Историческая Родина. Рек-ция Н. Козаченко

Архив Конкурсов Копирайта К2
Штирлиц. Историческая Родина http://www.proza.ru/2015/02/27/2249


Итак, ищем героя в рассказе «Историческая родина» автора под ником Штирлиц.
Есть ли здесь классический героический поступок – ярко выраженный поступок в условиях экстремальных? Нет. Есть ли яркий и запоминающийся герой – нет.
Что есть в исходнике – типичный  представитель бывшей общности – советского народа. Образцово-показательная интернациональная семья. И страсти вокруг отъезда на «историческую родину». Кто из показательного семейства герой? А каждый – понемногу. Но всё же выделим одного – Сеню. Татарина по национальности, мусульманина по вероисповеданию, электрика по специальности, мужа, отца, сына и брата – по признаку родственных взаимоотношений.
Татарин он нестандартный, веры в нём почти нет, работа – самая обыкновенная, нужная всегда и при всяких обстоятельствах. Что остаётся: семья. Вот  самое главное для героя. Семейные ценности. Ячейка общества. То, для чего нужно жить, чтобы оставить память в следующих поколениях. Чтобы жила память рода.
Он глава семьи – голова. Но все мы помним, что голова поворачивает туда, куда повернётся шея. Шея повернулась в сторону Европы – без шопинга в Париже  жить неприлично. Сеня ехать никуда не собирается, а хочет чинить по-семейному машину с сыном, ждать появления внуков, приходить домой и смеяться, недоумевая – разве электрик такая грязная работа?
Ветер перемен во всякой семье начинается с женщины – кто с этим будет спорить? Лилия Генриховна поддалась на агитацию и пропаганду уехавшей подруги, невестка Ирочка  жаждет перемен – ей надоело углублять отношения в тесном семейном гнёздышке. Мужчины консервативны: Сеня ничего менять не хочет, Михаил будет следовать за женской юбкой, Вовчику всё равно где учиться. Решение принято большинством.
Но Сеня помнит, что он кроме всего ещё и сын и сыновьи обязанности никто не отменял. Он принимает решение остаться – потому что так и только так правильно. Героизм ли ухаживать за старенькой больной мамой – да он будет смеяться, если ему об этом намекнут. Это – та главная семейная ценность, которая не подлежит ревизии. Не герой – обычный человек.
А вот дальше происходит процесс необратимый: он отпускает сестру в её путешествие по вере иеговистов, он отпускает семью, то, что самое для него ценное – в путешествие с явно обозначенным финалом – распадётся семья. Но надежда ещё живёт в лице младшего – Вовчика. И Сеня готовит запасной аэродром. Тратя непозволительно большие деньги на телефонные разговоры. Пытаясь хоть как-то напомнить – они ещё семья.
А семья  распалась на отдельные кусочки, каждый сам по себе. И некому теперь передавать память о прошлом. Что Сеня не захотел увозить с собой – пожелтевшие фотографии, письма отца с фронта, маленькую деревянную скамеечку, украшенную выжженным узором. То, что теперь ценности не имеет. Никакой. В чужой стране. Некому это будет хранить. И не для кого. Вот это – поступок!
И понятно, почему Сеня не захотел встраиваться в новую жизнь. Побеждённая чужая историческая родина платила по долгам. Работать во благо её Сеня не желал. Работать стало не для чего. Бессмысленно. Тихая война против врага, с которым воевал отец?
Вот и весь героизм – наблюдать, как рассыпаются семейные узы и понимать, что сделать ничего нельзя. Герой ли Сеня –  в том смысле, какой мы вкладываем в понятие геройского поступка? Он персонаж времён распада страны, распада патриархальных традиций и родственных взаимоотношений. Он один из нас и скорее типичен, чем выделяется на общем фоне. Был человек – стал голос из монитора. Да и без «исторической родины» мы становимся голосом из монитора, стоит переехать хотя бы в столицу, к примеру. Так что явление вполне узнаваемое. Да и герой – тоже. Есть такое в нынешней жизни – массовые герои, «общность нового времени». Или фон для героев новых?



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215022100194