Встречи с боевым другом отца

Юрий Жданов 2
ВСТРЕЧИ С БОЕВЫМ ДРУГОМ ОТЦА


                Я пишу потому, что видел людей и вещи,
                о которых мне хочется рассказать. Я даже                думаю, что обязан об этом рассказать.
                Эрскин Колдуэлл.

                Никто не забыт, ничто не забыто…

Не первый раз я, Юрий Алексеевич Жданов, беру в руки один из семейных альбомов, в котором находятся фотографии, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и погружаюсь в то время… 

Я давно задумал рассказать о своем отце- летчике-разведчике сначала 82-й Отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи (82-я ОМРАЭ), а с 1943 года- 30-го Отдельного морского разведывательного Севастопольского Краснознаменного авиационного полка (30-й ОМРСКАП) ВВС Черноморского Флота Алексее Петровиче Жданове (21.02.1914-10.09.1945) и о его боевых друзьях.

Желание рассказать о боевом пути отца и его однополчан, а также о некоторых своих воспоминаниях, относящихся к периоду военного времени, частично уже осуществилось-  ранее уже опубликованы рассказы:

1. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана…                Газета «Радость»,  № 5- 6, 2010. с. 10- 11.
Этот рассказ об отце и его боевых друзьях написан к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).

2. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана…                Газета «Радость»,  № 5- 6, 2010. с. 10- 11.
на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (www.radost.dop.mskobr.ru) в разделе «Издательская деятельность».

3.   Юрий Жданов. 82-я авиаэскадрилья сражается. 
Альманах «Лауреаты и номинанты «Орбиты». Специальный выпуск альманаха   «Золотые протуберанцы» Литературного объединения «Орбита-1» при ДК МАИ. М., 2010. 482с. Тираж 400 экз. (стр. 108- 114). 

4. Юрий Жданов.  Рассказы: Нога в ботинке. Фашистский самолет-разведчик сбит!  Парашютик- весточка от отца. Крошки хлеба. Джульбарс. Летчики шутят. Опубликованы в альманахе: «SOSТОЯНИЕ». Выпуск литературных объединений «Подмосковные протуберанцы» и «Орбита-1» при ДК МАИ, альманах-2011. В двух томах. Первый том. М. 2011. 326с. Тираж 350 экз. (стр. 198-232).

5. Юрий Жданов. Рассказы: Гильза-светильник. Кукла с детонатором. Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2012. Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы».             Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2012. 548с. Тираж 300 экз. (стр. 53- 92). 

6. Юрий Жданов. Рассказы: ДОТ- Долговременная огневая точка. Кедровые рощи Дмитрия Жданова в Прасковеевке. Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов.
Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2013.                Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы». Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2012. 520с. Тираж 300 экз. (стр. 36- 76).   
                7. Юрий Жданов. 82-я авиаэскадрилья сражается. Евпаторийский альманах,  № 11 Литературного объединения имени Ильи Сельвинского. Изд-во «Крымский Афон». 2013. 388с. стр. 83- 89. Тираж 100 экз.

8.  Юрий Жданов. Рассказы:  Нога в ботинке. Парашютик- весточка от отца. Кукла с детонатором. «Парикмахер» со взрывателем. Хлеб в сиропе. Кожанка отца. Под бомбами в Керченском проливе. Наша землянка-бомбоубежище. Доктор, помогите. «Змеиный» подвесной мост. Хочу быть Андреем. 
Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2014.                Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы». Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2014. 550с. Тираж 300 экз. (стр. 423- 486). 

9. Юрий Жданов. Рассказы:  Рассказы Юрия Жданова о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Рассказы об отце. «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики. 82-я авиаэскадрилья сражается.. От Хаджибейского лимана. Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов. Рассказы о маме. Наша мама- Раиса Моисеевна Жданова. Кедровые рощи Дмитрия Жданова в Прасковеевке. Рассказы Юрия Жданова о родственниках. Мастер виноградарства «Массандры» Александр Жданов. Мой дядя Николай Петрович Жданов. Нога в ботинке. Фашистский самолет-разведчик сбит! Парашютик- весточка от отца.  Крошки хлеба. Джульбарс. Летчики шутят. Гильза-светильник. ДОТ- долговременная огневая точка. «Парикмахер» со взрывателем. Хлеб в сиропе. Кожанка отца. Под бомбами в Керченском проливе. Наша землянка-бомбоубежище. Доктор, помогите. «Змеиный» подвесной мост. Хочу быть Андреем. Евпаторийскому десанту посвящается! …
Размещены на моем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2).

