Дневник электрофикатора. продолжение 52

Владимир Шарик
 Первым делом я поехал домой, что бы успокоить Оксану. Она бросилась мне на шею, и не хотела меня отпускать. Её мама, которая находилась у нас в гостях едва разомкнула её руки. Я успокаивал Оксану как мог, но она рыдала ещё больше, при этом всё повторяя , почему я её не предупредил, что меня забрали в тюрьму. Я не пытался ей ничего доказывать, только крепче её обнимал, и говорил, что больше этого не повторится, хотя в это сам слабо верил. Наконец, нам вдвоем с мамой удалось прекратить поток слез, и я сказал, что мне надо идти на работу. мама удивилась:
 - Даже не покушаешь, у нас есть борщ.
 - Я недолго там побуду, скажу, что я уже на свободе, и спрошу, что мне делать.
 Кроме того, что я переживал за судьбу сгоревшего трансформатора, я боялся, что меня уволят с работы, которая уже вошла в мою жизнь, несмотря на все неприятности, связанные с ним.
 Оксана снова бросилась мне на шею:
 - Никуда я тебя не пущу. Не пущу!
 С трудом мне удалось снова её успокоить, и я пошел в участок.
 Петр Сергеевич встретил меня очень радушно, сказал, что рад моему освобождению. Он ввел меня в курс дел на подстанции: на трансформаторе, при помощи электриков с Днепрогеса заменили сгоревшую обмотку, и снова поставили его под напряжение. Трансформатор исправно работал, но выпрямитель не включали, дожидались меня.
 Вместе с ним мы пошли на тяговую площадку, рабочие моей бригады встретили меня очень хорошо, каждый радостно пожимал мне руку. Петр Сергеевич и я, после некоторого обмена мнений, решили попробовать еще раз запустить выпрямитель, только в этот раз я стал у блока управления быстродействующего выключателя, что бы в случае "обратного зажигания" выключить вручную быстродействующий выключатель. Реостатом мы стали подавать пониженное напряжение - выпрямитель работал нормально, но только начали увеличивать напряжение как начался процесс "обратного зажигания", и я отключил быстродействующий автомат, трансформатор был спасен. Однако же вопрос оставался открытым, ибо мы не могли в контактную сеть напряжение для движения электровоза. Мы были в тупике, что бы хоть что-то делать, я предложил еще раз сделать тщательную ревизию выпрямителя. Петр Сергеевич пошел в контору стройки доложить результат, а мы занялись ревизией. Но не прошло и часа, как прибежал счастливый Петр Семенович, а с ним мужчина преклонного возраста, с "профессорской бородкой". И действительно, это оказался профессор Вологдин, создатель этого первого советского ртутного выпрямителя, он приехал с Ленинграда. Я ему кратко рассказал о наших проблемах, то чем мы занимаемся. Он похвалил ха наше упорство, дал несколько полезных советов по очистке графитовых анодов и чистоте в корпусе. Он пошел устраиваться в гостиницу, нам же надо собрать выпрямитель, что бы завтра могли приступить к включению выпрямителя.

 28 октября 1934 года.
 На другой день мы уже с профессором Вологдином пытались поставить под рабочее напряжение ртутный выпрямитель, но ничего не получилось, хорошо, что я вовремя выключил быстродействующий выключатель, и защитил трансформатор от короткого замыкания. Профессор  предложил проверить как работает вакуумный насос, оказалось, что происходит утечка воздуха, и мы не можем достичь необходимого вакуума. Мы  стали искать причины утечки, проверяли все соединения, зачищали их, смазывали и снова соединяли трубы. По очереди проверяли проходные изоляторы и плотность графитовых анодов. В одном из анодов мы нашли подгоревшую прокладку, результат "короткого" замыкания. Работу мы производили днем и ночью, ибо время шло к дню открытия движения электровозов. К нам постоянно приходили представители из конторы, интересовались, как скоро мы выдадим напряжение в контактную сеть. Профессора очень раздражали эти "ходаки", он успокаивал их, что все будет выполнено в срок.
 После замены прокладки, мы снова собрали выпрямитель, попытались поставить его под рабочее напряжение. Однако снова пошел процесс "обратного зажигания", я снова вручную отключил автомат вовремя. У нас были серьезные проблемы, из которого не видели выхода. По совету профессора мы стали изменять графитовый анод, поменяли двигатель, который создавал поток охлаждающей воды, на более мощный, но и это не приносило положительных результатов.
 Тут Петр Сергеевич предложил сделать аноды из твердых образцов стали, с чем согласился и профессор Вологдин. Я пошел искать Михаила Ивановича, что бы вместе с ним поехать на склад и получить болванки из стали. Пришлось целый день потратить на поиск нужных сортов стали. Вечером я их привез в мастерскую, что бы токарь выточил из них стальные аноды по образцу графитовых анодов. А сам пошел домой, ибо я два дня не появлялся там, а Оксана очень нервничала.