Донкиходство местного разлива

Олег Намаконов
               
В этой истории я кратко поведаю о мерах, которые пытался предпринимать  в  условиях нового хозяйствования.

Благодаря матери, я снова держу в руках пожелтевшие от времени страницы Служебной записки  Первому Секретарю Краевого Комитета Компартии РСФСР Макарову С.А, в которой высказал свои соображения, как выстоять в это трудное для всей страны время, поднять и закрепить авторитет коммунистической партии в городе Амурске.

Это были первые мои  шаги на этом новом для меня партийном поприще. К этому времени я уже побывал практически на всех предприятиях города и района: в Болони, Омми, Падали,  Мылки, Эльбане и Литовке. Обстановка на многих предприятиях и особенно на селе, вызывало серьезную тревогу, но наш народ верил в чудо и ждал перемен к лучшему.

Помню, изучив состояние дел изнутри, обратился с предложением поддержать развитие в Амурском районе совместных предприятий с участием партийных денежных средств. Вот ее довольно-таки конкретный  по сегодняшним временам текст. Я верил и был убежден, что этим окажу помощь своему Отечеству.
               
                СЛУЖЕБНАЯ   ЗАПИСКА

Рассмотрев роль городской партийной организации в практической работе по стабилизации народного хозяйства Амурского района и перехода к рыночной экономике, широко обменявшись мнениями с членами бюро Горкома, с секретарями первичных партийных организаций, с ответственными работниками аппарата Горкома, пришли к убеждению -  считать сугубо партийной работой участие Горкома (используя разные формы) в хозяйственно-коммерческой деятельности. Это позволит конкретными делами завоевать авторитет трудящихся, быть примером, полезным и необходимым обществу. Учитывая, что на первое место выдвигается парламентская деятельность партии, аналитическая и агитационно-пропагандистская работа, поэтому основной нашей целью становится развитие партнерских, долевых отношений с хозяйственниками и органами исполнительной власти на местах. В связи с этим, считаем необходимым выступить инициаторами крупномасштабных дел в городе и районе, учитывая большой положительный опыт организации народных строек и концентрации сил на главных направлениях в различных отраслях народного хозяйства. Сегодня это наш политический долг, потому что, конкретно город Амурск является примером сгустка нерешенных проблем, в результате строительства и развития города за счет вложений союзных ведомств и как «спутника» города Комсомольска-на-Амуре,  поэтому промышленная сфера развивалась быстро и динамично, а собственная социальная сфера, перерабатывающая (молочная, овощная, мясная), производство строительных материалов, транспорта, связи - практически отсутствует. Учитывая жесткую специализацию заводов оборонного назначения и гигантов  химической и лесной переработки, ожидать быстрой перестройки этих производств под выпуск товаров для народа не приходится, потому что сегодня это требует многомиллионных дополнительных вложений.

Исходя из проводимой правительством политики, ожидается  и дальнейшее снятие заказов, и конверсия оборонных производств, что в ближайшие год-два приведет к резкому сокращению производства и к массовой безработице в городе Амурске.  Поэтому своей первоочередной задачей Городской комитет партии считает выделение двух приоритетных направлений развития в городе и районе, а именно:
               
1. Воспроизводство, переработка и хранение продовольственной продукции;
2. Развитие промышленности по производству строительных изделий и материалов из
   местного сырья.
 
С целью решения этой задачи, проявляя организационное начало, Горкомом партии намечено создать ряд совместных предприятий, объединив усилия предприятий разных ведомств и частного капитала на долевых началах и ускоренными темпами решить поставленные задачи.

Анализируя создавшуюся ситуацию в связи с подходом к рыночной экономике, Горком партии  считает нужным приобрести не только политический багаж, а также постоянные источники прибыли от конкретного вклада партийных денег в высоко рентабельные производства по выпуску товаров для народа.

В связи с выше изложенным просим разрешить создание совместных предприятий, объединений, малых предприятий с участием Горкома и централизованного выделения капитальных вложений для осуществления уже намеченных программ, а именно:

1. Для строительства завода по производству облицовочного кирпича по новейшей технологии в объеме десяти миллионов штук в год на базе существующего производственного корпуса Машзавода, законсервированного в связи с конверсией, за счет объединения средств на строительство: Горком- 4 млн. рублей, ТЭЦ-2 млн. рублей, АМЗ-2 млн. рублей.

Это позволит решить две проблемы: получить строительные изделия: сначала кирпич, а затем черепицу и плитку. Машзавод получит технологию на изготовление этого оборудования, которое будет тиражировать, это и будет его конверсионная программа, практически без особой перестройки своего производства. Лично мною эти вопросы согласованны в оборонном Главке №12, с проектной организацией и заводом изготовителем оборудования, имеется проект договора о совместной деятельности предприятий города.

