Борис Ефимович - земляк нижегородцев

Людмила Лунина
Как странно устроена жизнь.
Раз — и снова сталкивает с прошлым. Уже  далеким. Но всё равно очень близким.

Немцова я знала  лично. В его самые звездные годы.  Приходилось общаться по работе в  областной госслужбе.
Наблюдала, как после участия в событиях возле белого дома он, тридцатилетний борец "за демократические ценности",   неожиданно получил  высшую  власть в нашем городе и области. Как упоенно рулил. Или, скорее, пожалуй, играл в губернатора.
Казалось, что он всегда говорил то что думал. Или, точнее, не думал о последствиях того, что говорил. Для чиновника такого ранга это было  ненормально.

Мужчины при власти  всегда притягивают женщин. А он был к  тому же красив. Очень молод. Беспредельно, до бессовестности смел.
Конечно, очарованная  женская часть областной администрации  окружила  шефа общим преклонением,   шушукаясь в коридорах и о его личной жизни тоже. УзнаЮт, мол,  благополучно женатого губернатора в ночных клубах города, где он проводит время с известной журналисточкой. И никакой парик и темные очки ему не помогают... 
 
Борис Ефимович сразу стал  весьма инициативным. И, как выяснилось позднее, очень, кому надо,   послушным. Нижегородчина   быстренько превратилась «в полигон демократических реформ». Тогда мы впервые увидели полчища иностранцев в своем прежде закрытом городе. Американцы, англичане, немцы,  поляки и иже с ними  отрабатывали  у нас механизмы  приватизации  всех сфер государственной собственности, не забывая также  о своём кармане.
Всё было просто. Запад выделял щедрые гранты на выполнение программ помощи по реформированию промышленности, сельского хозяйства, торговли. Работать приезжала зарубежная команда. И деньги тратились  на их зарплату, содержание и быстрый развал построенного и  накопленного за долгие годы  нашим народом.
Игра шла большая. Прибыльная. Даже госпожа Маргарет Тэтчер почтила Нижний своим присутствием. Часто бывали  и высокие  российские начальники, включая Президента.

Конечно, оценить происходящее трезво и реально я, как и большинство других, тогда просто не могла. В силу собственной молодости, неосведомленности  или  просто глупости. Очень верилось, что   перемены    пойдут на благо   людям. Что новые собственники поднимут страну. И каждый россиянин ( как любил нас называть тоже Борис, только Николаевич)  будет жить достойно. Наивность эта ушла значительно позже.
Немцов был достаточно доступен для общения. В губернаторском доме даже отменили пропускную систему. До тех пор, пока в его кабинете не устроил непристойный скандал неожиданно  появившийся  Жириновский. 
К части людей Борис Ефимович относился уважительно. Хотя,  думаю, для него никогда не было абсолютных  авторитетов.  И элементарных правил поведения он сознательно не придерживался. Например, перечеркнув однажды   проект деловой бумаги, подготовленной опытным аппаратчиком немалого чина, написал: - Не пора ли Вам на пенсию, N.N.?
И пошла бумага вниз по этажам под общее ехидство читающих резолюцию...

Окружение у него было очень разное. Но дурость и ограниченность он не жаловал. Это точно. Хотя вместе с интеллигентными умниками рядом с ним уживались и воры, и мошенники,   и бандиты. Это тоже выяснилось позже. Когда   начались   скандалы и судебные разбирательства. В тот момент он уехал в Москву. И мы всерьез переживали и очень расстраивались по этому поводу.

В правительстве страны  наш прежде успешный умница  как-то вдруг стал выглядеть  просто авантюрным, недальновидным и часто беспомощным  политиком.

В конце концов всё закончилось. До прежних вершин он уже  не поднимался. И его многолетняя оппозиционная борьба, скандальные выступления, кажется, неглупые и смелые, уже  не убеждали.  Не помогала их откровенность и  всегдашняя обличительная горячность. Всё было пусто и бессмысленно.
Отталкивали и  подробности  тесных служебных взаимоотношений с Западом. Отвращали  часто обсуждаемые   истории его связей с женщинами.

Нет. Помниться,  несомненно, будет  хорошее.
Старинное чудесное имя, возвращенное нашему многострадальному Горькому. Некоторая  ухоженность центра взамен прежней запущенности. Попытки приблизить наш город к другим образцам современной цивилизации.
Его борьба против войны в Чечне.
Его молодая горячность и энергия, зовущая к благородным  свершениям.

Сколько же огромных возможностей сделать мир добрее и разумнее   дал Всевышний этому противоречивому бесшабашному человеку Борису Немцову!
Только  он не захотел воспользоваться ими. Он  сознательно переступил через вечные наши идеалы, нравственные понятия и святые ценности, видимо, считая себя абсолютно уверенным в своей правоте.
 
Его нелепая  скандальная  смерть была мгновенной. Значит, легкой. Выходит, Господь за что-то его пожалел?
 Пусть он упокоится с миром.  Он сделал все, что сделал.

Сказали, что  его похоронят в Москве. Значит, в наш город он больше не вернется.
А жаль...