капля камень точит глава 24

Владимир Галин
Глава 24




Капля камень  точит


                « "Как аукнется , так и откликнется»





         Когда счет идет не на десятки ,и не на сотни, а на тысячи, то и тогда первостепенно важно не заблудиться в этом дремучем лесу человеческих судьб и характеров, суметь  разглядеть отдельно  каждого  , и среди сухостоя найти зелёное и обеспечить ему дальнейший рост и цветение.своим благотворным влиянием.

          Как правило  , волей судьбы и случая  в глаза бросаются отдельные экземпляры, своего рода уникумы  из ряда вон выходящие. Вершинин своим поэтическим даром. Иван Никитин  отсутствием обеих ног. Если у человека потеряны ноги его называют инвалидом ,  но не калекой.В народе  калекой считают лишь того ,у кого нет ума: «Ума нет- считай калека!»

           Завершался 1962 год и первый год моей работы в должности зама  начальника ИТК по политико воспитательной работе, о которой я и веду повествование в назидание своим внукам и правнукам. О всём рассказать деталях и подробностях физически невозможно . Как в одной капле морской воды отражается весь океан, так мне хочется на примере Никитина поведать всю одну и ту же повесть , как «...не лёгкая эта работа из болота тащить бегемота»

                / страничка из дневника воспитателя/
         
                « Для нас мало просто «исправить « ,  человека мы должны воспитать по -новому, т. е. должны воспитать его так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом общества , но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи»
                А. С. Макаренко т. 1 стр. 215-216


           20  января 1962 года.

                Скоро месяц как я работаю в новой должности в новой колонии. После трёх лет работы в колонии строго режима этот месяц работы  в колонии общего режима  показались мне отдыхом. Кажется , что сам воздух над колонией чище и прозрачней, а небо шире и выше.  Мне думается ,что это не от того , что размер самой зоны отгороженной колючей проволокой от свободной жизни, раза в три больше прежней.  Но нет, всё дело ,очевидно, том, что люди здесь не задерживаются на долгие годы, хоть и за три года небо кажется овчинкой. Всё равно народ здесь помоложе, менее угрюмый и более разболтан , мало задумывается , что ждёт его впереди. Стена отчуждения  между заключёнными и администрацией гораздо тоньше.  И фактически перед каждым  заключённым имеется перспектива  условно досрочного освобождения, если и не по отбытию половины срока , то по двум третям  реально.  Всё зависит от его характеристики.

             У меня самого изменилось  состояние и настроение. Месяц назад я говорил себе: «Ну что ж, что почва мало плодородная и каменистая,  тем благороднее взрастить на ней в душах людей зелёные ростки для новой жизни .А сейчас  я говорю себе, что если где и не стоить жалеть своих усилий , то , конечно, здесь на общем режиме, где почва для посева разума и добра благоприятнее и твой труд не пропадёт в втуне. Если раньше была задача вернуть  типа В. к жизни то здесь не менее ответственно  с первого раза предотвратить дальнейшее падение , потому, что каждая дорога начинается с первого шага.

             Вот и Вершинин после освобождения по окончанию срока  остался в Павлодаре , устроился работать монтажником, а в стихах пишет:
                Гололёдицей всё покрыто
                И декабрь не злит зиму.
                На душе ничего не смыто ,
                А хотелось бы смыть самому.
                Сколько лет растрачено в прошлом,
                Безрассудно, бездумно отдал
                Воровскому мирику пошлому
                Самый ценный души капитал.

 Хорошо звучат стихи , а грустно. Не зря говорится, береги платье с снову, а честь  с смолоду.

          25 января.
              Сегодня достопримечательным событием , пожалуй, была встреча с  осужденным Никитиным Иваном. Надо же я уже здесь месяц , а с таким субъектом встретился лицом к лицу впервые. Если его наша колония не остановит, то он станет не последним украшением строго режима.