2.В целях увеличения выпуска продовольственного товара, имеется намерение построить рыбоводное производство мощностью до 400 тонн карпа в год на базе ТЭЦ  за счет объединения средств на строительство: Горком – 2 млн. рублей, ТЭЦ - 2 млн. рублей, Домостроительное управление – 2 млн. рублей. Организационное начало в этом деле также уже положено: Горкомом также согласованы все вопросы с заинтересованными лицами по  решению этой проблемы: практически изысканы нужные строительные материалы и форсируется разработка проектной документации.

3.В целях активизации агитационной и пропагандисткой работы, Горком считает нужным быть одним из учредителей городского коммерческого телевидения, за счет объединения средств: Горком – 500 тыс. рублей, АНТ – 500 тыс. рублей.

4.Сегодня по линии Крайисполкома заканчивается проектирование молокозавода для Амурска, ускоренное строительство которого, с помощью партийных денежных средств и организационного объединения ряда заинтересованных предприятий, также будет способствовать росту политического авторитета и влияния партийного органа в городе и районе.

5.Все расчеты и обоснования, Крайкому предоставлены, где гарантируется возврат партийного кредита через 3 года. Учитывая, что ЦК КПСС выделил Крайкому средства для обеспечения коммерческой деятельности партийных комитетов, прошу Вас поддержать намерения Амурского ГК КП РСФСР и положительно решить вопрос о перечислении на счет 00700501 Амурского Горкома суммы – 6 млн. 500 тыс. рублей, для осуществления вышеуказанной производственно- коммерческой деятельности в 1991 году.
               
      Первый  Секретарь Амурского ГККП РСФСР          О. А. Намаконов


Помню, ударом ниже пояса, было распоряжение  Правительства РФ  о запрещении размещения на заводских территориях и в управлениях комитетов общественных организаций: парткомов, завкомов, комитетов комсомола и даже народных контролеров и проведении ими каких-либо мероприятий в заводских цехах.

Многие были вынуждены покинуть общественную работу, чтобы не оказаться безработными. И во всю высоту встали вопросы, где и как организовывать и проводить собрания согласно Устава, и из кого избирать лидеров общественных организаций, находясь за пределами заводских территорий, как собирать взносы, и оплачивать за эту работу? Это были уже не демократические преобразования, а гримасы нарождающегося нового российского буржуазного строя.

По всей стране в это время массово появились  видеосалоны и  заполонили иностранными фильмами, а театры и кинозалы остались без зрителей. Нас за уши притягивали к «ценностям» западной цивилизации. К счастью народ быстро понял, что все это в большей мере просто «фуфло», и вернулся в свои театры и кинозалы, хотя шок и вред от этого салонного видео проката мы испытали  немалый.

В этой обстановке организовывать эффективную работу с общественным аппаратом было крайне сложно и даже встречи с руководителями предприятий и их службами. Эти встречи были сопряжены со сложностью общения, потому что слова «плановая дисциплина», «производительность» и «социальные обеспечения работающих» уходили на задний план. Это уже остро не интересовало руководителей, а даже  раздражало. Все происходило, как я и предвидел, но самое неприятное, что все это развивалось быстрее и хуже, чем ожидалось.

Меня пригласил прибыть в Хабаровск Первый Секретарь Крайкома  и сказал:
- Я ознакомился со служебной запиской и полностью поддерживаю и одобряю решение Амурского Горкома по участию в производственно-коммерческой деятельности, но, к сожалению, таких средств у Крайкома нет, нужно ехать в Москву в ЦК и просить их содействия и помощи.

После окончания аудиенции вручил мне письмо с просьбой о содействии от имени Крайкома партии. Я вылетел в Москву в ЦК КПСС. Меня без проблем принял Заведующий экономическим отделом ЦК партии, прочитал наше письмо, дал фирменный бланк и сказал, чтобы я все, что написано на трех страницах, изобразил на пол страницы. Я тут же при нем написал просьбу Амурского Горкома, он прочитал, наложил резолюцию и сказал, что денежные средства будут выделены, но в каком объеме, окончательно решит Секретариат ЦК партии. Все общение заняло не более 30 минут. Тогда я со Старой Площади быстро переместился в Белый Дом к депутату РСФСР Рыбкину - руководителю фракции «Коммунисты России».  О встрече с ним я договорился заранее, еще вылетая из Хабаровска, и он мне заказал пропуск в здание Парламента РФ.

