Инквизиция по-русски

Валентин Спицин
Нет, я не о той, в которой так прославился приснопамятный Джироламо Савонарола, и в которой сожгли заживо Коперника или Джордано Бруно, вечно путаю, и, кроме того, десятки тысяч «ведьм», «колдунов» и прочих врагов Святой Церкви.
Я о том, что значительно ближе к нашему просвещенному веку. Для начала расскажу вам историю из моей собственной жизни.

Еще совсем молодым пацаном меня угораздило защитить диссертацию. Ну, защитил и защитил, как и положено, 100%-и голосов членов Совета, причем не в каком-то Задрипанске, а в головном московском ВУЗе. Ну, защитил, обещали даже ходатайствовать о присвоении степени доктора наук, - спасибо, конечно.

Я специализировался на контактной задаче теории упругости. Казалось бы, где та теория, а где политика…

Но за три года до этого, когда я только что окончил ВУЗ, на меня некто таинственный и непостижимый написал донос в КГБ. Ну и меня, натурально, вызвали, и обвинили в том, что я «готовил группу для перехода государственной границы в районе Батуми».

Я до сих пор видел тот Батуми только на географической карте, но постращали меня тогда двое «граждан начальников» от души, никому не пожелаю пережить такое. Даже предсказали, что наиболее вероятно может со мной произойти в дальнейшем:

«Вот собирается Уличком, и постановляет выселить Вас за антиобщественное поведение за 102-й километр. Вы приезжаете в другое место, а Вас там на работу не принимают, потому что у Вас нет прописки. А прописку не дают, поскольку Вы не работаете.
Вы подергались-подергались, и пожалте на нары за тунеядство! Вышли - тот же результат. И Вы уже рецидивист!
Или вот прогуливаетесь Вы по улице в центре города, а тут вдруг драка, в бок ножичек, - чисто случайно».

Я даже фамилию одного из этих господ «офицеров» запомнил: Смирнов. Потребовались не меньше десятка лет и десятка порядочных ребят с такой фамилией потом, чтобы она перестала быть для меня символом негодяя.

Не посадили, но раз у них засветился, в покое тебя не оставят. И точно, отправил почтенный секретарь Ученого Совета Московского текстильного института им. Косыгина документы мои в Высшую аттестационную комиссию при Совете министров СССР (ВАК), и тут начались поистине восточные чудеса Шахерезады.

Прошло полгода, а оттуда ничего. Я шлю запросы и сам, и через ВУЗ, в котором я работал уже по распределению, но ответа никакого. Как будто там всех разбомбили. Отреагировали только когда мой отец, известный в науке человек, сам поехал в Москву, на прием в ЦК. Там обещали разобраться.

И точно, ко мне в солнечный Херсон приходит повестка в ВАК. Прибываю, - вместо 10 утра вызывают в 10 вечера. Сидят несколько незнакомых мне человек и задают вопросы типа вот в такой ситуации Вы как бы поступили, а в такой? Ну, поговорили и поговорили, ждите, Вас известят.

Жду, не извещают. Пишу – ни ответа, ни привета. Тогда пишу в газету «Правда», приходит вполне доброжелательный ответ. И сразу же снова вызов в ВАК. И снова повторяется милый разговор.

Так раза три, пока, наконец, тогдашнему Ученому секретарю ВАКа Волкову не стало меня жалко, и он шмыгнул за мной в туалет на 1-м этаже, и, стоя у соседнего писсуара, прошептал мне на ухо: «Это Вам за то, что Вы где-то что-то не так сказали!».

В общем, мне выдали письмо о лишении меня ученой степени только после обращения в ЦК, причем, дата лишения была на год старше последнего свидания у писсуара.

Ладно, что «новая» и очень «демократическая» Россия передо мной и десятками таких же жертв советской инквизиции, сидевших тогда рядом со мной в «предбаннике», даже не извинилась, я уж о восстановлении справедливости и не говорю, - мне эта моя история вспомнилась в связи со страшным преступлением, совершенным всего 15 часов назад в самом центре Москвы:

«Вечером 27 февраля на пешеходной части Большого Москворецкого моста в Москве неизвестные застрелили оппозиционного политика Бориса Немцова, входившего в число организаторов намеченного на 1 марта антикризисного марша «Весна». Убийство произошло совсем рядом с Кремлем, однако задержать по горячим следам преступников не удалось.

По данным Следственного комитета, убийца стрелял из пистолета Макарова. С места происшествия изъяли шесть гильз от патронов калибра 9 миллиметров, причем магазин пистолета был сформирован из патронов разных производителей.

В правоохранительных органах считают, что за Немцовым следили с момента посещения ГУМа. Источник ТАСС заявил, что один человек предположительно шел за Немцовым и координировал действия одного или нескольких соучастников, ждавших в машине удобного момента для совершения преступления.

Соратники политика сошлись во мнении, что убийство напрямую связано с политической деятельностью Немцова, который был известен как резкий критик российской власти.
Борису Немцову было 55 лет. Его убила направляемая телевизором ненависть, открыто объявленная охота на врагов и предателей, бушующая вокруг холодная гражданская война».

Ну, сюжет со 102-м километром сейчас несколько... не comme il faut, поскольку «Уличкомов» не стало, - вот он чисто так и прогуливался в центре столицы, а тут вдруг «драка, в бок ножичек», пардон, террористы из ИГИЛ, в штатском, и, разумеется же, совершенно случайно, - адрес перепутали, не на тот самолет сели, и вместо Бейрута вылезли у Кремля.

Валентин Спицин.