            Я проверял, как начальники отрядов проводят политзанятия с заключёнными . Обходя бараки, я встретил его в коридоре первого отряда капитана Глазырина.  При моём появлении  двое, стоявшие  с ним , как мыши , шмыгнули в сам барак,  а он так и остался неподвижным  и невозмутимо-спокойным , как древнеегипетский сфинкс. Он опирался на костыль ,в зубах между фиксами из жёлтой меди  торчала дымящаяся папироса « Беломор-канал.» Чистая нательная рубаха была небрежно распахнута и на груди , на которой в левой стороне в области сердца синели силуэты татуировки Ленина и Сталина.

         --А вы почему не на политзанятиях? Ну ка, шагом марш!-скомандовал я.
             --Ну. Что вы, гражданин начальник, -не вынимая папиросы из рта, а только передвинув её из одного угла рта в другой, и с  снисходительным взглядом и добродушном тоном ответил,-моя бабушка вообще ни где не училась и то 90 лет прожила, а я как ни как по личному делу значится окончил 4  класса.
               --4 класса это не фут изюма, что-то да значит,-вот так фрукт, пронеслось у меня в голове, но принимая его тон, я продолжал,-а как фамилия то ваша?
                --Моё фамилие вы можете узнать в спец части,-отвечал он.
               --  Не моё ,а моя фамилия, что вам , как грамотному должно быть известно. Это во-первых. А во-вторых, как говорится,не наглей,когда тебя спрашивают как человека.-перешёл я на строгий тон и почувствовал,как в душе поднимается возмущение.-Статья и срок?
                --Так и это  тоже в спец части,-явно разыграть меня  отвечал он с ухмылочкой поблескивая фиксой.- и я осознал,что моя строгость бесполезна.
                --Ну, а штрафном изоляторе вы бываете?-спросил я с намёком.
                --Только вчера вышел, а что?
                --Да так, по всему видно,что опять туда собрался?
                --Ладно. Хорош!-ответил он с сердцем, Вытолкнул  языком изо рта недокуренную папиросу прямо себе под ноги, вернее под ногу, так как стоял на одной, другой не было,  и круто развернулся ,как разворачивается трактор на одной гусенице, и заковылял в барак на политзанятие. В пустом коридоре воцарилась тишина.

            После политзанятий я узнал у начальника отряда Глазырина, что это Никитин Иван, у которого нет обеих ног и он пользуется одним протезом. Что он осужден за хулиганство и в колонии находится уже год. Разгильдяй и анашакур. Не трудоспособин. Заводило.Постоянно находится в бараке.

            Да, вот это экземпляр! Как  сейчас, в глазах стоит его круглая ,как луна, прыщеватая физиономия  с ехидной ухмылочкой  и нагловатый взгляд в упор. Многое я бы отдал, чтобы проникнуть в его черепную коробку и узнать его замыслы и помысли.


    9 февраля.
           Сегодня на совете воспитателей решили закрепить за мной  Никитина для индивидуального шефства на ним  в помощь начальнику отряда.

     18 февраля.
             Сегодня Никитин оскорбил нецензурной бранью своего начальника отряда Глазырина и начальника ЧИС  Бородулина.Кроме этого ещё сорвал в отряде стенгазету,в которой его разрисовали за курение  в бараке на койке.

                Узнав  о случившимся , я приказал  вызвать Никитина ко мне на беседу. Проговорили мы с ним не меньше двух часов,закрывшись на ключ в библиотеке, чтобы нам ни кто не помешал. Выяснилось , что он сегодня  выкинул свои «номера» специально, чтобы его водворили в ШИЗО , так, как он ,мол, хочет бросить курить анашу, которой уже неделю не в зоне  и он не может «раскумариться», от чего не находит себе место. Выходит , что не для всех  и не всегда штрафной изолятор является устрашающим наказанием ,но и местом спасения от «житейских бед»

            Пользуясь своим инвалидным положением, Никитин довольно независимо себя ведёт по отношению соблюдения режима  как будто ему море по колено, по которых как раз и нет ног. Весь в наколках,которым даже сейчас бы позавидовали многие реперы, он  цинично ухмыляясь ,  изъяснялся  только на жаргоне  ,как щитом прикрывая мир своей души. Скользкий как налим и упругий , как резиновый мяч, который не возьмёшь в руку.

