Лидия Делекторская - русская муза Матисса

Алина Алексеева-Маркезин
             В  путевом очерке "Мимолетный Париж" К. Паустовский рассказывает о своем знакомстве с нашей соотечественницей Лидией Николаевной Делекторской .        Произошла эта встреча осенью 1956 года во время путешествия писателя с группой советских  туристов  на теплоходе  "Победа". В последний день пребывания туристов в Париже в гостинницу на Монмартре, где останивились Константин Паустовский и Даниил Гранин , пришли две элегантные русские женщины , оказавшиеся двоюродными сестрами, эмигрантками, увезенными из Томска в детском возрасте.

         Узнав из газет о приезде русских литераторов , они пришли попросить автографы на их книгах. В тот день старшая сестра фактически выполняла роль гида , а затем пригласила к себе своих земляков. Каково же было удивление и восхищение гостей , когда они увидели в квартире хозяйки великолепные картины Анри Матисса! 

            "Дело в том , что я была в течение  более чем 20 -ти лет  очень близким Матиссу человеком, его секретаршей и помощницей. Он умер у меня на руках. Эти картины он подарил мне..."- рассказывала она позже.
Несколько слов о том,как Лидия оказалась в Париже.

  Лидия Делекторская родилась в 1910 году в Томске, в семье врача.Родители её умерли от тифа и в 13лет она осталась сиротой.Её забрала к себе тётя.         
       В 1923 году тетя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Маньчжурию .   Жизнь там была нелегкой и все же Лидии удалось закончить русский лицей в Харбине. Затем в силу ряда обстоятельств они перебрались во Францию, что как магнитом притягивало очень много россиян.

     В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта,но вскоре развелась
 Так , без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка 22-летняя Лидия Делекторская оказалась в Ницце, в доме знаменитого художника.Она прочла объявление о работе на автобусной остановке.

    Анри Матисс в 1932 году работал над панно "Танец" для музея Барнаса. В то время Матиссу уже шел седьмой десяток лет  и одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской и он искал помощницу. Как раз в то время из Парижа в Ниццу , где жил тогда Матисс, приехала Лидия Делекторская . Она была в разводе и искала работу.Матисс предоставил ей временную работу.

   Когда прекрасное панно было закончено и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Через некоторое время ее опять пригласили в семью художника. На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной  мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели.

    Сначала Лидия приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса "с жильем и питанием" и ежемесячной оплатой. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем  почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.

         
    В молодости художнику довелось испытать немало трудностей и лишений, он знал истинную цену денег , заработанных честным трудом. Поэтому Матисс находил любую возможность поощрить своих сотрудниц: и молодых жительниц Ниццы , служивших ему моделями , и Лидию Делекторскую. Случалось он говорил ей:"Сегодня я задержал вас почти на час, вы вернетесь к себе очень поздно. Я советую вам перекусить в соседнем рестранчике".


   И вручал Лидии купюру которая удваивала ее дневной заработок. Это были повседневные знаки внимания , которые , конечно уступали его поистине " королевским"  подаркам .
         Ежегодно Анри Матисс преподносил Лидии два своих оригинальных рисунка: один - к Новому году, другой - ко дню ее рождения. Думается, что это уже  были дары не только модели , но прежде всего очаровательной и душевной женщине , которая вдохновляла художника на создание поистине блистательных произведений.

 
            Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения , стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод , а она попрежнему оставалась одинокой , да к тому же в чужой стране. Начиная с 1935 года , когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки , который можно видеть в лучших музеях Франции, России,США и ряда других стран.

     Приближалось 70-летие мэтра , он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться - 3 сентября началась вторая мировая война.Случилось так ,что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком , который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы. Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США .

     Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита участвовала в движении Сопративления, была выдана врагам предаталем и едва не угодила в лагерь Равенсбрук. Мадам Матисс сидела в тюрьме  города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет. К счастью освобождение Франции от захватчиков  вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь.

   Последнее десятилетие жизни Матисса было , как и прежде, несмотря на его  возраст и недомогание, отданно творчеству, особое место в котором занял архитектурный макет Капеллы четок в Вансе.
Русская муза Анри Матисса, вдохновлявшая художника при его жизни, продолжала самозабвенно служить его памяти и искусству и после кончины великого творца.

            Еще при жизни Анри Матисса Лидия Делекторская решила покупать у художника некоторые , понравившиеся ей, рисунки и отправлять в Москву в музей имении А.С. Пушкина, где хранится целая коллекция его картин. Между тем Анри Матисс, который к тому времени очень редко просил своего секретаря позировать для его произведений, вдруг обратился к Лидии с такой просьбой.
   В три сеанса был создан изумительный рисунок крупного формата.  " Я добавлю этот рисунок от себя лично к вашему дару",- заметил художник, сопроводив свой подарок письмом к руководству музея.

        С этого момента на протяжении почти десяти лет, вплоть до кончины Матисса его секретарь и Муза систематически покупала у него картины, рисунки, скульптуры и книги и дарила их музею имени А.С. Пушкина или Эрмитажу. Лидия Делекторская продолжала делать  щедрые подарки музеям России и после ухода Матисса из жизни.

      Она говорила: "В тот день, когда я открыла для себя что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить  с ними сокровища , которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь изчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса."


     Она умерла в 1998 году в Париже. Согласно воле Лидии Делекторской, её прах был привезен из Франции и погребен под Санкт-Петербургом, в Павловске.
 
              http://maxpark.com/community/6782/content/1814095