О своем прадедушке Алексее Петровиче Жданове написала рассказ и его правнучка Анастасия Алексеевна Жданова: 

1. Анастасия Жданова. Летчик-разведчик. «Радость»,  № 3- 4, 1995.                2. Анастасия Жданова. Летчик-разведчик. «Детская Роман-газета»,  № 5, 2008.   
                О многих событиях из жизни не только членов семьи отца, но также его родных и родственников я поведал в своих рассказах, размещенных на моем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2). На этом сайте есть «Рассказы об отце». Здесь же размещен и рассказ «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики»- наиболее полные сведения об отце и его боевых друзьях.
                Эстафету памяти очень важно передать следующим поколениям: своим детям, внукам, правнукам… Ведь жизнь всех поколений неразрывно связана, без памяти о предыдущих поколениях жизнь ущербна.

В нашей семье бережно хранятся не только фотографии отца, но и его награды и наградные документы, воинское удостоверение личности, кожанка-реглан…
Однажды мне предложили передать кожанку-реглан отца на временное
хранение в Музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, организованном в ЦТРиМЭО «Радость». Один из стендов этого музея посвящен памяти об Алексее Петровиче Жданове и его боевых друзьях- летчиках 82-й ОМРАЭ и 30-го ОМРСКАП ВВС Черноморского флота. За стеклом стенда помещены сведения о боевом пути 82-й эскадрильи, кожанка-реглан, фотографии Алексея Петровича и его боевых друзей, а также модель самолета- морского ближнего разведчика МБР-2. Этот музей посещают многие гости школы, ветераны Великой Отечественной войны, школьники, жители Северного и других округов столицы…

Так как 30-й Отдельный морской разведывательный Севастопольский Краснознаменный  авиационный полк после освобождения Крыма с мая 1944 года базировался в Евпатории, я подарил Евпаторийскому краеведческому музею экземпляр газеты «Радость», в котором опубликован рассказ «От Хаджибейского лимана». В этом музее есть залы, посвященные истории Великой Отечественной войны.

С первых дней войны семья Алексея Петровича, как и семьи многих других летчиков, находилась рядом с гарнизоном 82-й Отдельной морской разведывательный авиаэскадрильи, сначала около Хаджибейского лимана, расположенного в семи километрах от Одессы, затем в Севастополе, Геленджике и Поти. Из города Поти семью Алексея Петровича эвакуировали под Ташкент, а после освобождения Крыма семья приехала в город Евпаторию.

О многом из жизни отца и его боевых друзей я узнал из рассказов своей мамы- Раисы Моисеевны Ждановой (28.04.1914-27.09.2014), однополчан отца: Михаила Михайловича Данилевского (1917-2002), Ксении Михайловны Королевой-Чебаник (1914-2006), Виктора Евгеньевича Гурина (01.05.1918-18.08.1987) …
О боевом пути эскадрильи я узнал также из рукописи написанных в 1975-1980 годы воспоминаний бывшего начальника штаба и первого заместителя командира 82-й ОМРАЭ подполковника в отставке Николая Ивановича Климовского и бывшего начальника лазарета 82-й ОМРАЭ капитана медицинской службы в отставке, заслуженного врача УССР Ксении Михайловны Королевой-Чебаник. Не только о работе возглавляемой ею медицинской части, но и о боевом пути эскадрильи Ксения Михайловна рассказала в своей книге: К.М. Королева. Верность долгу и людям. 2003. Тираж 200 экз. Отпечатано в ОАО «Евпаторийская городская типография». г. Евпатория.