            Странно, его вызывающее поведение не вызывает у меня ни  святого возмущения  ни гневного раздражения. В прочим,что нет раздражения ,это хорошо. Гнев в нашем деле  не помошник. Но вот если нет возмущения , особенно того , что называется «святым» ,то это пожалуй плохо ,так как лежит в одной плоскости с равнодушием. А если дело делается без души, тем более в воспитании  человека , и сам не проявишь живую душу, то не доберёшься и до его души. Так как же я сам отношусь к Никитину? Нет, голубчик, от тебя я просто так не отстану. Понятно , что собака бывает кусачей от жизни собачей.  Как можно больше проявлять человечности. Как аукнется, так и откликнется. Легко сказать ,да нелегко сделать.


          19 февраля.
              Никитин инвалид 2 группы , освобождён от труда , не выводится на работу и его всегда можно найти в зоне.
             Когда я зашел в барак в барак 1 отряда , он лежал на койке и смотрел в потолок , очевидно вспоминая о ком то или о чём-то.  При моём появлении , он поднялся,сел на койке , повернулся ко мне лицом и блеснув фиксой , растянул рот в приветственной улыбке.

       --Ну как  живёте-можете?-спросил я  присаживаясь к нему на табурет, ещё не зная, что спросить.
       --Нештяк, гражданин начальник!- бодро ответил он. И у нас из ничего завязалась беседа.

           Он довольно подробно рассказал ,что на воле вращался среди блатного мира,где находил себе пристанище.Много гастролировал по стране. Хорошо знает  южные города  Алма -Ата, Чимкент, Ташкент,
и Кустанай. Как я его не распрашивал,но он о своих желаниях и устремлениях  мне не сказал.  А на вопрос, что он хочет сейчас , ответил ,чтобы его не забывали.  А кто и почему, осталось без ответа.

           В разговоре я его подводил к мысли ,что калека не тот ,у кого нет ног, а тот у кого нет головы.чтобы не различать плохое от хорошего. Не знаю, сумел ли я сегодня хоть на иоту разбередить его загрубелую душу и расшевелить мозги. Но  его зеленоватые глаза не лишены смысла и этаких задиристых чёртиков. Да и  вещах о многих  он судит здраво.

         20 февраля.
                Зима на исходе. Днём  пригревает  и появляется весенний аромат талого снега. Ночью мороз возвращается и хватает за уши.  Зона уже давно спит. А я как ответственный дежурный  только что закончил обход всей територии колонии.

         Днём  говорил с оперуполномоченным и замом по надзору о личности и поведении Никитина.  У них оценка одна : негодяй последней марки и вывод один , держать его постоянно в ШИЗО. А вот сейчас, когда уже все давно спят, он один сидит на своей кровати и ,очевидно, думает.Этот обрубок-полноправный человек. Как его инвалидность сказалась на изменении его психики даже представить трудно. А отсюда и все изъяны его характера, со всеми вытекающими последствиями.

       На мой вопрос : « Почему не спите?  Он ответил односложно:  «Не спится» А раз не спится, то голова о чём -то думается. Я не стал задерживаться и оставил его  наедине с собой и своими мыслями.

        23 февраля.
              За прошедший месяц ни каких положительных изменений в поведении Никитина   не наблюдается и мне ещё не удалось выявить хоть какое положительное звено, ухватившись за которое мне бы удалось вытащить всю цепь.  Он всё такой же закрытый и недоступный за своей бравадой блатного ,которому всё не почём. Нахальство второе счастье.

