Святым может стать каждый - 3

Ли Балт
*  *  *
Мы отошли к скамейкам и присели. Сестра Наталья взяла меня за руку, и тепло ее ладони передалось мне, не смотря на то, что в Храме было достаточно прохладно.

— Любишь органную музыку? — спросила монахиня.
— Да, очень.
— В это воскресенье будет. Приходи.

Она не отрывала глаз от моего лица, все еще продолжая держать мою ладонь, а потому я почувствовала, что назревает какой-то важный разговор.
— Тэн, а ты ведь не просто так пришла ко мне, хоть и  собираешься писать о Храме.
— Не просто…
— Открой сердце, Тэн. Что на душе?

Я молчала, потому что, хоть и была писателем, но не знала таких слов, чтобы объяснить, что со мной происходило. Последнее время, мои коллеги по перу не узнавали меня, и тому послужили перемены, которые случились со мной, полгода назад. Пока я пребывала раздумьях об этом, сестра Наталья заговорила со мной,  и лицо ее при этом сделалось достаточно серьезным.

— Тэн,  тебе под силу, не волнуйся.   Я вижу, что ты держишь пост и молишься. Но в другие дни пьешь ли ты вино, ешь ли дурную пищу?
— Не пью. Вообще я вегетарианка. Не ем ни мяса, ни рыбы,  ни даже яиц.
— Замужем ли ты?
— Нет, и никогда не была, так как непонятна мне мужская любовь вообще.
— Ты говорила, что училась где-то?
—Да, я закончила курс медицинского массажа, моя курсовая работа была «техника  энергетического массажа», где воздействуя на акупунктурные точки с помощью пальцев рук я научилась владеть знаниями о профилактике и излечении различных заболеваний на ранней стадии.
— И это очень кстати, к тому, о чем ты поведала. Основными условиями для канонизации являются: праведное житие, народное почитание и творение чудес, вроде исцеления больных, совершаемые по молитвам святого.
-- Это вы к чему?
-- Тэн, у тебя все предпосылки, чтобы начать праведную жизнь и к концу жизни стать святой.
 
Я посмотрела на нее удивленно.

— Но для этого, нужно окончательно порвать с миром,  настоятель  сможет выделить тебе келью,  -- продолжала монахиня, - как у тебя со здоровьем, сможешь ли ты переносить холода и сырость?
— Подождите, — заволновалась я, —я вообще-то писатель.
— Там ты сможешь работать над своими книгами. Или просто заниматься летописью.
— Ну, а как же…
— Чего ты так разволновалась, Тэн, есть ли тебе,  что  терять? Состояние имеешь какое или имущество?
— Да нет у меня ничего, только кровать, стол и компьютер.
— Очень аскетичная жизнь у тебя, а Храм станет тебе прибежищем и домом. Ты будешь монахиней, возьмешь инициацию и имя. Будешь писать и исцелять прихожан.
— Подождите! Ну разве так можно?
— Сколько лет тебе?
— 33.

Монахиня улыбнулась, а я опустила глаза. Возраст Христа, начало пути для всех монахов.

— Тэн, тебе на все уже указывает, что путь у тебя один.
— Ну я же женщина!  — это был мой последний аргумент, — для них есть другие предназначения.

— Пойдем со мной, я покажу тебе одну удивительную икону, которую нам подарила одна православная художница.  На ней изображена Терезочка из Лизье. Это святая. Я расскажу тебе о ней.   Ее причислили к лику святых в 1925 году, и провозгласили  Учителем Церкви в 1997 году. Но  все это было бы невозможно, не будь она автором одной-единственной книжки.  Тереза Мартин написала  автобиографичную книгу  "История одной души", которая вышла после ее смерти в  1898, а к 1915 году была переведена на девять языков мира, включая русский. 




Дальше сестра Наталья поведала мне о  святой Терезе вот такую историю.


*  *  *
Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых, писавших только о  вопросах праведной  жизни. Большинство святых,  доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой, поэтому ее зовут Терезочкой.
 
Терезочка писала о том, что  мечтала заниматься миссионерством, потому что  XIX век был веком католического миссионерства. Святая Тереза довольно решительно требовала публикации своей автобиографии, что для монахини было странно, а тем более для нее, которая писала все больше о семье,  о цветах, о самой себе. Казалось, что  это проявление какого-то крайнего эгоизма.  Но ее тексты показывали, что Тереза  уловила какую-то правду, необходимую людям.  И эта правда содержалась в таких простых словах:

— Будьте проще, 
— Быть святым призван каждый,
— Будьте как дети,
— Любите Бога.

Цитата из книги Терезы:
«Господи, быть Твоей невестой, быть кармелиткой, быть, в силу союза с Тобой, матерью душ - всего этого мне должно было бы хватить. Но ведь это не так. ... Я чувствую в себе и другие призвания: воина, священника, апостола, учителя Церкви, мученика ... Я чувствую в себе призвание священника!»

Невероятно, католичка, заявляющая, что она чувствует в себе призвание священника, это было слишком. Однако,  Учителем Церкви Тереза была в конце концов провозглашена. Конечно, нет такого канона, что Учителем Церкви может быть лишь мужчина, а что священником может быть лишь мужчина – есть.  Поэтому для Терезочки нашли канон.

Тогда  она заявила: «Преклоняюсь перед смирением святого Франциска Ассизского и чувствую призвание подражать ему, отказавшись от высокого сана священства» . Она была уверена, что получила по праву.

Тереза была современницей первых феминисток - тогда их звали суфражистками. Женщины, подобные Терезе, чувствующие призвание к священству, могут просто исчезнуть, если для них не будет канона. Тереза может показаться простушкой и вызвать восхищение в этом качестве у одних и ненависть у других, но  ее почитание не исчезает, а нарастает по сей день потому, что она была более свободной, чем любая современная феминистка.

Патриархальная семья, патриархальное общество - несправедливы. Тереза вышла в свободу. Она была в женском монастыре, но в ней нет покорности мужчинам или женщинам, нет и бунта против устоев патриархата. Она просто знает свое призвание. Тереза сделала свой пол своим частным делом, отказавшись отдавать его в собственность и патриархальному обществу, и его противникам. Ее тексты на две трети состоят из воспоминаний о детстве, а другая треть часто написана словно ребенком, но ни там, ни там нет ни капли инфантилизма. С одними она как жесткая старуха, с другими как ребенок.

В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза сделала попытку поступить в монастырь, однако епископ отказался дать свое согласие, ссылаясь на юный возраст. Вскоре,  епископ, убедившись, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту — стать кармелиткой. Через 7 лет после поступления в монастырь у Терезы начал развиваться туберкулез. 30 сентября 1897 года Тереза скончалась в возрасте 24 года. Последние годы жизни она и посвятила той автобиографической книге, где описала свою жизнь и ответила на  богословские вопросы.

Господь, призывает строить Храм на скале, имея в виду не земные представления о твердости и силе.  Тереза  построила свой храм на песке, и то был своеобразный и главный Храм ее сердца.   Пока в мире идут глобальные, мировые, вечные, проклятые войны, на все вопросы отвечает  Учитель Церкви Терезочка Мартен.





На фото: Святая Терезочка из Лизье.
 
Учитель Церкви  —  с 1298 г. даваемое звание  Католической церковью заслуженным богословам. В настоящее время общее число Учителей Церкви составляет 36 человек, в том числе — четыре женщины.


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/03/04/1151