Очень много сведений о боевом пути 82-й авиаэскадрильи и 30-го разведывательного авиационного полка ВВС Черноморского флота помогли узнать книги и Интернет.

А теперь я решил рассказать об одном из боевых друзей отца- Викторе Евгеньевиче Гурине. Мне хорошо запомнилась встреча с ним, которая произошла в Евпатории в январе 1946 года, через четыре месяца после того, как у меня и моей пятилетней сестренки Ларисы не стало отца. Виктор Евгеньевич навестил тогда семью своего боевого друга. Об этой встрече мне напоминает и сделанный Виктором Евгеньевичем в моей самодельной школьной тетради рисунок и написанный на нем акростих. На рисунке, изображающем моряка в бескозырке с трубкой во рту, Виктор Евгеньевич написал стихотворение (акростих), из первых букв каждой строки которого складывается слово «Юрочке»:

Юность меня обогрела,
Радости много прошло,
Огорчить меня никто не посмеет,
Что в моей жизни сбылось.
Как будет дальше- увижу,
Есть много надежд впереди.

Под стихотворением Виктор Евгеньевич указал дату- 9 января 1946 года, и поставил свою подпись. С тех далеких дней я храню эту тетрадь (о ней на моем сайте есть рассказ «Самодельная тетрадь»)- живое свидетельство непреходящей памяти.

После той встречи прошло много лет. Окончив Евпаторийскую мужскую среднюю школу № 10 (ныне Гимназия имени Ильи Сельвинского) и Московский авиационный институт (МАИ), проработав шесть лет в Опытном конструкторском бюро, которым руководил Сергей Павлович Королев (1906-1966), я перешел на работу в самолетостроительное Опытное конструкторское бюро, которым руководил Артем Иванович Микоян (1905-1970)- в настоящее время это Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ»).
В 1980 году, накануне проходивших в Москве Олимпийских игр, меня направили в командировку на Таганрогский авиационный завод- ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева (ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева). Приехав в город Таганрог и устроившись в гостинице, я явился на завод. В перерывах между выполнением служебного задания я рассказал своим коллегам о том, что мой отец во время войны летал на гидросамолетах МБР-2 (Морской ближний разведчик), изготовленных на этом заводе. Во время этих разговоров я узнал, что на их заводе представителем заказчика работал Виктор Евгеньевич Гурин.
Я сказал коллегам, что это боевой друг моего отца, и попросил их узнать его телефон.
                С внутренним трепетом набрал номер телефона: ведь столько лет мы не виделись!   В телефонной трубке раздался голос:
-Гурин слушает.
-Виктор Евгеньевич, здравствуйте! Это говорит Юрий Жданов, помните такого?
-Юрочка, откуда ты звонишь?- радостно спросил Виктор Евгеньевич.
-Я в вашем городе, приехал в командировку на авиационный завод.
-Где ты остановился?
-В городской гостинице.
-Немедленно забирай оттуда все свои вещи и приезжай ко мне, будешь жить у нас. Записывай адрес. Мы все ждем тебя: жена, дочери и внук.
Окончив рабочий день, я выписался из гостиницы, купил подарки и направился к Виктору Евгеньевичу. После горячих объятий Виктор Евгеньевич познакомил меня со своей женой Альвиной Гавриловной, дочерями Ларисой и Инной и шестилетним внуком Дмитрием, которому я подарил большую электромеханическую модель танка. Весь этот вечер Дмитрий с наслаждением управлял этим танком, пока взрослые делились своими воспоминаниями и рассматривали семейные альбомы…                Виктор Евгеньевич рассказал о своем боевом пути и о жизни в послевоенный период.

