Его любимый цветок - красная роза

Магда Кешишева
   Великий Саят - Нова - поэт, живший в 18 веке. Благодарное человечество хранит в памяти сотни имён. Но Саят - Нова выделяется неповторимыми особенностями своего поэтического дара.

   Ещё юношей он пристрастился к поэзии и музыке. Саят - Нова рано начал слагать стихи, которые сам клал на музыку и сам исполнял.

   Своим дарованием юноша привлёк внимание грузинского царя Ираклия Второго, который приблизил юношу к себе, сделав придворным поэтом - ашугом. Но жизнь при дворе не по душе была свободолюбивому поэту. Он навлёк на себя гнев царя и вынужден был покинуть двор и - в качестве наказания - принять сан священника, а позже, после смерти жены, постричься в монахи.

   Почти 30 лет прожил Саят - Нова в глухом монастырском уединении а Ахпате, но не переставал творить.

   Уникальность поэта состоит в том, что он одинаково успешно писал на нескольких языках - армянском, грузинском, турецком и персидском. Это не только редкий случай, но и единственный. Подобного примера нет ни в кавказской поэзии, ни в мировой литературе.

   Певец любви и справедливости был зверски убит персами в 1795 году на паперти церкви  Сурб Геворг(Святой Геворг) в Тбилиси.

   Народ помнил поэта, но его несравненной поэзии, которая сохранялась лишь в устной  передаче, грозило постепенное исчезновение. И так продолжалось до середины 19 века.

   Поэт Яков Полонский впервые заговорил в печати о творениях Саят - Нова. Он сумел отыскать тетрадь со стихами поэта и в 1852 года в Москве был издан сборник песен певца Кавказа. Но это были только армянские песни.

   К началу 20 века сборник уже стал библиографической редкостью. А поскольку великие произведения при отсутствии печатных изданий  становились фольклором, само имя поэта в сознании новых поколений тускнело. Казалось, зарастёт народная тропа к могиле человека, достойного находиться в пантеоне мировых поэтов.

   И как раз в это время выступает на сцену Геворг Башинджагян - "самый крупный художник на Кавказе до Октябрьской революции", как говорил о нём великий Сарьян.

   Он почитал Саят - Нова, знал наизусть многие его стихи. Светлая поэзия и трагическая судьба поэта волновали его, и он не мог допустить, чтобы такой талант был предан забвению. Через газету Башинджагян обратился к армянскому народу:
  - Давайте, воздвигнем памятник на его могиле, хотя бы обыкновенный надгробный камень поставим! Пусть камень этот будет простым и дешёвым, лишь бы он был поставлен на народные копейки.

   Молодые ашуги, слепые калеки, закутанные в лохмотья, те, кто в зимнюю стужу бродят по улицам, чтобы своими песнями заработать на кусок хлеба, несли последние копейки, несли от чистого сердца, чтобы собрались деньги на памятник.
   Кто, где и когда приносил столь великую жертву?

   Памятник по эскизам Башинджагяна изготовили в мастерской известных в Тифлисе итальянских скульпторов Вилла и Рицци. Изготовили его а армянском стиле, из первосортного, хорошо обработанного мрамора.

   15 мая 1914 года в ограде церкви Сурб Геворг в Тбилиси, через 119 лет после гибели поэта состоялось торжественное открытие памятника.

   Многочисленные жители города, молодёжь и представители различных организаций, с 11-ти утра двинулись к месту погребения поэта. Окна и балконы домов, мимо которых плыл людской поток, были полны зрителей. По дороге к шествию присоединялись всё новые людские массы, толпы  почитателей Саят - Нова, тифлисцы всех национальностей.

   Звучала чарующая музыка песен поэта. Это поэты - ашуги - сазандары пели песни, а народ их подхватывал.
   В 12 часов процессия приблизилась к церкви. У многих на груди - алая роза, любимый цветок Саят - Нова.

   Надгробный памятник, представший взорам присутствующих, - беломраморное сооружение в форме армянских хачкаров. Надгробие имеет вид богато отделанной стэлы, на композиционной оси которой помещён арочный проём, наглухо заделанный чёрным лабрадором. На нём золотыми буквами нанесён знаменитый стих великого поэта:-  Не всем мой ключ гремучий пить: особый смысл у слов моих!
         Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!
         Не верь - меня легко свалить: гранитна твердь основ моих!

   С тех пор стало традицией ежегодно, во второе воскресенье мая, собираться у памятника Саят - Нова с букетом красных роз.