          После торжественного собрания , посвящённого  Дню Советской Армии . Я пригласил его нам очередную беседу, на которой хотел ему рассказать как летчик Маресьев отморозил обе ноги ,но не пал духом и после госпиталя и на протезах продолжал летать на самолёте и сражаться с врагами.
           --Проходи,садись,-сказал я как только он появился на пороге кабинета.
             -- Спасибо прокурору и так сижу, -усмехнулся Никитин.
             --Ладно, не пояснечай, садись и снимай  в помещении шапку.
 Никитин нехотя стащил , именно не снял, а стащил с круглой своей головы  капилюху  наподобие бескозырки , и присел нескладно на край скамейки , выставив вперёд не гнущейся протез на левой ноге.
как твоё самочувствие? Что скажешь новенького?
Да ничего . А что?- глядя куда то в сторону , в свою очередь спросил он.
Анашишкой ,говорят, опять баловался?
Что вы! Какой это пазорник натрёкал вам про меня? За эти дни не употреблял. Слово мужчины! Меня ни кто не ловил.
Да ,не пойманный не вор. Только во круг тебя много дружков вертится, а с ними  режим нарушать не перестаёшь ,хотя слова давал.
-слова не давал и дать не могу,но режим буду стараться не нарушать.А друзей я не тяну. Они сами по себе, а я сам по себе. Я буду нейтралом,Не надейтесь , чтобы я одел красную повязку  и кого-то закладывать.
А кто тебе говорит ,чтобы ты одел? Во-первых,самому перестать быть нарушителем . Поэтому её сейчас никто тебе не даст. А во-вторых, и это главное,дело не в повязке,а в том , чтобы встать на путь исправления и пораньше вернуться домой. Как ты думаешь,не пора ли тебе  всё-таки заняться каким-то делом.?ну хотя бы в сапожной мастерской.,а? И время будет идти ,да и на табак заработать можно.
 Можно,-несколько оживился он. -Я и сам уже думал проситься.
 Смотри,только до первого нарушения. - стараясь тем самым больше заинтересовать его.
       
         7 марта.
    Вчера вечером , перед отбоем Никитин был задержан дежурным контролёром  в обкуренном состоянии .  О чём утром доложили мне. Я попросил передать ему, чтобы он пришёл в комнату Совета коллектива.  Первый посыльный вернулся с ответом: «Скажите лейтенанту,что у меня болит нога и ни куда я не пойду»
     Послал второго и лишь после этого он пришёл и сразу с порога заявил: «Курил анашу и курить буду!»- и повернулся ко мне спиной.

     На этот раз у  меня не было возмущения. Лишь сверлила мысль ,как найти к нему  подход? За что ухватить? Придётся убрать из сапожной мастерской, которая сразу стала превращаться в притон для дружков.

    8 марта по ходатайству начальника отряда зам по режиму водворил Никитина  в штрафной изолятора хранение и употребление анаши.Для наказание за любой вид нарушение установленного Законом режима выписывается Постановление начальника  колонии , которое  подписывается им лично или его заместителем ,как правило по режиму. На этот раз Никитин был водворён на 7 суток. Когда я узнал о этом , то на второй день посетил его в ШИЗО.

  В изоляторе он находился в одиночной камере под замком. Мне открыли тяжёлую, обитаю железом дверь, которая проскрипела на немазаных петлях . На неподвижных нарах , сняв протез , без ног сидел  Иван . Такого безногого обрубка я видел одного сразу после войны, когда он  у нас в райцентре передвигался на деревянной тележке с подшипниками.

        Казалось ,сами глухие стены изолятора  уже должны наводить на мрачные размышления , а у него настроение бодрое, на лице  улыбка.Встретил он меня приветливо, только подняться на ноги не мог, протез отстёгнут , а костыль и палка  оставлены в комнате дежурного контролёра.

         Я его спросил, почему он по докладу контролёра и здесь ведёт себя плохо, дерзит сержанту,  сквернословит и нарушает распорядок дня? Но  где там!  Всё это ложь и наговоры "дубака" Клянусь мамой и свободой! Гадом буду! А когда я спросил ,есть ли жалобы и что он думает о своём положении, есть ли у него какие мысли, чтобы поделиться со мной. Он ответил, что он ещё ни до чего не додумался и пока сказать ему нечего.

