибюль. Там тоже полно людей. Ко мне бросается несколько человек с уже знакомым вопросом о лишнем билетике.  Осматриваюсь, изучая обстановку. Пробираюсь к кассе. Читаю объявление: «На ближайшие шесть партий билетов нет».  Это означает, что билетов нет до конца марта. Ведь каждую неделю играют только три партии (в понедельник, среду и пятницу).

     Пока читал эту информацию, боковым зрением слева от себя увидел какое-то движение. Повернулся и вижу, мужчина продаёт два билета. Но их уже держит в руках другой счастливчик, передающий за билеты деньги. В голове мелькнуло:  «Раззява,  прозевал билеты!» 

     Наблюдаю дальше. Вижу, как  солидно одетый мужчина постучал в окно администратора. Окно открылось. Мужчина  передал какой-то документ и что-то сказал. Окно тут же закрылось.  Через пару минут окно открылось вновь,  и мужчине передали его документ с билетами.

     Посмотрел на часы.  Они показывали 14 часов с минутами. Партия начиналась в 16-00. Мною стало овладевать беспокойство. Самочувствие было таким, словно мне предстоял самый важный в жизни экзамен. Концентрация была полная.

     Неожиданно открылась дверь, и в её проёме показался  невысокий, седой интелегентный мужчина, который произнёс:

     - Товарищи, не стойте, билетов на сегодня нет, и уже не будет.

     - Кто это? – спросил  я  у стоявшего рядом мужчины.

     - Администратор, Семён Маркович, - был его ответ.

     Администратора окружили несколько человек,  каждый просил билетик. Я тоже подошёл к нему вплотную и стал ждать, когда он освободится. Стоял молча и прожигал его взглядом. Очевидно, в моём взгляде было что-то такое, что заставило его повернуться  ко мне и спросить:

     - Лейтенант, что у вас?
Достав своё отпускное предписание и билет в Киев, произнёс:

     - Сёмён Маркович, я шахматист – любитель. Служу на юге Туркмении. Завтра уезжаю в Киев. Помогите попасть на матч.

     Возвращая мне документы, он тихо произнёс:

     - Десять рублей у вас есть?
Достав банкноту, молча, её передал.

     - Без пятнадцати четыре подойдёте к двери ,- тихо произнёс мой благодетель и исчез за дверью.

     Времени ещё было около часа. Я вышел на улицу. После душного фойе театра, свежий морозный воздух пьянил. В 15-40 мною был занят пост у «волшебной» двери, ведущей в зал. Рядом стояли ещё люди.

     Ровно в 15-45 дверь открылась. В проёме появился Семён Маркович. В руках он держал билеты, которые передал двум мужчинам, стоявшим со мною рядом. Чуть посторонившись, администратор пропустил этих мужчин. Затем, не глядя в мою сторону, тихо сказал:

     - Лейтенант, идёмте за мной, - и приоткрыл дверь.

     Прошёл за ним в партер, где мне было предложено сесть на одно из свободных мест в пятом ряду.

     Оглядевшись,  увидел:  справа, рядом сидел мужчина средних лет. Слева, два места были свободными. На сцене стоял столик с шахматами и часами. В глубине сцены, слева висела демонстрационная доска с фигурами в начальной позиции.

      Через пару минут администратор привёл и посадил рядом со мной полного лысоватого человека. Сразу же появились фотографы, начавшие фотографировать моего нового соседа со всех сторон и сцену. Защёлкали затворы фотоаппаратов, вспыхивали блицы.

      И вот,  на сцене появились гроссмейстеры. Они пожали друг другу руки и сели за столик. Один из судей подошёл к краю сцены, попросил соблюдать тишину. Затем, включил шахматные часы и… третья партия началась.

      Каждый ход гроссмейстеров сопровождался перешёптыванием зрителей. Я же совершенно не мог сосредоточиться и вникнуть в позицию. Мне было интересно всё, что происходило на сцене, в зале.

      Михаил Ботвинник неспеша, помешивал ложечкой чай в стакане, который наливал из своего термоса. Делая маленькие глоточки, он не отрывал глаз от шахматной доски, иногда поправляя очки.

      Совсем иначе вёл себя Михаил Таль. Он обхватывал голову руками, хищно склоняясь над доской и сверля её взглядом, будто хотел  сжечь фигуры соперника. Сделав ход, он вскакивал и коршуном кружил по сцене, сцепив пальцы рук на животе.

     В зале тоже происходили интересные события. Зрители разбились на небольшие группы и шёпотом обсуждали шансы противников. У многих в руках были карманные шахматы. Мой сосед слева тоже установил позицию на таких шахматах, переставляя фигуры и анализируя возможные варианты.
Найдя удобный момент, я наклонился к соседу справа и тихо спросил:

     - Кто этот человек слева?

     Он мне шёпотом ответил:

     - Вы что, молодой человек! Это же Давид Ойстрах.

     Показывая свою провинциальную осведомлённость, я тихо произнёс:

     -Аааа, это знаменитый скрипач?

     - Ну конечно, - подтвердил сосед.

     В этой партии Ботвинник наступал, и позиция Таля внушала опасения. Но проведя тактический удар, претенденту удалось уравнять позицию, и партия закончилась вничью на 37 ходу.

     Побывав на этой партии матча, я получил массу впечатлений, сохранившихся в памяти на всю жизнь.

     В 22 часа с минутами был уже в гостинице.  Николай Иванович меня ждал. Мы  заказали ужин в ресторане гостиницы в номер. Я подробно рассказал ему о событиях прошедшего дня. Мне показалось, что слушал он меня с интересом.

     В понедельник утром, 21 марта,  я был уже в Киеве.

                Александр Зубков.
     Продолжение следует.