Мак не уродился. Рек-ция Л. Новожилова

Архив Конкурсов Копирайта К2
Оскар Делахойя. http://proza.ru/2015/02/27/2294


Рассказ Оскара Делахойя «Мак не уродился» получил от меня самый высокий балл среди конкурсных работ. Объясню, почему.
Рассказ выделяется своей необычностью.  Среди банальностей, штампов и неуклюжих оборотов сверкают  оригинальные речевые образы. Создается впечатление, что автора распирает от эмоций настолько, что он, выражая их,  просто не успевает правильно подобрать слова или расставить их в нужном порядке. И получается то смешно и наивно, то – вдруг - замечательно.
Но порой приходит мысль, а что если автор специально так поступает, что он разыгрывает нас, кося под неумеху, что это такой художественный прием?  Манипулируя нами (привет Штирлицу!) он создает впечатление, что в руки читателя случайно попал юношеский дневник, в котором неумело, но искренне повествуется об обычных днях обычного молодого человека.
И вот эта искренность затягивает, привлекает, и мы листаем страницу за страницей…
Теперь о герое. Здесь, конечно, герой – это типичный представитель нынешнего молодого поколения. Подобно героям сериала «Реальные пацаны». 
Герой еще не нашел себя в жизни, и в голове у него как раз все то, что и должно быть в этом возрасте. И мы сейчас не можем сказать, кто из него получится – тихий семейный Сеня из «Исторической Родины» или неугомонный и бескомпромиссный Володя Рассудов из «Пятой колонны». Все у него еще впереди. И нам искренне хочется, чтобы герой, которого мы полюбили,  скорей нашел себя и был счастлив в этом обретении.
Рассказ, на первый взгляд кажется легковесным, но это только на первый, поверхностный, взгляд.  Посмотрите, ведь это о нашей стране.
«Лихо наяривал гармонист, бабы вышли плясать, запели частушки. Стало горячо щекам, радостно на душе. Ваня начинал понимать пристрастие пьяниц, удивляясь способности алкоголя поменять минус на плюс.  Комната шумела и гудела, как улей.  Ваня озирался и умильно разглядывал всех этих людей, разрешая им эту маленькую радость. Как я люблю свой народ! – пьяно восторгался Ваня. Одни разговаривали по углам, внимательно слушая друг друга. Другие тешились пением… Он смотрел на них и думал о том, что не видел раньше людей. А ведь и у них свои беды, может быть, тяжелее его, и они падают духом, страдают, сгибаются под ударами судьбы. Потом поднимаются и снова идут легко по жизни».
А здесь очень тонко об отношении героя к актуальному политическому событию.
«- Не. Завтра времени нету. В магазин - и жрать готовить. ( - сказал Ваня)
-  Хозяйственный!  - весело сказала Кира.
- Хозяйственное – мыло, - сурово отозвался Ваня. - Сегодня яблоки запекал в микроволновке. Мне нельзя сырые. В лесу не нашел яблок. Это если утром туда приехать... Но еще пожрать с собой взять... Короче, нет завтра времени. Устану опять...
- Ну и правильно. Надо отдохнуть. А новости слушаешь? Про Киев. Что думаешь? Про Донбасс.
- Ничё, - настороженно отозвался Ваня.
- Вообще ничё? Не волнуют, что ли?
- Не знаю. Хочу еще собирать. Но мне их нельзя. 
- Прям нельзя. Кто тебе сказал? Они полезные, - сказала задумчиво Кира. Потом добавила упрямо: - Про Донбасс тоже надо думать, а не только об утробе своей.
- Я давал тебе список продуктов, которые можно с панкреатитом, какие – нет! Что там было написано? – раздраженно, чуть не с гневом спросил Ваня…»
Напоследок еще о языке рассказа. Чем-то он схож с «самодельным, нескладным, первобытным» языком Андрея Платонова, изобилующим лексическими и грамматическими неправильностями.  Кто знает, может быть, нам всем посчастливилось участвовать в одном конкурсе с будущей новой литературной звездой?
С чем всех нас и поздравляю!
Александр Д.




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215022100225 


Обсуждение здесь http://proza.ru/comments.html?2015/02/21/225