Иван да Марья. Послесловие

Валерия Андреева
23 октября 2013 года моей маме Марии исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Семь лет назад я начинала писать эту книгу о моих родителях, не предполагая, к каким выводам приду. У меня постоянно появлялся вопрос:
- Почему так случилось?
Не: «Как могло быть по-другому?», а «Почему именно так?» Где причины?

Вспоминала упреки, старые обиды, зависть, ревность. Каждое поколение попадает в подобные ситуации, наступает на грабли, но если бы можно было научиться на чужих ошибках! Людям свойственно делать свои, к сожалению. Я хотела понять, а не осудить своих родителей, ведь в конфликте, в ссоре всегда виноваты оба.

Моя детская память хранила впечатления о нескольких встречах с отцом. Он любил меня и заботился обо мне, это факт.
Любили ли они друг друга? И почему разошлись? Почему он все-таки женился на Ангелине?

Любила ли Мария Ивана? Поразмыслив о ее характере, думаю, да, безусловно. Жили они семьей до войны неплохо, спокойно, не скандалили. Она сдержанная, спокойная, терпеливая, работящая. В ее понятиях было - муж, так муж. Живем, так живем. Преданность! Такая жена не подведет, это Ивану в ней нравилось, даже после раз-вода она не стала с другими романы крутить, неприемлемо для нее. Верная и преданная жена, а он обидел ее этой историей с письмом. Может быть, и раньше она его подозревала в измене, ревновала, а тут доказательство! Видимо, перестала ему верить, так и говорила:
- Ты всегда оправдываешь свои поступки!

Любил ли Иван Марию? Конечно! Самой искренней и чистой любовью. И всегда хотел ее вернуть, прощения просил. Что не помешало ему «поджениться» в 44-м году. А последняя встреча с Марией, видимо, поставила точку в его стремлении к общей семейной жизни. Он честно признался, что не сможет расписаться с ней из-за строчки в анкете. Вот Мария не предвидела, что после скандала с письмом потеряет и квартиру, и мужа вместе с теми материальными благами, которые он обеспечивал, ее принципиальность и упрямая честность были для нее важнее. А он - предусмотрел, просчитал, что главное для него - чистота перед партией, и принял решение создавать новую семью.
В этой повести об Иване и Марии я рассказала о простых обыкновенных людях, каких миллионы во всех поколениях на земле. Для меня они были главными - они дали мне физическое тело, которым я пользуюсь уже больше 80 лет, и свою любовь, которой хватило на всю мою длинную жизнь.

Влияют ли на нашу судьбу характеры и поступки наших родителей? Несомненно. Моя детская память сохранила образ отца, как символ любви, заботы и внимания. Я получила в наследство от отца «иванковскую породу», оптимизм и эмоциональность, жажду жизни, умение находить выход из любой ситуации, договориться с любым человеком, зайти в любые двери, не лезть за словом в карман. Мой главный девиз в жизни безусловно воспринят от отца:
- Надо жить! Жить! Жить! Каждую минуту радоваться жизни!

Мама прожила рядом со мной всю жизнь, от нее я получила «фе-сенковское» упрямство, работоспособность и исполнительность:
- В лепешку расшибись, но сделай!
И простые принципы повседневной жизни - несмотря на материальные трудности никогда не брать в долг, не тратить деньги зря, продумывать и планировать свои расходы, беречь и ремонтировать вещи. Никогда не сидеть сложа руки, даже если устала, отложить это дело и заняться другим. Никогда не опаздывать, иначе люди перестанут уважать. До сих пор пользуюсь ее фразами для утешения себя и других:
- Не горюй! Не всегда так было и не всегда так будет! Могло быть и хуже!

Все это на первый взгляд мелочи, но из мелочей состоит вся наша жизнь...

Иванкова Тамара Ивановна.