Группа депутатов во главе с Рыбкиным затеяли создание новой Коммунистической Рабочей Партии и меня интересовало, что это за организация. Рыбкин лично обещал меня  «просветить и призвать под свои знамена»,  пригласил принять участие в Первом Учредительном Съезде новой партии. Поэтому я задержался в Москве на несколько дней, с интересом бродил по этажам Российского Парламента и знакомился с работой депутатского корпуса, решая и другие хозяйственные вопросы. Чтобы ускорить решение этих вопросов в Москве, Рыбкин предложил воспользоваться служебной машиной депутата Верховного Совета. И это действительно помогло мне в оперативном решении серьезных вопросов в разных Министерствах.

Помню, просьбу Дымова, с которым мы летели в столицу, вместе  зайти к Чуйко – Заместителю Министра по Строительству для решения вопросов по изготовлению и поставкам средств малой механизации для «Главспецстроя».

Дымов знал, что генерал-майор Чуйко вспыльчивый и жесткий руководитель, и что у него не было возможностей быстро решить эти проблемные вопросы, поэтому  он мог «взорваться», что его беспокоят по вопросам, которые  он не может оперативно решить. Чтобы этого избежать, Дымов и пригласил меня на встречу с ним. 

На этом совещании я предложил подготовить письмо за подписью Министра Строительства СССР с перечнем требуемого оборудования и гарантировал, что Амурский Горком партии готов содействовать в размещении заказов на машиностроительных заводах Дальнего Востока, и организовать встречу с Министром Машиностроения СССР для ускорения решения этой важной проблемы.

Чуйко тут же организовал встречу с Министром  Строительства СССР, который так же поддержал нашу инициативу, а я от них позвонил в Министерство Машиностроения, Министр оказался на месте и подтвердил согласие принять  Первого Секретаря Амурского Горкома партии, и руководителей из Министерства Строительства. Мы втроем на машине Верховного Совета РФ выехали на совещание, на котором положительно были решены вопросы по ускорению изготовления всего комплекта необходимого оборудования для строителей.

Дымов остался весьма доволен тремя оперативными совещаниями на высшем уровне и прощаясь, сказал: 
- Ты, Олег Александрович, сегодня работал, как работал наш Крысин. 
Не скрою, мне было приятно это слышать, хотя до Крысина мне было еще далеко...

На первом организационном  съезде по созданию Коммунистической Рабочей Партии, во время перерыва судьба свела меня с Зюгановым, который узнав, что я с Дальнего Востока спросил, как я смотрю на растаскивание коммунистов по разным квартирам?

- Я смотрю на это резко отрицательно, и что это делается специально, чтобы разрушить единый фронт противостояния шабашу устроенному либералами и демократами. Ничего нельзя дробить а, наоборот, нужно все укреплять,-
на что Зюганов сказал:   

- Вот вы, там далеко, и то это понимаете, а эти говоруны льют воду на мельницы наших политических врагов, вместо того, чтобы развивать и укреплять ленинскую мысль о защите революционных завоеваний и не разрушать с таким трудом достигнутого по социальной защите трудящихся.

В то время, Генеральный Секретарь КП РФСР  Зюганов, произвел впечатление монолитного и профессионального руководителя достойного управлять и партией и даже всей страной, но к сожалению, прошли годы и мое мнение изменилось,потому что в КПРФ случилась "говорильня" и в партии также одержал победу оппортунизм. Такая партия не может обеспечивать развития общества, она превратилась в приспособленца содействующего развитию буржуазного государства...   

А сейчас расскажу, как Горком партии, а вместе с ним и я,  входили в «буржуазный, а точнее в дикий рынок» - в бизнес.

Примерно через пару недель из ЦК КПСС, на счет Горкома поступили денежные средства. Не обманули, но сильно разочаровали. Мы просили для участия в трех совместных программах – 6 млн. 500 тыс. рублей, а нам перечислили только 500 тыс. рублей. Я немного взгрустнул, но расценил это, как зеленый свет и разрешение пускаться  «во все тяжкие».

Помню, ко мне зашел директор строительного кооператива, бывший главный инженер одного из строительных управлений нашего треста, с просьбой помочь найти инвесторов для совместного строительства кирпичного завода.

Я подумал и решил его поддержать, и своим примером привлечь других инвесторов.  Между Горкомом и кооперативом «Строитель», был заключен договор о долевом участии в строительстве кирпичного завода и на их счет перечислили 500 тысяч рублей, на которые кооператив приобрел три цистерны красного вина, что было дальше расскажу в следующей истории... Продолжение "На тропе войны и потерь".