О рассказе <<Первый снег и Кира Муратова>> (автор Таня Фетисова)
Знаете, а я думала о вашем рассказе ..., -- много думала. Он интересн, но на мой взгляд слишком недоработан. Когда прочла весь текст первый раз, то возникло ощущение запутанного клубка посредине. Этот "клубок" с первого раза не воспринимался, в голове у меня укладывались только начало и конец. Пришлось прочесть его несколько раз.
Но, вернусь. Так чем мне показалась задумка интересной? А тем, что пишет женщина о фильме Киры Муратовой, которая сама является как бы её двойником. Я не знаю получилось это у вас до конца осознанно или нет, но вышло любопытно. Ведь насколько мы, прожив жизнь, замечая "смутно-фиолетовое" и "густо-синее", ощущая "запах влажного и слегка огуречного" (мне это понравилось), "опустив нос в пушистый воротник" (мне на миг показалось, что это о зверьке на руках) чувствуем "еле уловимый аромат прошлогоднего розового масла",(кстати, "о незабвенное болгарское!"--по тематике подходит, а по стилю нет),и, насколько мы, обладая умением прислушиваться, присматриваться, принюхиваться, ощущать цвет и вкус, считая себя довольно развитыми; одновременно часто "убегаем" от себя самих и редко углубляемся в самоанализ. Насколько нас занимает быт. Понимаете? Ведь все ваши сноски за скобки об этом и говорят. И "пахнет Новым годом" и "любовь началась после того, что она капитально залила мне кухню", и "апельсины по тем временам большая редкость...", и о сапогах которые тяжело было "достать". Все это,-- простые бытовые вопросы занимающие женщину от имени которой вы пишете рассказ. Весь мой восторг заключается в том, что вы очень естественно передаете нам среду самой Киры Муратовой, ведь она тоже считает себя простой женщиной, которая ходит на Привоз (органично вписываются к разговору о Кире помидоры, антоновка, корольки и абхазские мандарины), и беседует там с молочницами, а потом стоит дома у плиты и готовит суп. Сама Кира в своих интервью говорит о том, что ей нравятся внешне колоритные люди, и что для неё главное фактура и среда. Читателям её интервью она раскрывает свой режиссерский интерес к кладбищам (очень кстати ваше смутно-фиолетовое), они ей нравятся как место действия, как загадочная среда. Она признает, что в её фильмах движутся тела без души, что в них нет сознательного плана. Кира считает: телесное и есть все. Она говорит, что человек и есть тело. Говорит, что не умеет разделять, --душа и тело. Она уверена: деление это происходит только на словах. Кира убеждена, что для этого разделения (душа и тело) человек должен быть религиозен, тогда как сама Муратова нерелигиозна....
У вас целиком получился прекрасный портрет Киры Муратовой. Это здорово! Но сделано все скоро и небрежно, до конца не продуманно. Я лично за отточенные тексты, за доработанные в своей смысловой глубине вещи. Мне не понравилось сочетание слов "банальный" и "неизменно гениальный", еще показалось "оторванным" от текста словосочетание -- "крупные хорошо промытые звезды". Но мне очень приятно! Вы создали органичный текст-атмосферу Киры Муратовой. И первый снег, как символ эксперимента, перемены... У вас получилось что? -- Это такой тип-- интеллектуальное письмо, для которого обязателен багаж определенных знаний. В данном случае, читателю надо знать о Кире Муратовой чуть больше, чем просто её один фильм это,-- современное направление письма.
Вот такое мое мнение, Таня.(может все наоборот и у вас была совсем другая задумка, но восприняла я рассказ именно так). И еще, на мой взгляд у вас отличное чувство юмора, -- это я про откусывание апельсина.))