И голубь летит сквозь века...

Ксана Дюкс
                Из серии: Впечатления из рюкзачка

Записки путешествующей Rox27dragonfly..


                “И голубь летит сквозь века..."

               
               


...Мне всегда казалось, что кресты на храмах одинаковые.


                Но, закинув голову вверх, я с удивлением обнаружила, что Крест на главе Дмитриевского собора 1193-1197 гг., венчающий купол в форме богатырского шлема, совершенно иной... Неожиданный и загадочный...


                Взгляд "зацепился" за голубя...

                Да-да. Композиция символа спасения с полумесяцем внизу завершилась неожиданным аккордом - птицей, летящей в сияющей голубизне неба. От неожиданности даже поморгала... Вдруг почудилось? Но птица летела сквозь девять столетий, сияя золотым ореолом, и притягивала взгляд оторопевшего путника 21-го века как магнит...


                Очевидно, что полумесяц внизу креста с мусульманством, в данном случае, никак не связан. Это Византийский символ. Да и сам храм появился задолго до Османской империи, на исходе века 12-го. Потому, даже в Москве вы такого не увидите. В Москве нет церквей старше 15-го века. Они просто не сохранились, хотя, подобные кресты были и там... Все знАковые русские церкви белокаменного зодчества 11-го столетия сосредоточены на Владимиро-суздальских землях. И здесь все ответы на наши вопросы. Возможно ли, что "корни " полумесяца тонкой ниточкой тянутся из язычества, как наследие дохристианской Руси?


                Сам по себе крест - это символ якоря, символ первых учеников Христа - рыбаков. И священники рассказывают, что каждый храм подобен кораблю, плывущему по бушующему, житейскому морю на Восток, где Иерусалим, где взошла Вифлеемская звезда, туда, где Царствие Небесное... И, в один прекрасный день, все верующие, подобно тому как спаслись на ковчеге, спасутся в храме. Потому, символ якоря помещен на каждый храм как знак надежды избавления от всяких бед. Говорят, что полумесяц еще и символ самой Царицы Небесной: лоно Пресвятой Богородицы, в котором находился Сын Божий. И символ жертвенной чаши, куда стекала кровь Иисуса Христа.


                Мы же специально ездили в Валенсию, чтобы увидеть чашу Грааля. Ту, что официально признана Ватиканом и привезена как дар семейством Борджиа, в чьем роду немало Пап римских, и о влиятельности которого ходят легенды.


                Но не могли даже предположить, что метафорический символ чаши можно найти здесь, во Владимире.


                А птица... Птица - это символ Духа небесного... И рассмотреть ее внимательно возможно лишь внутри храма, где она находится в стеклянной пирамиде, такой, как ее сотворили наши пра-пращуры в 12 веке.


                Но, возможно, голубь здесь...как флюгер. Флюгер, что указывает направление ветра и движения на Восток. А совсем на Востоке у нас... Китай. А там буддизм... Как сложно и припутанно все, однако. Исчезла могущественная Византийская империя, изменив карту мира для русичей и прибавив загадок вслед за новыми географическими открытиями.


                Да... Иерусалим для нас, москвичей, сейчас совсем не Восток... А даже наоборот...направление строго на Юг. Вот в такую сложную эпоху открытий мы и живем. Или наоборот, все упростилось и встало на свои места. Восток остался ближним, но...на юге.


                А, если, все это так, а не иначе... то, бывая рядом с этим необыкновенным, белоснежным крестово - купольным храмом византийского стиля, просто позвольте себе постоять с задранной как в детстве головой...с одним только намерением...увидеть как девять столетий парит в небесной синеве...золотая птица, зовущая нас в Царство Небесное...