Когда на следующий день я пришел с завода к Гуриным, меня ждал сюрприз.
-Сегодня мы угостим тебя раками с пивом. Пока ты был на заводе, я наловил раков в заливе, где растет камыш,- сказал Виктор Евгеньевич.
И в этот вечер продолжались воспоминания… О многом поведал Виктор Евгеньевич…
С первых дней войны он служил в 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи, в которой служил и его друг-  мой отец. Когда пришел приказ направить для формирования воздушно-десантных разведывательных эскадрилий воинов из личного состава 82-й эскадрильи, в числе будущих парашютистов-десантников оказался и Виктор Евгеньевич. Он поступил на службу в 18-ю Морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью ВВС Черноморского флота, участвовал во многих отважных десантных операциях в районе Одессы, в Севастополе, Полтаве, Майкопе, и во многих других десантах.   
                В 1947 году 18-я эскадрилья направила его в Таганрог для участия в испытаниях нового типа гидросамолета-разведчика Б-6. В этом городе Виктор Евгеньевич и познакомился со своей будущей женой- Альвиной Гавриловной, вскоре они сыграли свадьбу. Демобилизовавшись, работал в Тувинской республике начальником связи предприятия Тува-Золото, затем начальником связи Волго-Донска, начальником специального строительного участка в Таганроге, окончил Харьковский энергетический институт. На пенсию вышел в 1977 году.   
                Я рассказал Гуриным о жизни своей семьи и о родственниках, и с радостью принял предложение Виктора Евгеньевича совершить в субботу 14 июня экскурсию по городу. Наступила суббота, моросил легкий дождик, но он не стал преградой для путешествия, в котором захотели участвовать и старшая дочь Виктора Евгеньевича Лариса и его внук Дмитрий. Младшая дочь Инна не смогла пойти, так как готовилась к экзаменам в Таганрогском  техникуме морского оборудования. Мы походили по городу, фотографировались, побывали в доме-музее Чехова, около памятника Петру I (скульптор М.М. Антокольский), основавшему город Таганрог в 1698 году, около памятника железнодорожникам, принимавшим участие в разгроме белогвардейцев (горожане называют этот памятник просто «Паровоз»). Когда зашли в краеведческий музей, Виктор Евгеньевич показал здесь на стенде, посвященном Великой Отечественной войне, фотографию группы воинов 82-й авиаэскадрильи, среди которых я узнал своего отца и Виктора Евгеньевича, на память сфотографировал этот стенд. А вечером продолжались воспоминания.

При расставании Виктор Евгеньевич подарил мне на память копии некоторых своих фотографий, а также книгу о подпольщиках Таганрога. Виктор Евгеньевич сказал, что многие свои воспоминания он направил в музей военной истории.

На трех его фотографиях, сделанных в 1940-м (в г. Одессе), в 1942-м и в 1944-м (в г. Севастополе) годах, хорошо видно, как резко изменился внешний облик Виктора Евгеньевича: от довоенного романтичного юноши до сурового воина-десантника морской пехоты, прошедшего через ужасы героической обороны Севастополя. На обороте этих фотографий Виктор Евгеньевич написал: «На добрую и долгую память Юре Жданову от бывшего стрелка-радиста 82-й Отдельной разведывательной авиаэскадрильи ВВС Черноморского флота разведчика-парашютиста группы особого назначения Черноморского флота, друга Алексея Жданова, Гурина Виктора Евгеньевича с любовью и уважением. Подпись: В. Гурин. Снимок февраль 1944 года. г. Севастополь».
На обороте других фотографий написано: «Юре Жданову от искреннего друга Лёши Жданова. г. Севастополь, кладбище коммунаров. Встреча с вице-адмиралом  Н.М. Кулаковым у могилы командующего ВВС Черноморского флота Острякова. Слева-Гурин В.Е., справа- Н.М. Кулаков. С уважением, подпись: В. Гурин. 1942 год г. Севастополь» (на фото двое: Гурин и Кулаков).
«На долгую и добрую память семье Ждановых! От друга юности Алексея Жданова, Гурина Виктора Евгеньевича. Встреча с вице-адмиралом Ильей Ильичем Азаровым в 1972 году. г. Севастополь. Слева направо: 1. Гурин В.Е. 2. И.И. Азаров. 3. Судак П.С. С уважением. Подпись: В. Гурин».
«Юре Жданову от В.Е. Гурина. Август 1941 года. г. Одесса, Хаджибейский лиман. 1-й ряд снизу: сидят слева направо- Гурин В.Е., Кузнецов Петр. Подпись: В. Гурин». На фотографии семь воинов 82-й авиаэскадрильи.

