Глава 60. Граф Монте-Кристо

Виктор Еремин
Кто такой граф Монте-Кристо? Самый знаменитый литературный герой-богоборец и одновременно заветная грёза униженных и оскорбленных. Богоборец — потому что откровенно не признает Божью кару после телесной смерти как кару, достойную человеческого внимания. Это проблема Бога, а поруганный человек должен делать всё возможное, чтобы возмездие негодяю свершилось в земной жизни. Заветная грёза — потому что почти невозможно найти такого человека, кто бы не желал увидеть возмездие, свершившееся над богатым и власть имущим злодеем, но вне революции подобное случается необычайно редко и то лишь по причине внутренней драчки среди самих власть имущих. Поэтому особо подчеркнём, что в художественной литературе именно граф Монте-Кристо есть аллегорическое, а потому и смягчённое личным благородством героя воплощение социальной революции, которая сакрально происходит вовсе не для улучшения жизни людей, но для очищения человеческого общества от накопившегося зла власти — это и предупреждение новым властителям (как правило, малополезное), и свидетельство о возможности Божьей кары на земле. Критика упорно навязывает обществу мнение, будто в «Графе Монте-Кристо» развернута обыкновенная абстрактная схема борьбы Добра и Зла, однако сюжет, построенный на преступном произволе власти — государственной, судебной и финансовой — и на возмездии ей со стороны юридически бессильного, униженного и поруганного человека, явно опровергает такую примиренческую схему. Не зря роман «Граф Монте-Кристо» появился на свет вскоре после двух (!) французских революций и накануне третьей революции, окончательно свалившей с престола Бурбонов в лице их младшей ветви — Орлеанской династии.

Только не будем считать создателей романа революционерами. Они лишь вовремя сориентировались в обстановке и талантливо оформили несбыточную мечту обездоленных толп в мире распоясавшихся буржуа в душещипательную авантюрную историю, где в финале все злодеи оказываются наказанными, а их жертвы — относительно умиротворёнными.

Роман «Граф Монте-Кристо» критики считают вершиной творчества тандема Дюма—Маке и одновременно самым мрачным и кровавым их произведением. Написан он был в 1844—1845 гг. Публиковаться роман начал в парижской «Газете Дискуссий» 28 августа 1844 г. и вышел в 136 номерах. К окончанию публикации в 1845 г. Дюма и Маке были уже в числе богатейших людей Парижа — столь грандиозным оказался успех. Дюма даже стал миллионером. Поговаривают, что после «Графа Монте-Кристо» он вообще прекратил работать самостоятельно и лишь правил написанное от его имени помощниками.

Сюжет романа был почерпнут из воспоминаний архивариуса французской полиции Жака Пеше (1758—1830), опубликованных под названием «Мемуары по материалам архива парижской полиции». Книгу эту выискал в библиотеке пронырливый Маке.

В «Мемуарах», в частности, рассказывалась история некоего сапожника Пьера Пико. В 1807 г. Пико хотел жениться на богатой девице, но трое друзей, при молчаливом согласии четвёртого, решили подшутить над ним и сделали донос в полицию, будто сапожник является английским шпионом. Беднягу арестовали, судили. Когда дело дошло до приговора, доносчики побоялись признаться в неудачной шутке. В результате Пико был приговорён к пожизненному заключению. В тюрьме молодой арестант оказался в одной камере с итальянским священником отцом Торри, который перед смертью завещал ему спрятанные в смутные времена в Милане сокровища.

В 1814 г., после окончательного падения Наполеона, Пико был освобождён, нашёл завещанный клад и инкогнито вернулся в Париж. В годы заключения он лелеял жажду мести и немедленно взялся за её осуществление. Одного из доносчиков бывший узник просто жестоко убил. Через два года бесследно исчез второй доносчик — его похитил Пико и запер в тайном месте, чтобы измываться, постепенно истребляя семью жертвы. Дочь врага Пико хитростью женил на бандите и сразу же сдал последнего полиции — несчастная вскоре умерла от потрясения. Затем мститель сжёг трактир, принадлежавший пленнику, и окончательно разорил его семью. Сына же наказанного Пико спровоцировал на преступление и пожизненно засадил в тюрьму. Покончив с семьёй, бывший сапожник зарезал своего пленника.

Однако к тому времени Пико был вычислен третьим доносчиком, который похитил мстителя и заколол. Убийца бежал в Англию, где перед кончиной в 1828 г. исповедался и рассказал священнику историю страшной мести Пико.

