3. Проволочка

Алексей Земляков
 

                начало: http://www.proza.ru/2015/02/19/2153



Моя добрая старенькая «Волга», изредка пофыркивая, поскрипывая на кочках, плавно довезла нас до Судака, неспешно прокатилась через древний городишко, возраст которого виден только по развалинам крепости на горе.  Выползая из города, дорога круто изгибается и вздыбливается ввысь. Верная, безотказная подруга привычно тужится, урча всеми своими лошадками, но вдруг замолкает и встаёт прямо на середине подъёма. Ставлю на ручник, кручу стартером – молчит.
   – Что случилось? – спрашивает Василий.
   – Не знаю пока. Крайний раз она глохла лет пятнадцать назад. Сейчас разберусь.
  Сзади ниже по склону аварийная ловушка. Вася становится на повороте, чтобы остановить движение, и я скатываюсь туда. Подув, подёргав, позаводив, убеждаюсь, что не работает бензонасос.
   – Что будешь делать? – волнуется Вася.
   – Сниму, разберусь. Если не получится отремонтировать – куплю новый.
   – А будет?
   – Это же «ГАЗ»!
   – А денег хватит?
   – Это же «Волга» – не «Мерседес».
   – Моя помощь нужна? – уже успокоившись, вопрошает мой проводник.
   – Нет, тут работа пустяшная.
   – Тогда  прогуляюсь до моря.
  Я меняю куртку на старый свитер из багажника, вытаскиваю увесистую укладку порядком поржавевшего штатного инструмента и погружаюсь под капот. Через час борьбы с прикипевшими гайками и задубевшими шлангами извлекаю насос. Причина очевидна: корпус его под шайбой оси рычага ручной прокачки так износился, что ось сдвинулась, и рычаг проскочил фиксатор. Экцентрик  вывернулся, заблокировал ход мембраны. Обидно, что столько провозился, его снимая. Ведь можно просто зафиксировать рычаг ручной прокачки проволочкой, и всё заработает. Надо только найти проволочку. Порылся в куче полезного барахла, живущего в багажнике – нет. Но у каждого уважающего себя камазиста обязательно должен быть в машине моток отожжёной железной проволоки. Благо, это Крым! Здесь ещё не модно возить щебень на сверкающих «ИВЕКах». Останавливаю проезжающий «КамАЗ», спрашиваю проволоку. Водитель ничуть не удивившись моей просьбе, говорит:
   – Сейчас, только протяну вперёд – здесь стоять нельзя.
Останавливается в кармане, находит в бардачке кусок проволоки.
  – Пойдёт?
  – Именно то, что нужно! Давай пополам.
  – Бери всю, у меня ещё есть.
  – Спасибо! Я знал, что у настоящего водителя КамАЗа это есть!
   Улыбается и кричит мне: «Удачи!» сквозь весёлый рокот трогающегося трудяги-грузовика.
  Когда Вася возвращается, я уже проверяю работу двигателя на разных оборотах.
   – Получилось?
   – Получилось.*
   – А ты знаешь, не зря она здесь сломалась! Просто так никому кирпич на голову не падает…  Здесь, оказывается, рядом есть сохранившийся храм 11 века, и от него такой вид открывается – чудо. А я и не видел ни разу, сколько здесь живу… Сходи – посмотри, а я пока в машине посижу – устал. Вот по этой тропе в сторону вон той Генуэзской башни.
    Храмом оказывается прямоугольное здание меньше моего гаража, сложенное из природного камня, крытое старинной горбатой черепицей. Христьяне в 11 веке были значительно скромней. Храм действует – в нём горят свечи, молящаяся женщина замолкает при моём появлении – выхожу, чтобы не мешать. На стене храма литая добротная табличка: «УССР. Памятник архитектуры 12-13 века. Охраняется государством». Уже и сама табличка – памятник ушедшей эпохи, рухнувшей империи…
 
   – Ну что, поздно уже в «Новый Свет», – домой?
   – Домой.
   – Вась, а я там видел, у тебя валяется во дворе правильный казан. Утром у татар баранинки купил. Как ты смотришь насчёт плова?
   – А ты могёшь?
   – Попробую.
   – Положительно смотрю. Только в Морском остановишь перед поворотом – у меня мадера закончилась

 * - здесь единственное место во всём цикле о Крыме, где я соврал. Ну, позволил себе литературную гиперболу. Реально тогда "Волга" сразу не заработала, и я решил разбираться потом - остановил попутку и смотался в Судак, купил новый насос в сборе (благо не "Мерседес" - все запчасти лежат в каждом втором магазине). А разбираться пришлось. Этот новый насос довёз меня домой и там рассыпался. Буквально. Я вытащил старый СССР-овский из багажника, не торопясь перебрал и он работает до сих пор.
   
 Но тут мне хотелось рассказать о проволочке. Символе шоферской смекалки и взаимовыручки. Я о шоферах советской эпохи...

 Продолжение: http://www.proza.ru/2015/03/06/1960