Критическая статья

Лилия Соловьева
О  рассказе  <<Первый снег и  Кира Муратова>> (автор Таня Фетисова)

Знаете, а я думала о вашем рассказе ..., -- много думала. Он интересн, но на мой взгляд  слишком недоработан. Когда прочла весь текст первый раз, то возникло ощущение запутанного клубка посредине. Этот "клубок" с первого  раза  не воспринимался, в голове у меня укладывались только начало и конец. Пришлось прочесть его несколько раз.

Но, вернусь. Так чем мне показалась задумка интересной? А тем, что пишет женщина о фильме Киры Муратовой, которая  сама является как бы её двойником. Я не знаю получилось это у вас до конца осознанно или нет, но вышло любопытно. Ведь насколько мы, прожив жизнь, замечая "смутно-фиолетовое" и "густо-синее", ощущая "запах влажного и слегка огуречного" (мне это  понравилось), "опустив нос  в пушистый воротник" (мне на миг показалось, что это о зверьке на руках) чувствуем "еле уловимый аромат прошлогоднего розового масла",(кстати, "о незабвенное болгарское!"--по тематике подходит, а по стилю нет),и, насколько мы, обладая умением прислушиваться, присматриваться, принюхиваться, ощущать цвет и вкус, считая себя довольно развитыми; одновременно  часто "убегаем" от себя самих и редко углубляемся в самоанализ. Насколько нас занимает  быт. Понимаете? Ведь все ваши сноски за скобки об этом и говорят. И "пахнет Новым годом" и "любовь началась после того, что она капитально залила мне кухню", и "апельсины по тем временам большая редкость...", и  о сапогах которые тяжело было "достать". Все это,-- простые бытовые вопросы занимающие женщину от имени которой вы пишете рассказ. Весь мой восторг заключается  в том, что вы очень естественно передаете нам среду самой  Киры Муратовой, ведь она тоже считает себя простой женщиной, которая ходит на Привоз (органично вписываются к разговору о Кире  помидоры, антоновка, корольки и абхазские мандарины), и беседует там  с молочницами, а потом стоит дома у плиты и готовит суп. Сама Кира в своих интервью говорит о том, что ей нравятся внешне колоритные люди, и что для неё главное фактура и среда. Читателям её  интервью она  раскрывает свой режиссерский  интерес к кладбищам (очень кстати ваше смутно-фиолетовое),  они ей нравятся как место действия, как загадочная среда. Она признает, что в её фильмах движутся тела без души, что в них нет сознательного плана. Кира считает:  телесное и есть все. Она  говорит, что человек и есть тело. Говорит, что не умеет разделять, --душа и тело. Она уверена:  деление это происходит только на словах. Кира убеждена, что для этого разделения (душа и тело) человек должен быть религиозен, тогда как сама Муратова нерелигиозна....

 У  вас целиком получился прекрасный  портрет Киры Муратовой. Это здорово! Но сделано все скоро и небрежно, до конца не продуманно. Я лично за отточенные тексты, за доработанные в своей смысловой глубине  вещи. Мне не понравилось  сочетание  слов "банальный" и  "неизменно гениальный", еще показалось "оторванным" от текста  словосочетание -- "крупные хорошо промытые звезды". Но мне очень приятно! Вы создали органичный текст-атмосферу Киры Муратовой. И первый снег, как символ  эксперимента,  перемены...  У вас получилось что? -- Это такой  тип-- интеллектуальное  письмо, для которого обязателен  багаж определенных знаний. В данном случае, читателю надо знать  о Кире Муратовой  чуть больше, чем просто её один фильм это,-- современное направление письма.

Вот такое мое мнение, Таня.(может все наоборот и у вас была совсем другая задумка, но восприняла я рассказ именно так). И еще, на мой взгляд у вас  отличное чувство юмора, -- это я  про откусывание апельсина.))