Конечно, авторы романтизировали эту жуткую историю, облагородили её главных положительных героев. Дюма не удержался от того, чтобы в очередной раз не использовать всемирно прославленные образы. В частности, исследователи весьма доказательно производят имя Эдмона Дантеса от имени Данте Алигьери, согласно «Божественной комедии» побывавшего в аду, а прообразом Мерседес рассматривают Беатриче.

Некоторые идут гораздо дальше и пытаются увидеть в благородном мстителе богочеловека, земного Иисуса Христа. Дело в том, что имя граф Монте-Кристо, как известно, Дюма произвёл от названия малюсенького (общая площадь 12 км2) гранитного острова Монтекристо в Тирренском море, который принадлежит Италии, входит в состав Тосканского архипелага и расположен на полпути между итальянским побережьем и Корсикой. Название острова в переводе с итальянского означает «Гора Христа». Дюма побывал на острове во время своего средиземноморского путешествия и был потрясён его мрачным видом.

В любом случае, Монте-Кристо — это сверхчеловек, предницшеанский герой, явившийся для воздаяния Божьего возмездия злодеям на земле. Возможно даже, что он стал слепым орудием высших сил, поскольку по логике своего характера оказывается неспособным на абсолютную жестокость и страдает от содеянного им же зла.

С другой стороны, Монте-Кристо является свидетельством бессилия земного мстителя перед лицом человеческого злодейства. Да, Дантес покарал своих обидчиков, но сам остался несчастным, сделал несчастными всех, кого любил, а негодяев и преступников на земле меньше не стало — ни во власти, ни среди малых мира сего. Скорее наоборот.

Примечательна кинематографическая судьба романа «Граф Монте-Кристо», наглядно демонстрирующая его китчевую природу. То, что роман часто экранизируется, предопределено его сюжетом. Но она вообще сыграла любопытную роль в судьбе современной киноиндустрии.

В начале XX в. американское кинопроизводство базировалось на Восточном побережье — в Нью-Йорке и Филадельфии, а на севере — в Чикаго. Но вот знаменитая тогда чикагская фирма «William Zelig» вознамерилась экранизировать «Графа Монте-Кристо». Потребовалась подходящая натура. Кто-то предложил посмотреть местечко Голливуд Хиллс (в переводе — Падубовый Лес) под Лос-Анджелесом в Южной Калифорнии. Так в 1908 г. в тех местах объявились первые кинематографисты. Экранизация романа Дюма стала первым голливудским блокбастером*. Роль графа Монте-Кристо исполнил тогда актёр Хобарт Босуорт**, ставший первой в истории голливудской звездой. Режиссёром фильма был Франк Боггс***.
_____________________________
* Блокбастер (от англ. «бомба») — первоначально так называли особо удачную актёрскую игру; с 1970-х гг. (начиная с фильма «Челюсти») этот термин перенесли на высокобюджетные и особо популярные у зрителей кинофильмы; с начала XXI в. блокбастерами стали называть популярные и высокодоходные произведения во всех направлениях поп-культуры, в том числе и в литературе.
** Хобарт Босуорт (1867—1943) — американский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер.
*** Франк Боггс (1870—1911) — известный режиссёр немого кинематографа.

Лучшие экранизации романа были осуществлены французскими кинематографистами.

В 1953 г. на экраны вышел фильм режиссёра Робера Вернэ* «Граф Монте-Кристо». Исполнитель заглавной роли в этом фильме Жан Маре признан лучшим Эдмоном Дантесом в истории кинематографии.
______________________
* Робер Вернэ (1907—1979) — французский кинорежиссёр, создатель более сорока фильмов; мировую славу ему принёс фильм «Граф Монте-Кристо».

Не меньшей популярностью пользуется многосерийный телевизионный фильм «Граф Монте-Кристо» режиссёра Жозе Дайан*. Роль Дантеса исполнили Жерар и Гийом Депардье**.
__________________________
* Жозе Дайан (р. 1943) — французская женщина-кинорежиссёр и сценарист; её телесериалы-экранизации классических произведений вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В частности, это сериалы «Отверженные», «Опасные связи», «Проклятые короли» и др. Интересна историческая драма «Григорий Распутин».
** Жерар Депардье (р. 1948) — прославленный французский актёр и продюсер; Гийом Депардье (1971—2008) — сын Жерара Депардье, актёр, в сериале исполнил роль молодого капитана Дантеса.