         Ушел я удручённый своим  бессилием проникнуть сквозь черепаший панцирь в его сознание и посодействовать изменению его жизненных установок, которые он приобрёл вместе с потерей ног. Вместо того , чтобы быть благодарным работникам детдома, которые заменили ему родной дом, он на них поднял палку.


       12  марта.
      Сегодня начальник колонии Аничкин вместе со мной посетил изолятор и побеседовал со всеми. Учитывая просьбы и заверения  некоторых заключённых « амнистировал» некоторых и поручил мне взять на личный контроль их поведение.  В их числе был и Никитин.
    Вернувшись в жилую зону , он пришел сам ко мне в кабинет  и улыбаясь сказал: «Гражданин лейтенант, давайте мне работу»
Правильно.  Только в сапожной мастерской  тебе больше делать нечего,уж больно много у тебя «кентов».Давай лучше в художественную мастерскую . Ты же не только наколки умеешь рисовать?
Я эти дни думал о этом.
Наконец!  То же думал! Ну это же хорошо,-одобрил я его. А сам про себя подумал, что будет здорово, если он приживётся
в художественной мастерской и будет участвовать в оформлении наглядной агитации и рисовать карикатуры на злостных нарушителей режима и в том числе на анашакуров
   11 апреля.
         Сегодня утром у Никитина было изъято 14 «башей» анаши и привели его в штаб СВП.Когда ему сказали , что сейчас сюда приду я , Никитин чтобы избежать встречи со мной, ушел из комнаты штаба .Из этого я сделал вывод,что у него  хоть кроха совести да есть.Я не стал его вызывать . Оставил беседу на потом.

Когда я при обходе зашел к нему в барак  и попросил его зайти ко мне, он сразу стал натягивать на себя сразу два бушлата. Я спросил: Почему два бушлата , на дворе тёплый, солнечный день?» Он ответил:
           -Да в ШИЗО на 15 суток.
Почему?-я сделал вид ,что ничего не знаю.
Да я провинился,-чуть смущено ответил он.
Как провинился ?-делано удивился я.
Да я опять с анашей попался...- с облегчением признался он.
Как опять с анашёй, ты же обещал завязать?что же мне теперь делать?..
Не знаю,-ответил он понуро опустив голову
  Я не стал водворять его в карцер. Без толку., он к нему относится как дому родному. Но наказание должно быть  неотвратимым. ,чтобы оно как-то удерживало от проступков, а хранение и распространение наркотика уже преступление и можно возбуждать новое уголовное дело. Но зачем он и так уже наказан ..
     Я знал, что он активно ведёт переписку с мамой и сестрой.  И я решил, запретить переписку с родственниками сроком на один месяц.
                -Воля ваша. Я провинился, а вы как хотите так и наказывайте.
               -Вот то-то и оно, что моя воля, а когда эта воля проснётся у тебя.?

      18 апреля. 
             Размышляя ,как же повлиять на Никитина, чтобы он изменил своё поведение , я ещё в который раз просмотрел личное дело его.
             Нужно отметить, что личные дела заключенных весьма скупа характеризуют личность осужденного.  Между тем все корни причин, которые привели человека к преступлению находятся прежде всего в его характере, а потом уже в обстоятельствах на момент преступления. Когда человека лечат, то принимают  меры прежде всего против причин, которые вызвали её.  Так и с перевоспитанием.

        Что я узнал?  Из самого приговора: что он с сентября 1960 года проживал в Кургановском инвалидном доме. И не слова ,а где был раньше и чем занимался. Проявлял хулиганские действия , за что в ноябре арестовывался на 7 суток.А 24 декабря из хулиганских побуждений нанёс гражданке Демидовой удар палкой , в результате чего переломилась ключица.имел финский нож, хранил под матрасом.  Вот и всё. Осужден за это по ст. 200 и 94 УК Каз. ССР к 2 годам лишения свободы.