Проводив меня к поезду, Виктор Евгеньевич передал для нашей семьи две чудесные рыбины холодного копчения и черешню со своего сада.
Виктор Евгеньевич, как и обещал, нанес вместе с дочерями и внуком Дмитрием ответный визит в нашу семью. Днем я знакомил гостей с Москвой: побывали в центре столицы, на Бульварном кольце, на Цветном бульваре, в Зоопарке, на Речном вокзале, фотографировались, а вечерами показывал семейные альбомы с фотографиями и играл с Дмитрием в шахматы и шашки…

Виктор Евгеньевич рассказал о предвоенных годах моего отца и в письме: «Я начал свою службу с мая 1938 года в 119-м авиаполку, в качестве воздушного стрелка-радиста, служба срочная, а с отцом твоим я познакомился в начале 1940 года в 82-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи, которая базировалась в городе Одессе на Хаджибейском лимане, куда меня направили служить также в качестве воздушного стрелка-радиста. Звание мое- сержант. Отец твой- Леша был очень прекрасным военачальником, он был в то время начальником связи 82-й авиаэскадрильи ВВС Черноморского флота, в звании лейтенанта. Командиром 82-й ОРАЭ был капитан Чебаник Иван Трофимович. Жданов Леша летал, так же, как и я, в должности стрелка-радиста, но разница была, что он летал с флагманом, командиром эскадрильи. После служебных дел Жданов Леша был для нас своим другом и зачастую общался больше с нами рядовыми, за что мы все его и полюбили. Я в то время очень увлекался радиолюбительством, сам монтировал приемники, передатчики, что нас и породнило с твоим отцом. Часто я бывал у вас дома. Вы жили тогда наверху, в хороших дачных домиках, ты тогда был маленький…, а мы монтировали радиоприемники и часто играли в волейбол, так как площадка находилась рядом с вашим домом. У отца был добрый характер, без хитрости, за что его все без исключений любили. С отцом твоим мы часто ездили в город Ялту, в Массандру, к его старикам, которых я также хорошо знал».

Через несколько лет я узнал, что воспоминания Виктора Евгеньевича Гурина об обороне Севастополя приведены в книге: Владимир Васильевич Карпов. Полководец. М. Вече. Центрполиграф. 2011. 672 с. Воспоминания Виктора Евгеньевича приведены на страницах 234-237 этого издания (книга в электронном виде есть и в Интернете).
В 1986 году книга удостоена Государственной премии СССР, в ней рассказывается не только о жизни и боевой судьбе генерала армии Ивана Ефимовича Петрова, но и о многих исторических событиях Великой Отечественной войны.

Воспоминания Виктора Евгеньевича Гурина- бывшего старшины I-й статьи, разведчика-парашютиста группы Особого назначения Черноморского Флота, возглавлявшего взвод морских разведчиков-десантников до последних дней обороны Севастополя, приведены и в книге-исследовании: Игорь Степанович Маношин. Июль 1942 года. Падение Севастополя. М. Вече. 2009. 288с. (Военные тайны XX века).

Когда Виктор Евгеньевич рассказывал мне о ходе боевых действий при обороне Севастополя, я попросил его нарисовать мне по памяти местность около 35-й батареи. Он очень точно изобразил очертания береговой линии с бухтами и размещение 35-й и 35-й ложной батарей. В точности рисунка я убедился позже, когда сравнил его с картой.

Об одном из десантов, в котором участвовал Виктор Евгеньевич, поведал капитан 2-го ранга А. Григорьев в рассказе «Ночной десант», опубликованном в журнале «Вокруг света» № 5, 1983 (журнал размещен также в Интернете).

О Викторе Евгеньевиче я вспоминаю и в рассказе «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2).

Приближается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Никто не забыт, ничто не забыто!

           Юрий Жданов    01.03.2015