Анатолий Мармазов
К этимологии слова «человек»
Слово до сих пор не объяснено, хотя и делались попытки связать его первую часть с индоевропейским kel (род, клан, стая), а вторую – с древнепрусским vaix (дитя, потомок). Первую часть слова –«сеlо» также сближали со словом челядь, с др.-инд. kulam «стадо, множество, семья, род», греч. telos «толпа», ирл. cland, сlаn «потомство, род», лит. kiltis «род». Вторую часть слова – «vekъ» сближали с лит. vaikas «мальчик, ребенок», лтш. vaiks — то же, др.-прусск. waiх «слуга». (Этимологические словари русского языка Семенова и Фасмера).
Этому слову не повезло и в том отношении, что у него существует огромное количество форм: чоловiк, чловек, човек, челяк, чиляк, cluovak и т.д. Эти формы, как будто специально, затуманивают истинные истоки слова «человек».
Выскажем свою собственную версию. Вторая часть рассматриваемого слова, возможно, восходит к санскритскому «vac» ("а" с умляутом)- речь, голос, звук или «vac» (P. pr. «vakti»— II, «vacate») - говорить, от которых, кстати, осталось до сих пор существующее слово «вякать» - говорить. От них же и древнее «вече». В первой части слова «человек» (человече) спрятано слово «sol, сoл» - солнце. Это предположение не так уж невероятно, если вспомнить, что в кириллице буква «Ч» могла изображаться как древнегреческая буква "y"«гамма), которая произносится как русское «г». Таким образом «чел-о» может соответствовать «гел-о, гелиос» - солнце, более того, если перевернуть первую букву санскритского слова «heli» - солнце, то получим как раз букву «ч». Поэтому отдельное слово «чело» - лицо соответствует слову «лик», которое, в свою очередь, не так уж далеко от слова «блик». Здесь мы не можем не остановиться на разъяснении деятельности так называемых составителей алфавитов: древнегреческого, латинского и славянского. Создается впечатление, что они сделали все возможное, чтобы разделить некогда единый язык, а иначе, зачем одним и тем же знакам придавать разные фонетические соответствия? Так, например, знак «с» соответствует в разных языках русским звукам «с», «к», «ч» и т.д. Впрочем, филологи объясняют это явление естественным развитием языков. Более того, некоторые знаки при повороте могли обозначать уже другую букву. Все это приводило не только к созданию новых слов, но и к существенному изменению фонетики старых. Так, например, переворот прописной буквы «в» в слове «враг» дал не только прописную букву «д», но и «новое» слово «друг». Что самое интересное, в санскрите «враг» - это «druh». А «druh» - это «враг»… Интересно, а кем тогда были Кирилл с Мефодием? И какой «языческий» алфавит на Руси был до них? Осталась только память про «черты с резами»… А какими были они? Неужто как в санскрите?
Таким образом, слово «человек» (hel-o-vac, sol-o-vac) может означать «говорящий с солнцем» или «обращающийся с молитвой к солнцу». В этом отношении оно весьма близко к слову «славен, словен, сла-ван» - славящий, восхваляющий лес и воду, а через них солнце. «Van» в санскрите – любить, стремиться к, «vana» - лес, роща, вода. А «sla, slo» является метатезой слова «sol» - солнце. Поэтому слово «словен» - славянин, через слово «словак» - славянин, явно сближается со словом «cluovak» - человек.
Термин же «Слово» в древние времена являлся принадлежностью жреческого лексикона и означал «обращение к богу, солнцу». К нему же относятся и термины «слог» и «слагать», где «ga» (P. pr. «jigati») - воспевать, восхвалять; gati – путь, дорога. Связь человека и солнца прослеживается и в других языках. Так, например, слова «человек», «день» и «солнце» в некоторых тюркских языках имеют одно и то же обозначение «кyн». В древнейшем языке санскрите тоже имеются слова, объединяющие понятия «человек» и «бог»: «purusa» - человек, божество, мировой дух, «аrka» – певец, солнце, бог солнца, «deva» - бог, жрец, владыка, царь (как почтительное обращение). В санскрите есть и слово «manu» - родоначальник рода человеческого, мудрец и просто человек. Это слово вошло во многие европейские языки в качестве термина «man» - человек, но с утверждением христианства на территории Западной Европы, возможно, вызвало отторжение у завзятых язычников-славян (что привело к появлению слов «манить», «обмануть»), - и они сблизили понятия «человек» и «славянин» (отсюда сходство слов «словак» - славянин и «cluovak» - человек), а тех, кто изменил языческой вере и перестал «разговаривать» с солнцем, стали звать «немцами» - онемевшими. С этого момента славяне и появляются на международной арене как люди, продолжающие славить Солнце в противовес утвердившемуся христианству, в противовес «немцам». К ним начинают стекаться выходцы из других этносов, не согласные с уничтожением язычества. Начинается отчаянная борьба за существование древнейшей веры, которая длилась и века спустя после измены князя Владимира. Судя по всему, об окончательной победе христианства на Руси можно говорить только в связи с «татаро-монгольским нашествием», когда из княжеских имен «неожиданно» исчезли Ярославы и Святославы. Впрочем, не зря же русское православие называют «двоеверием», а значит, славянин-язычник до сих пор «живет» в каждом из нас.