Цветочный Рафаэль называли Ян ван Хейсума

Алина Алексеева-Маркезин
 Натюрморт Ян ван Хейсума  Плоды, цветы и насекомые. 1735г.
 
    Очень много хвалебных слов сказано о творчестве ЯН ВАН ХЕЙСУМА 1682-1749гг.,знаменитого голландского мастера натюрморта. Его ещё называли ЦВЕТОЧНЫЙ РАФАЭЛЬ.
    Творчество художника  пришлось на 18 век,когда постепенно многие жанры голландской живописи приходили в упадок.


     О жизни Яна ван Хёйсума известно немногое. Его отец Юстус ван Хёйсум-старший, как и три его брата Юстус-младший, Иаков и Михаил, были художниками. В 1704 году он женился на Маргарите Шоутен.Очень быстро стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский.

            Ян ван Хейсум, как и его отец, является наследником традиций живописца Яна Девидса де Хема. Живопись де Хема отличала проникновенная любовь к натуре, ко всем ее тонкостям. Его особенностью было, умение объединить и подчинить все детали единому целому, благодаря ярко выраженному свету, который объединял все цвета в теплую, солнечно - золотистую гамму. Ян Девидс обладал плотной и сочной техникой живописи, с помощью которой он передавал все богатство фактуры предметного мира.

 
         О прижизненной популярности художника свидетельствует тот факт, что на состоявшемся вскоре после смерти художника аукционе его четыре пейзажные акварели были проданы за 1032 флорина, а живописный цветочный букет — за 1245 флоринов, в то время как за «Голову старика» Рембрандта, две картины Яна Стена, натюрморт Виллема ван Алста и картину Альберта Кейпа было уплачено соответственно всего 25, 30, 19 и 13 флоринов.


          РАССКАЗАТЬ О ТВОРЧЕСТВЕ ЭТОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ХУДОЖНИКА мне  захотелось цитатами и отзывами искусствоведов и тех людей, которые тепло отзывались о его творчестве.
     «Выдающийся живописец ХУШ столетия, писавший натюрморты с цветами и фруктами; чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Именно в композициях с цветами и фруктами он достиг совершенства.

      Он умел узнавать тайны природы, запечатлевать летучую красоту цветов в те мгновения, когда они особенно прекрасны, и достигать невероятной виртуозности в этом жанре благодаря правдивости и многообразию красок и почти прозрачной фактуре  цветов.

    Он первый стал изображать цветы на фоне ясного неба и превзошел всех своих предшественников в мягкости, свободе, совершенстве и жизнеподобии. Он добивался впечатления сочности и  верности цветовых пропорций.

    Был до такой степени замкнут в своем творчестве, что не позволял никому наблюдать за его работой. Его цветы красивее и натуральнее, нежели его фрукты. Капельки росы и насекомые, также изображаемые им, представляются живыми и подвижными. За свои картины брал 1000 – 1400 гульденов. В настоящее время две его акварели оцениваются в Голландии в 10000 гульденов».
                Allg. Deutche Real-Encyklopadie

               "Цветы ван Хейсума блистают изумительными красками и предстают в своей естественной свежести, как будто роса сию минуту напечатлела на них свои жемчужины. Он включал в свои цветочные композиции также насекомых, бабочек, птиц, птичьи яйца в гнездах и т.п. – все, чем отмечено великолепное одеяние Природы.

                Часто он ставил цветы в вазы, украшенные прекрасными барельефами. В своей работе он проявлял наивысшее тщание и при наложении красок, масел и лаков убирал каждый лишний блик, стремясь создать ощущение глубокой тайны. Лессировал он до бесконечности. Краски его ясны и прочны, они по сей день не утратили своей свежести." 
                Naglers Kunstler-Lexicon

       
          Поклонники совершенства в его особенном великолепии ставят ван Хейсума выше всех живописцев, когда бы то ни было работавших с цветами. Тщание, с каким он выбирал самые яркие и густые краски, находил их сочетания, очищал масло, не в малой степени способствует тому впечатлению сверкающей свежести, которое остается у видевших его работы.


           Декан пишет: «Белая грунтовка деревянных досок и холстов делалась им с теми же прилежанием и чистотой, с каким он избавлял себя от боязни, что кто-то увидит его палитры,– он рвал или уничтожал их». Он все выполнял с величайшей точностью, без малейшей небрежности, но при этом не был сухим."

           Его вкус проявился и в том, как он группировал цветы, самые светлые помещая посередине, к каждому цветку применяя отдельную краску и затемняя натуру от середины к краям. Птичьи гнезда, яйца в гнездах, оперение птиц, насекомые, бабочки, капли влаги – все представлено с большой достоверностью и дает полную иллюзию действительности.
               

                Высоко ценил творчество художника Гёте.
     «Естественный свет не только охватывает все части предметов, но и через световые отражения придает им ясность и отчетливость. Такой подход особенно действенен при написании тонких ветвей, игл хвойных растений или самих цветов, не имеющих широкого сплошного силуэта.

ГЛАВНОЕ В ЕГО ЖИВОПИСИ.

              Главным нововведением Ян ван Хейсума  является решительный отказ от темного колорита. Художник начал писать, вопреки традициям, на светлом фоне очень светлыми красками. Новая цветовая гамма в сочетании с точностью рисунка и « невиданной даже среди мастеров голландской школы тщательностью письма  принесла художнику оглушительный успех при жизни и долгую славу самого дорогостоящего живописца натюрмортов после смерти. В картинах Яна ван Хейсума прослеживается ни сколько естественность, сколько композиционное излишество и чрезмерная пышность.

     Ян ван Хейсум очень тщательно работал над своими заказами.Несмотря на высокие цены,его работы пользовались огромным спросом.Он сам придумывал составы красок , лаков и хранил это в тайне. До настоящего времени его работы поражают яркостью красок и светлым,солнечным колоритом.
Текст с иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/3285169