Сгущёнка

Александра Мазманиди
      

                Я не знаю время появления сгущёнки, но для себя я её открыл, когда мне было чуть больше пяти лет. Мы с сестрёнкой Аськой  часто болели, были хилыми и детский врач посоветовал маме увезти нас на лето  к южному морю, поменять климат, папа остался один зарабатывать деньги. Он проводил нас на вокзал, обнял, похлопал меня по плечу и велел помогать маме, присматривать за трёхлетней Аськой.

                Ехали мы долго, разглядывали в окошке мимо пролетающие вокзалы, леса, полустанки, поля, потом увидели, наконец, бескрайнее, безбрежное, сине-голубое море и ехали вдоль берега очень долго, мечтая поскорее уже войти в него и поплескаться. Мелкие волны  лениво накатывали, казалось, лизали  почти белый прибрежный песок и манили к себе.

                Мама привезла нас в маленький приморский городок, там мы сняли закуток у высокой улыбчивой  тётки Варвары, живущей вдвоём с сыном Лёшкой. Мама была очень рада, что удалось устроиться быстро, недорого и близко от морского берега.

                Двор наших хозяев  оказался небольшим, уютным, был похож на большой  неимоверный цветник -  цветы росли в горшках, горшочках, тазах и даже в корыте на повозке, не говоря уже о земле - в футбол не погоняешь. Дорожки и клумбы были обложены булыжниками, мелкими и крупными. Виноградные террасы торжественно  обрамляли двор и отделяли его от  большого фруктово-цитрусового сада, уходившего в гору. Варвара сразу разрешила нам безвозмездно пользоваться фруктами, ягодами, овощами, но мама запретила нам с Аськой самим брать что-либо, злоупотреблять гостеприимством.
 
                Хозяйский сын  старше меня года на три,  весёлый, общительный парень сидел на крыше сараюшки, рвал и бережно складывал в корзинку  ароматные абрикосы с веток, уютно лежащих на той же  крыше.

                Множество красивых ярко-оранжевых плодов лежало на земле, некоторые были разбиты-помяты, истекали  густым соком и благоухали, их  облепили пчёлы, то ли осы и мухи. Я ходил вокруг дерева, наступал и давил плоды, устилающие землю янтарным ковром и разглядывал удивлённо - всё это для меня было в диковинку.
                -Эй, пацан, давай ко мне на крышу! -  закричал хозяйский сын.
                Лёшка ждал меня на крыше, придерживая лестницу, чтобы она не  качалась. Я боялся высоты, никогда ещё не взбирался по лестнице, но вида не поддал и стал карабкаться к нему.

                - Тебя Данькой зовут, - сказал он утвердительно. Я слышал, тебя мамка так называла. А я вас издалека увидел, как вы шли к нашему дому. Вам Анька дала наш адрес, да? Будем вместе рыбалить? На всё лето к нам? Вот здорово! Он не унимался и почти не слушал моих ответов, рвал абрикосы и рассматривал меня.

                Полную корзинку он бережно спустил на землю, а потом помог спуститься и мне, видимо, понял, что я трушу. Наша мама сразу стала помогать тёте Варе освобождать абрикосы от косточек и складывать на большие листы для сушки, чтобы потом получился урюк или курага.Надо ли говорить, что в этот день я объелся абрикосов до тошноты и боли в животе, а ведь меня предупреждали женщины.

                Утром мама с Аськой пошли в аптеку и на базар, а я остался дома по причине больного живота. Ко мне запросто пришёл Лёшка (это же был его дом), увидел на столе открытую банку сгущёнки ( мама с Аськой утром пили чай со сгущёнкой), взял ложку и стал уплетать сгущёнку за обе щёки.Там же на столе лежала большая книга, видимо, медицинская энциклопедия, мама читала, как помочь моей беде. Лёшка стал рассматривать картинки в этой книжке и продолжал доедать сгущёнку, причмокивая, облизываясь и постанывая от получаемого удовольствия и восторга. Признаться, мне даже затошнило от всего увиденного и я выскочил во двор.

                Мы мирно сидели на лавочке и болтали с Лёшкой, вернее, он рассказывал мне о рыбалке, о том что ловится на удочку в море летом, весной, когда вернулась мама с Аськой. Я покорно пошёл лечиться и к вечеру животу стало намного  легче, но мне попало от мамы за книгу, у которой слиплись многие листы от сгущёнки и за то, что я много съел сладкого молока. Я не признался, что сгущёнку съел Лёшка и книгу испортил тоже он, не мог  я подвести-выдать нового друга.  Сам же я ещё долго обходил стороной  все плодовые деревья, растущие во дворе, боясь искушения.

                Лёшка, зная, что у нас есть сгущёнка, просил меня вынести тайком банку в сарай, там он гвоздём делал две дырки в жестяной крышке и высасывал сладкую тянучку, иногда давая и мне попробовать. Было приторно сладко и липко, но вкусно, а ещё было страшно, потому что без спросу я никогда ничего не брал раньше. И страдал от этого плохого поступка. Эх, сколько потом было плохих поступков за всю жизнь.Не сосчитать.

                С Лёхой мы остались друзьями на всю жизнь. Он научил меня нырять, удить рыбу, любить и уважать море. А ещё научил варить сгущёнку прямо в закрытой банке, правда один раз мы забыли про неё, вода из кастрюли выпарилась и банка громко взорвалась.Мы забежали в летнюю кухню, а там коричневые куски сгущёнки свисали с потолка и были разбросаны по полу. Ох, и попало же нам!
   
                Помню, как-то с друзьями студентами мы поехали на недельку отдохнуть к Лёшке по старой памяти. Зная его пристрастие к сгущёнке, взяли десяток банок, да ещё консервов рыбных и тушёнки, чтобы сэкономить на еде. Тётка Варвара уже померла, Лешик ещё не женился и был рад моему приезду с друзьями. Двор показался мне микроскопическим, но таким же милым, с теми же цветниками, старыми виноградниками и садом.На меня нахлынули-захлестнули детские воспоминания, с которыми не может сравниться ничто.Ярче воспоминаний быть не может,я думаю.

                Мы каждый день пили виноградное вино и купались в море.
 Обратные билеты предусмотрительно купили заранее, оставшиеся деньги бездумно растратили в первые дни, потом перебивались консервами и фруктами-овощами из хозяйского сада-огорода. Кроме того, помогали по хозяйству - перекрыли сарай, вставили новые окна в доме, отремонтировали пол.Короче, Лёшка остался доволен, неделя пролетела незаметно и мы распрощались до новых встреч.
 
                В поезде ехать нам двое суток, кроме фруктов - еды никакой, денег тоже нет, а жрать хочется, спасу нет.  Мы старались всё время спать, но от голода  не очень-то спалось, хотя стук колёс меня всегда убаюкивал. На второй день стали мы перебирать-перекладывать свои вещи, может хоть корочку хлеба найдём.

                - Ура, у меня завалялась банка без опознавательных знаков, - завопил Федька.
                - Может это тушёнка? - с надеждой пролепетал Юрка.
                Мы быстро открыли банку, но к нашему сожалению это была сгущёнка. Мы попили с ней кипятку ( благо он бесплатно, в любом количестве был в титане), тепло медленно разливалось по пустому желудку и стало немного легче жить.  Домой мы приехали загорелыми и похудевшими, зато запомнили на всю жизнь, что тратить бездумно все деньги нельзя ни в коем случае.

10.02.15.