    Как он вел себя после ареста и суда?
    21 апреля 1961 года . Нарушает тюремный режим,Ведет себя вызывающе, за что водворяется в карцер на 2 суток.

      26 апреля. Бросал коня, стучал, Объявлен выговор.

       23 мая. Ведёт себя развязано, пререкается, не подчиняется -5 суток карцера.
       В июне 1961 года прибыл в колонию.

       4 июня-курил в бараке, бродил после отбоя.

        12 июля -варил чифир-2 суток ШИЗО.

        25 августа -варил чифир.-54 суток ШИЗО.

        12 сентября — не явился на поверку, грубил-5 суток ШИЗО.

8   октября -варил чифир-5 суток ШИЗО.
        11 октября.-при проверки начальником ,нагрубил ему,за что добавлено ещё 3 суток.

26  октября-за курение анаши и грубость начальнику отряда-5 суток ШИЗО.
          7 ноября — варил чифир ,оказал сопротивление _7 суток.ШИЗО.

        18 января1963 г.-за нарушение режима и оскорбление-7 суток ШИЗО.

16  февраля-за курение анашу-5 суток.

         7 марта-курение анаши-7 суток.

        17 марта-хранение анаши-лишен права переписки.


Какой вывод? Ни какого просвета.Ну этот первый срок он дотянет, а сколько его ждет ещё впереди.? Вот так: с юных лет счастья нет и зачем меня мать родила....

         Согласно учению Павлова, старый динамический стереотип который определяет поступки Никитина даже не расшатан,а даже наоборот  получает своё дальнейшее укрепление и развитие  эгоцентризма.От чего это произошло? Так неблагоприятно сложились жизненные обстоятельства. Увещеваниями и одними разговорами делу не поможешь.

        Песталлоци говорил:  «Жизнь образует»  Поэтому следует организовать общеполезную деятельность, занять  каким-либо делом, вызвать интерес к знанию.Но как знать,чем его занять. И я написал письмо его родителям.

          Здравствуйте Алексей Фролович и Настасья Федоровна!
   Пишет вам замполит колонии Макаров,в которой в настоящее время находится ваш сын Иван.Мне хочется ,чтобы вы меня правильно поняли  и ответили на моё письмо. Дело в том ,что ваш сын отбывая наказание, не делает для себя выводов,не меняет своего поведения, что его может привести к повторному осуждению .Он нарушает дисциплину, грубит, курит в общежитии, употребляет анашу.сквернословит. Одним слово ведёт себя безобразно. Я обращаюсь к вам за советом и помощью , как изменить его поведение к лучшему.чтобы вернуть вашего ребёнка к жизни на свободе.

          Расскажите мне о том, ,как он потерял ноги, как жил до ареста, чем занимался, где и кем работал,как относился к вам, кем дорожит и чего хочет.подскажите ,как ему помочь встать на путь исправления? Всего вам доброго . Жду от вас ответа.
                Лейтенант Макаров.

      С надеждой стал ждать ответа, авось «ларчик просто открывался»
      23 марта Художника из Никитина не получается. Никаких навыков и абсолютная неграмотность. Но уже то хорошо , что записался в библиотеку и стал брать книги для чтения.

        27 марта. Всё ломаю голову, куда пристроить Ивана, чтобы занять его полезным делом. Сапожника с него не получилось. Рисовать- не наколки выкалывать. А он сегодня сам пришел и попросил устроить в бригаду бондарей,недавно организованную на давальческом сырье.Просьбу его удовлетворил и подбодрил: «Правильно ,молодец, давно пора браться за ум. Вот ещё бы какую нибудь специальность тебе приобрести.» На что он ответил: «А ,не знаю. Мне всё равно»

   Да в этом -то и собака зарыта, что тебе всё равно ,была бы анаша.